научная статья по теме КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»

ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА, начальник Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского

Культурная инициатива

или социальная закономерн

Спектр музейной деятельности библиотек достаточно широк. Особенно в таком городе, как Санкт-Петербург. Ведь библиотека - это хранилище исторического и культурного наследия города.

СЕГОДНЯ не только широко обсуждается проблема легитимности музеев, мемориальных фондов, библиотек-музеев, работы с книжными памятниками в общедоступных библиотеках и необходимостью выработки правовой регламентации для их деятельности. Но и стоит задача формирования единого информационного и интеллектуального пространства библиотек, музеев, архивов, создания интегрированных информационных ресурсов, взаимодействия этих трёх информационных центров в электронной среде при обслуживании одного и того же пользователя. Это обеспечит расширение и взаимообогащение единого культурного пространства.

В настоящее время во всех сферах жизни (в том числе и культуры) наблюдается взаимопроникновение различных направлений и видов деятельности. В музеях хранятся фонды редкой книги и документы, которые могли бы храниться в библиотеках и архивах; музейные библиотеки обладают уникальными фондами, а немузейные организуют собственные музеи. Но потребителю не важно, где именно хранится тот или иной документ или изображение в библиотеке, музее или архиве, ему необхо-

димо получить доступ к интересующей его информации.

Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского в этом направлении активно работает последнее время. Например, разнообразие информации стало объектом поддержки международного проекта публичных библиотек «Пульман» в рамках «Электронная Европа». Одной из важнейших задач публичных библиотек участники проекта назвали поощрение чувства социальной общности на местном уровне, интереса к семейной истории и родному краю в условиях роста мировой глобализации, оказание помощи в создании, предоставлении доступа и сохранности для будущих поколений цифровых копий документов, находящихся в местных архивах, библиотеках, музеях.

Важно отметить также и создание Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского базы данных «Путеводитель по ресурсам пе-тербурговедения», которая содержит сведения о собраниях петербурговедче-ской тематики, которыми располагают не только многочисленные библиотеки, но и музеи, и другие организации города. Ведётся она Центром петербурговеде-ния Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского на основе анкетирования держателей краеведческой информации. Кроме того, библиотека инициировала издание сборника «Малые музеи Санкт-Петербурга».

Практическая интеграция библиотек, музеев, архивов — факт неоспоримый. В рамках конференции анализировалось только одно из направлений этого «магистрального пути развития», так охарактеризовал его В. В. Фёдоров, — про-

никновение музейных форм в библиотечную деятельность, на основании которых развиваются новые формы работы библиотек. Целью конференции являлось определение роли, места и правового статуса библиотек-музеев и музеев библиотек в современном культурном пространстве. Без этого невозможна их полноценная деятельность. Эта тема достаточно важна для дальнейшего их функционирования в условиях госзаказа.

Идея создания музея в библиотеке уходит в прошлое и принадлежит русскому мыслителю Н. Ф. Фёдорову, который был противником отделения библиотеки от музея и считал, что они должны составлять одно целое и по духу, и по содержанию. Он писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».

Анализируя музейную деятельность общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, нужно говорить о следующих видах работ:

• исследовательская работа с редкими и ценными изданиями как объектами музейной деятельности;

• использование методов музейной экспозиции в создании мемориальной книжной выставки в библиотеке;

• создание музейных экспозиций, мемориальных уголков;

• организация и развитие комбинированных форм (библиотек-музеев, музеев библиотек), которые играют ве-

сомую роль в формировании культурного слоя своих районов обслуживания;

• изучение истории создания библиотеки и формирования её коллекции как объекта исследовательской и музейной деятельности;

• изучение библиотеки как объекта культурного историко-архитектурно-го достояния города и экскурсионной деятельности (история зданий, её бывших владельцев);

• организация выездных собственных экспозиций музейных учреждений, т.ч. федеральных, в библиотеках;

• участие музейных учреждений в создании совместных музейных экспозиций в библиотеке;

• участие библиотек в музейной акции («Ночь музеев»).

В рамках данной статьи предпринята попытка охарактеризовать ситуацию на текущий момент, тенденцию развития музейной деятельности в условиях мегаполиса, предложить видение дальнейшего развития этого направления работы, ответить на вопрос: что же есть на самом деле для библиотек музейная деятельность — культурная инициатива библиотек или социальная закономерность?

Библиотеки-музеи в городе музеев

Опыт развития музейной деятельности в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга неоднократно представлялся на всероссийских конференциях («Библиотеки в музейном измерении: проблемы уч'та документов» (Оле-негорск) и др.), заседаниях Круглого стола РБА «Библиотеки-музеи, музеи библиотек», описывался в научно-популярных и методических публикациях.1 Обсуждались тенденции «музейного движения в библиотеках» и на общегородских конференциях2, семинарах (например, «Работа с неопубликованными документами в библиотеках» (совместно с РНБ) и др.), на заседаниях Методобъ-единения общедоступных библиотек Санкт-Петербурга. И это неслучайно. Анализируя свой опыт, мы пытались разобраться в таком достаточно противоречивом явлении развития библиотек Санкт-Петербурга, как музейная деятельность, и задавались вопросом: «Зачем городу музеев музеи в библиотеках?»

Неопровержимый факт, что Санкт-Петербург — город музейный. Зачем го-

роду музеев ещё и музеи в библиотеках? Почему в последние годы возник музейный бум в библиотеках России, особенно в небольших, понятно. Но почему эта тенденция наблюдается и в Петербур-ге?3

Ответ на этот вопрос содержится и в особых функциях современной библиотеки, и в её роли в социуме, а также в особенностях Санкт-Петербурга, как мегаполиса. Город поделён на большое число административных районов, что обуславливает некую разобщённость жителей. Уровень культурных предложений очень высок, но большинство учреждений культуры расположены в историческом центре города; в окраинных районах города отсутствует развитая инфраструктура культуры. Жители, переехавшие из центра города в новостройки, чувствуют себя оторванными от прошлого. Некоторые новостройки возводились на местах старых сёл, и коренные жители этих районов стали обращаться в библиотеку за помощью в деле сохранения истории их малой Родины. Ведь информационная функция библиотеки не единственная, далеко не все читатели приходят в библиотеку только за информацией. Кроме того, для современного человека важно непосредственное общение, и это напоминает нам о коммуникативной функции библиотек. В условиях мегаполиса дефицит общения особо ощутим.

Вместе с тем, библиотека — это хранилище духовного, исторического и литературного наследия народа (мемориальная функция). Отдельные документы приобретают особую социальную ценность (вплоть до того, что становятся музейными экспонатами), если они непосредственно связаны с теми или иными историческими лицами и событиями (имеют автографы, пометки на полях, экслибрисы, легенды, относящиеся к ним и т. д.). Очень важно не только сохранение, но и передача социальной памяти. Благодаря упорядочению и продвижению уникальных документов и предметов, по крупицам разыскиваемых энтузиастами-библиотекарями, сбору свидетельств очевидцев событий, привлечению личных коллекций жителей появляются в библиотеках музейные экспозиции. Если наряду с книгой одним из официально заявленных приоритетов

библиотеки является формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда, меняется статус библиотеки: она принимает на себя исследовательские функции и получает музейную специализацию. Нельзя не отметить также, что в основе любой музейной экспозиции в библиотеке находится, прежде всего, книга. В зависимости от направленности коллекции — книга либо сама является бесценным экспонатом, либо раскрывает сущность другого музейного предмета.

Почему музейные экспозиции стали создаваться в библиотеках?

1. Это определено миссией библиотеки. Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией которого является активное участие в образовании и воспитании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться духовными ценностями.

2. Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992). Работа по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как «культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены основные направления этой деятельности. К ним относятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основании вышеназванного документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятельности, вк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком