научная статья по теме “КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ” ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ География

Текст научной статьи на тему «“КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ” ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2015, № 1, с. 5-20

ТЕОРИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЕОГРАФИИ

УДК 910.1

"КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ" ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

© 2015 г. А.Г. Дружинин*, В.Н. Стрелецкий**

* Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета,

Ростов-на-Дону, Россия ** Институт географии РАН, Москва, Россия E-mail: alexdru9@gmail.com; vstreletski@mail.ru

Поступила в редакцию 12.08.2014 г.

Рассматриваются исторические истоки, особенности и тенденции формирования, ключевые проблемы, приоритетные направления и перспективы развития культурно-географической ветви российской общественной географии. В мировой науке эта дисциплина известна под названием Cultural Geography, отечественными учеными используются термины "география культуры" либо "культурная география"; их соотношение обсуждается в данной статье. Прослеживается влияние антропокультурных традиций дореволюционной русской географической науки и исследовательских подходов в отечественной антропогеографии раннесоветского периода на формирование проблемного поля культурно-географических исследований в нашей стране. Анализируются последствия забвения с рубежа 1920-х-1930-х годов гуманистических традиций русской антропогеографии для развития экономической географии в СССР. Более детально рассмотрен произошедший с конца прошлого столетия разворот отечественной общественной географии в сторону культурно-географической проблематики, охарактеризованы особенности становления и важнейшие тенденции развития российской географии культуры/культурной географии за последнюю четверть века. Обобщены и проанализированы данные статистики диссертационных исследований в Российской Федерации по геокультурологической тематике за период с 1995 по 2012 г. Особое внимание уделено оценке проблем и приоритетов ключевых направлений культурно-географических исследований в контексте трендов и перспектив развития современной российской общественной географии в целом. Авторами делается вывод, что потенциал культурной географии в России реализован далеко не полностью, а формирование ее теоретико-методологических основ не завершено. Кроме того, характерны чрезмерно большая фрагментация проводимых исследований, недостаточная их координация, а также известная дистанцированность от других областей общественной географии. По мнению авторов, назрела своего рода "неокультуризация" отечественной географической науки - на основе более тесной стыковки географии культуры/культурной географии с другими дисциплинами общественной географии.

Ключевые слова: общественная география; культура; общество; культурная география; Россия; пространственные и региональные исследования; "культурный поворот" в географии; геокультурное пространство; культурный регионализм; культурный ландшафт

Введение. В последние десятилетия одним из наиболее динамично развивающихся направлений мировой географической науки является Cultural Geography, которая в нашей стране разными авторами обозначается, соответственно, как "география культуры" или "культурная география". Ее становление происходило и происходит в процессе тесного взаимодействия, прежде всего, двух

больших "ветвей" научного знания - географии и культурной (социальной) антропологии (в России - в процессе взаимодействия, в первую очередь, географии, этнографии и культурологии), а также ряда других, смежных с ними, научных дисциплин. Задача данной статьи - анализ истоков, особенностей и тенденций формирования, а также перспектив развития культурно-географи-

ческой "ветви" российской общественной географии в контексте отечественной научно-географической традиции и проблематики современных общественно-географических исследований.

Становление российской культурной географии: истоки и исторические тренды развития.

Понимание (и признание) необходимости "освоения" культурологической проблематики имманентно нашей национальной научной традиции, в том числе и географической. В дореволюционной русской географии (и даже в географии раннесо-ветского периода) антропокультурные подходы использовались чрезвычайно широко [59]: отечественная антропогеографическая школа начала XX в. (работы П.П. и В.П. Семёновых-Тян-Шан-ских, В.И. Ламанского, Д.Н. Анучина, Л.Д. Си-ницкого и др.) стояла в одном ряду с оформившимися немного ранее знаменитыми зарубежными антропогеографическими школами континентальной Европы - немецкой Anthropogeographie и французской géographie de l'homme. В тот период описания культуры разных регионов и местностей, их этнографических особенностей оказывались неотъемлемой частью работ русских географов, причем далеко не только тех, кто позиционировал себя как собственно "антропо-географ" (см., в частности, труды выдающегося отечественного зоолога и географа широкого профиля Л.С. Берга [3]). Тогда же были изданы и два самых знаменитых капитальных многотомных антропогеографических труда по страноведению России [19, 46].

К сожалению, с рубежа 1920-1930-х годов антропокультурные подходы и традиции дореволюционной русской географии большей частью были преданы забвению. Редкие исключения, как, например, написанный в гуманистических традициях антропогеографии выдающийся труд В.П. Семёнова-Тян-Шанского "Район и страна" [51] и некоторые другие антропогеографические работы [4, 28, 49, 50, 52 и др.], не могли принципиально изменить ситуацию. С начала 1930-х годов советская экономическая география, сфокусированная, в первую очередь, на изучении вопросов размещения и территориальной организации производительных сил, большей частью дистанцировалась от обсуждения широких чело-вековедческих и культуроведческих тем. Даже такая дисциплина, как география населения и населенных мест, развивалась главным образом в общем "русле" экономической географии. Правда, ведущие, масштабно и новационно мыслящие отечественные ученые-географы (в том числе и классик советской экономической географии Н.Н. Баранский) писали о необходимости ин-

корпорировать феномен культуры в предметную сферу географической науки, но география культуры трактовалась при этом как достаточно узкое тематическое направление1.

После Второй мировой войны выдающимся советским ученым Р.М. Кабо была предложена концепция "социально-культурной географии", предметом изучения которой автор называл "природу и человека в их взаимных отношениях" [24]. Однако плодотворные и новаторские для своего времени идеи Р.М. Кабо о социально-культурной географии как о научной дисциплине, фактически параллельной и "равноположенной" экономической географии в семействе общественно-географических наук, не получили большого признания среди профессиональных экономико-географов, и интерес к ним возродился, по сути, только в начале последней четверти прошлого столетия. Также в послевоенный период Ю.Г. Саушкиным было убедительно показано, насколько продуктивным для экономической географии является развитие культурно-ландшафтных исследований (до этого культурным ландшафтом в нашей стране успешно занимались, главным образом, лишь физико-географы); после публикации его программной работы [47] идеи этого корифея советской экономгеографии стали важной отправной точкой становления культурно-ландшафтного направления в российской культурной географии.

Последующий разворот в сторону культурно-географической проблематики был подготовлен логикой эволюции и усложения структуры отечественной социальной географии в 1970-1980-е гг., когда социокультурным процессам стало уделяться значительно большее внимание при изучении регионального развития [1, 32, 38, 62]. Важный толчок становлению культурно-географической "ветви" отечественной общественной географии дали труды В.М. Гохмана [7, 8 и др.]. По Гохма-ну, который отталкивался в своих теоретических разработках от многомерной модели общества и культуры, получившей широкое распространение в отечественном обществознании и культурологии в поздне-советский период (концепция Э.С. Маркаряна [37] и др.), общественная деятельность людей может и должна рассматриваться, прежде всего, с трех разных точек зрения. Во-первых, кто именно действует, т.е. каковы субъекты этой деятельности (коллективные и индивидуальные)? Во-вторых, на что эта дея-

1 Так, Н.Н. Баранским оно обозначалось как перспективное (т.е. чрезвычайно актуальное, но только формирующееся) направление по изучению успехов социально-культурного и национального строительства, а также особенностей культуры и быта народов СССР [2].

тельность направлена, каковы реальный объект, сфера человеческой деятельности, конкретные участки общественной практики? В-третьих, как, каким образом осуществляется эта деятельность, каковы способы, формы, средства и механизмы ее реализации? Выделение трех этих исследовательских ориентаций в современном обществознании дает метод ологиче скую о снову для разграничения трех важнейших комплексных исследовательских направлений в общественной географии, трех ее главных составных частей2. Таковы, по В.М. Гох-ману, в широком смысле - социальная география (изучение территориальных аспектов социальных структур общества в развитии), экономическая география (изучение территориальных аспектов его экономической жизни) и культурная география (изучение территориальной дифференциации культур и ее изменений во времени).

"Программные" статьи, ознаменовавшие собой системный, целенаправленный разворот в сторону изучения культурно-географической реальности, были опубликованы в нашей стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов [5, 10-12, 43 и др.]. К середине 1990-х годов состоялись и первые в России защиты диссертаций по географии культуры (в том числе и на соискание степени доктора географических наук [13]), реализован цикл исследований географии русской культуры [61]. Процесс становления нового научного направления (в целом созвучный логике "социологизации" и "гуманизации" географии, ее дифференциации, равно как и фрагментарно реализуемым установ-

2 Несомненно, данная трехмерная модель, как и любая серьезная и глубокая теоретическая ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком