научная статья по теме КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Биология

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 502 (07)

КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ:

НАУЧНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Б. И. Кочуров, д. г. н., проф., ведущий научный сотрудник, Институт географии РАН, info@ecoregion.ru,

Н. Ф. Винокурова, д. п. н., проф.,

зав. кафедрой, член научного совета

по проблемам экологического образования

при Президиуме РАО, eco@bc.ru,

В. М. Смирнова, к. г. н., доц.,

старший научный сотрудник, почетный

работник высшего профессионального

образования, valentinka.ved@mail.ru,

О. В. Глебова, к. г. н., доц., доцент,

glebova_olga@inbox.ru,

Нижегородского государственного

педагогического университета им. К. Минина,

В. А. Лобковский, к. г. н., научный сотрудник,

Институт географии РАН,

inecol@mail.ru

Примерно с середины уходящего века история человечества обрела новый масштаб, от «Золотого миллиарда» до вымирания малых коренных народов. Человечество оказалось в пограничной экзис-тенциональной ситуации, которая описана в статье и подлежит переосмыслению в целях существования человека на Земле.

Авторы статьи убеждены, что совокупность целей и ценностей, которые определяют наше понимание меры нашего соответствия вселенной дает не концепция антропоцентризма, а концепция эко-центризма — экологического культурного императива. При этом авторы статьи раскрывают понятие культуры природопользования как модель и результаты человеческой деятельности, как инструмент наилучшего решения конкретных задач, как символы измерения связей культуры, личности и общества.

Around the middle of the 20th century, the history of humanity acquired a new scale, from the "Golden Billion" to the extinction of ethnic minority groups. Humanity has been in the borderline existential situation, which is described in the article and is subject to reconsidering in order to save the human existence on the Earth.

The authors believe that the set of goals and values that define our understanding of the measure of our compliance with the Universe is not given by the concept of Anthropocentrism, but by that of Eco-centrism, i.e. ecological cultural imperative. The authors of the article reveal the concept of the nature management culture as a model and results of human activity, as the best tool to solve specific problems, as symbols for the measurement of the ties of culture, an individual and society.

Ключевые слова: культура природопользования, антропоцентризм, экоцентризм, равновесное природопользование, элементы культуры природопользования.

Keywords: the nature management culture, an-thropocentrism. eco-centrism, equilibrium nature management, the cultural elements of nature.

Введение. Во второй половине XX века мир вступил в социально-экономическую формацию, которую называют постиндустриальной эпохой, экономикой знаний, информационных технологий, эрой потребления1. Каждое из приведенных названий в той или иной мере отражает какую-то грань изменений в содержании социально-экономических реалий, векторе меняющихся цивилизацион-ных ориентиров.

С точки зрения состояния окружающей среды особого внимания заслуживает акцент на ценностях общества потребления, которые наиболее ярко выражены в странах, относимых к Центрам мирового развития — странам «Золотого миллиарда». На их долю приходится менее седьмой части населения Планеты, но на удовлетворение потребностей этих стран работает практически весь мир. В значительной мере поэтому в конце прошлого века резко выросли темпы потребления природных ресурсов, соответственно увеличились масштабы вмешательства в окружающую среду, получившие не только территориальные, но и пространственные параметры. Например, к концу 60-х годов в СССР средняя глубина скважин для добычи нефти и газа составляла 1710 м. В настоящее время наибольшая в мире глубина скважин для промышленная добычи газа — 7460 м (шт. Техас, США).

В условиях глубокой экономической глобализации, ставшей знаковым событием последних десятилетий, изменение территориальных масштабов преобразований связано с вовлечением в хозяйственный оборот природных

1 В последнее время звучат и такие экзотические определения, как эпоха приоритетов свободного времени и времени «экономики удовольствия», которыми в стремлении нестандартно обозначить новации подменяется понятие сферы услуг.

ресурсов территорий с ландшафтами ограниченной экологической емкости и ярко выраженной неустойчивости к антропогенным нагрузкам. К ним относятся высокие широты, аридные и семиаридные территории тропиков, зона влажных экваториальных лесов. В тропической и экваториальной зоне расположено подавляющее большинство развивающихся стран, где ранимая природа зачастую не защищена ни правовыми, ни экономическими мерами.

Глобализационные процессы в экономике обусловили появление в мирохозяйственных связях таких процессов, как миграция производств, развитие импортозамещающих отраслей, которые способствуют вовлечению в единое экономическое пространство стран полупериферии и периферии. Изменения в экономике развивающихся стран, вовлечение их в единое информационное пространство все активнее воздействуют на социальные процессы и на ценностные ориентиры населения периферии и полупериферии. Все более привлекательными становятся стандарты потребления, характерные для стран «Золотого миллиарда». Тенденции роста потребления в сочетании с ростом численности населения ставят человечество перед риском тотального истощения ресурсов жизнеобеспечения. Выживание в условиях надвигающегося дефицита всех видов ресурсов — это проблема всего человечества.

Перед этой угрозой население планеты должно либо объединиться в поисках выхода из критической ситуации, либо уйти в небытие, так как сценарии переселения в космическое пространство и другие фантастические сценарии едва ли станут реальностью, в силу опять же их ресурсоемкости.

Выход может быть найден в изменении технологий и вовлечении в систему энергоснабжения и ресурсообеспечения новых, пока нераскрытых резервов природы, либо в переходе к иному цивилизационному типу развития, когда основной ценностью станет устойчивость развития, становление экологической культуры, культуры устойчивого развития как основного вектора развития и целеполагания общества нового типа. Как ни парадоксально звучит, но именно общество потребления породило необходимость перехода к своей противоположности — обществу экологической сообразности (ограниченности) масштабов потребления. В условиях становления общества нового типа устойчивое развитие становится универсальной парадигмой научного поиска в

сфере коренного изменения практики и культуры природопользования, а также осмысления, казалось бы, незыблемых общечеловеческих категорий и феноменов, среди которых — феномен культуры. В большинстве случаев под культурой понимают совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, познания и творчества, возникших в процессе взаимодействия человека и природы. Без этого общество не может воспроизводиться, следовательно, не может существовать. Культура характеризует человека как творца материальных и духовных ценностей, она включает в свою орбиту и способы его созидательной (порою деструктивной) деятельности, осуществляемой в природной среде. Поэтому в понятии культуры заложен глубокий экологический смысл.

С течением времени экологический смысл, экологическая функция культуры менялась. На протяжении многих веков культура рассматривалась как нечто противостоящее природе, поскольку без использования природных богатств, без вторжения в природу человечество не может существовать. Но в условиях надвигающейся ресурсной катастрофы назрела необходимость пересмотра традиционной позиции. В настоящее время акцент все больше переносится на природосохраняющую функцию культуры, которая может быть реализована через коэволюционное (сбалансированное) развитие природы и общества, через формирование и воспитание экологической культуры.

Признание природосохраняющей функции культуры требует коренной перестройки системы ценностей общества и, прежде всего, новой парадигмы духовной и поведенческой культуры человека, ориентированной на устойчивое развитие. На смену антропоцентризму должна прийти экологическая культура, опирающаяся на парадигму экоцентризма. При этом гуманистическое содержание парадигмы устойчивого развития и коэволюции природы и общества не будет утрачено, поскольку устойчивость природной среды является залогом сохранения человечества как основной ценности общественного развития.

Экологическая культура существует как в бытовом, так и в общекультурном понимании. В первом случае она представляет собой своего рода кодекс повседневного поведения в окружающей среде, в которой «не навреди» — означает: не вытаптывай траву, не собирай всех ягод, не разоряй гнезда, не обижай «братьев наших меньших» и прочее. Умалять эту сто-

рону экологической культуры было бы неправомерно, ее надо принимать как первый шаг воспитания экологических знаний, экологической культуры, первые ступени формирования поведенческих экологических стереотипов.

В общекультурном понимании экологическая культура приобрела характер культуры глобального мышления и локальных действий в окружающей среде. Суть экологической культуры как мировоззренческой категории заключается в открывающейся перспективе перехода к устойчивому развитию, формированию «человека экологического», способного поставить интересы сохранения окружающей среды в пригодном для жизнедеятельности состоянии выше сиюминутных потребительских интересов. Воспитание экологически-ориентированного человека — ключевое условие перехода к устойчивому развитию. В контексте перехода к устойчивому развитию понятие экологическая культура охватывает весь спектр взаимоотношений в триаде «природа—человек—общество» [1].

Экологическая культура может быть структурирована как сочетание материальной и духовной составляющей. Под материальной составляющей понимаются все формы материального взаимодействия общества и природы, под духовной — экологические знания, убеждения, ценности, в конечном счете — экологическое сознание, мировоззрение, которое рассматривается как ядро экологической культуры. Разверну

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком