научная статья по теме КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Психология

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 4, с. 20-27

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

© 2004 г. Т. В. Ахутина

Доктор психол. наук, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского-А.Р. Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения, динамической организации и локализации высших психических функций, а также вытекающие из них теоретические и практические следствия.

Ключевые слова: Выготский, методология психологии, социогенез, нейропсихология, системное строение и динамическая организация психических функций.

Выступая в 1966 г. на первом семинаре по психолингвистике философ Г.П. Щедровицкий доказывал, что невозможно объединение различных теоретических подходов, различных наук в одну. Это запомнилось может быть потому, что и психолингвистика, по поводу которой мы тогда собрались, и нейропсихология, и нейролингвистика, которыми я занималась, были, с точки зрения Щедровицкого, до-научными монстрами. Что бы он сказал о современной когнитивной науке, плодотворно объединяющей не менее десятка научных дисциплин, таких далеких, как психология познания и искусственный интеллект, философия сознания и нейронаука, лингвистика и когнитивная антропология? Однако за его мнением стояла определенная серьезная философская и психологическая традиция. Очевидное разделение "естественных наук" и "наук о духе", вхождение их в разные научные парадигмы, в случае психологии приводило бы к образованию двух психологий, к утрате единого предмета и методов психологии.

Л.С. Выготский начал свою деятельность в психологии с осознания этого конфликта и методологического анализа путей выхода из него. Этому посвящены и предисловия к работам А.Ф. Лазурского и К. Коффки, написанные в 1924 и 1926 гг. и специальное методологическое исследование "Исторический смысл психологического кризиса" 1926-1927 гг. В 1924 г. Выготский ставил задачу создания научной системы, для которой характерен "широкий биосоциальный синтез учения о поведении животного и общественного человека" (слово "животного" в этом

Посвящаю

светлой памяти Евгении Давыдовны Хомской

Автор

контексте многозначно, это может быть и "животное" и "человек как животное существо". - Г.А.) [9, с. 76]. Он предвидел, что "новая психология будет ветвью общей биологии и вместе основой всех социологических наук. Она составит тот узел, в котором свяжутся науки о природе и науки о человеке" [9, с. 76].

В этой статье ставится задача рассмотреть, как был завязан данный "узел" применительно к нейропсихологии, а именно, как основатели отечественной нейропсихологии Л.С. Выготский и А.Р. Лурия соединили культурно-исторический и естественнонаучный подходы в теоретическом фундаменте нейропсихологии и шире - общей психологии.

Написать эту статью меня побудила дискуссия на "круглом столе" "Культура и сознание", организованном РГГУ, Институтом европейских культур (Москва) и Рурским университетом (Бо-хум) в рамках "Дней науки" - презентации федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ). Встреча, прошедшая 9-11 июня 2000 г. была посвящена рассмотрению культуры и сознания с двух точек зрения: культурологической и естественнонаучной.

Теоретическую основу нейропсихологии Вы-готского-Лурия составляют три принципа: принцип социогенеза ВПФ (высших психических функций); принцип системного строения ВПФ; принцип динамической организации и локализации ВПФ.

Первый принцип вытекает из культурно-исторического подхода к психике человека, второй и

третий - также следуют из него, но доказываются естественнонаучными методами. Какова связь между первым и двумя другими принципами? Для ответа на этот вопрос нам нужно рассмотреть понимание социогенеза Выготским.

Казалось бы, что его точка зрения широко известна и не нуждается в специальном рассмотрении. Однако это не так. На проходившей недавно конференции памяти А.Н. Леонтьева прозвучало мнение, что в трактовке интериоризации Л.С. Выготским нет ничего нового по сравнению с пониманием его предшественников - П. Жане, Э. Дюркгейма или Ж. Пиаже. А в одном из выступлений на этой же конференции интериори-зация была сведена к обучению мигрирующих стволовых клеток сенсорными воздействиями и к работе недавно открытых "зеркальных нейронов", обеспечивающих возможность подражания. Подобные интерпретации вызывают необходимость обсудить механизм интериоризации более подробно.

В ранних работах до осени 1930 г. Выготский, говоря о происхождении произвольных форм памяти, внимания, счета, образования понятий, использовал понятие "вращивание приема". Он подчеркивал социальный характер возникновения функций и роль опосредования/опосредствования, т.е. использования психологических орудий в генезе ВПФ. Уже этот подход не совсем совпадал с традиционным.

Рассмотрим пример формирования указательного жеста, который приводит Выготский. "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение... руки (ребенка), протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию" [10, с. 144].

До вмешательства матери действия ребенка составляли неразрывное "единство восприятия, действия и аффекта". Мать переосмысливает движение ребенка как обращение к себе и через нее к объекту. В двучленной формуле Б-Я появляется третий опосредующий компонент - социальный "стимул-средство"1. С его использовани-

1 Л.С. Выготский называет инструмент "стимулом-средством". Этот термин кажется мне удачным, поскольку при диффузности произвольных процессов ребенка инструмент совмещает в себе свойства и средства и стимула. Иное мнение представлено во вводной статье А.Н. Леонтьева к 1 т. собр. соч. Выготского (см. сноску на с. 27 в [9]).

ем разрывается единство сенсомоторного поля -восприятие и действие отделяются друг от друга. Э. Бейтс и ее коллеги [37], изучавшие становление общения, также говорят о трехчленной структуре первых коммуникативных актов. Ребенок смотрит на взрослого и, переводя взор, указывает на объект, чтобы его получить, или ребенок указывает на объект и переводит с него взор на взрослого, чтобы привлечь его внимание к себе и к объекту. Так возникают два прагматически разных типа высказывания: "протоимператив" Ребенок-Взрослый (инстр.)-Объект или "протодек-ларатив" Ребенок-Объект (инстр.)-Взрослый.

Указательный жест для других может быть использован для организации собственного внимания ребенка. Ребенок помогает себе пальчиком просматривать картинки или читать слово. Внешняя опора потом становится избыточной.

Таким образом, через включение в совместную деятельность со взрослым и использование социальных стимулов-средств ребенок переходит от социального коллективного "пра-мы" к социальному индивидуальному Я. Такого понимания нет у предшественников Выготского, и именно это фиксирует его знаменитая формула: "всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды - сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихоло-гическая, как известный способ поведения" [9, с. 115].

Это цитата из доклада Выготского 9 октября 1930 г. "О психологических системах", открывающего второй этап его творчества . Здесь он делает еще один шаг в понимании интериоризации.

Рассматривая формирование произвольного действия, Выготский выделяет три этапа интерио-ризации:

• интерпсихологический - "я приказываю, вы выполняете";

• экстрапсихологический - "я начинаю говорить сам себе";

• интрапсихологический - "два пункта мозга, которые извне возбуждаются, имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный пункт" [9, с. 130].

Обратим внимание, что в ответ на внешнее социальное воздействие возникает многокомпонентная структурно-функциональная система. Например, при освоении ложки ее предметный образ складывается из знакомства с ее орудийным предназначением (кинетический и кинестетический контроль + пищевое подкрепление), зрительного образа, словесной этикетки (слухо-

2 О трех этапах творческого пути Л.С. Выготского см. Л.И. Божович [7] (и изложение ее взглядов в [26]), N. Мш-кк [45], Т.В. Ахутина ([3] и подробнее [33]).

вой образ, вначале воспринимаемый как один из признаков предмета). Слово сопровождает и орудийное использование ложки, и простое манипулирование ею, когда ребенок ощупывает, разглядывает, лижет ложку и пробует ее на вкус. Таким образом, при развитии предметного восприятия социальное действие и слово организуют сенсорный опыт. Внешняя группировка (опосредование) порождает необходимость образования внутренней связи, образование функциональной системы. Этот момент интериоризации Выготский называет "экстрацеребральной организацией" функциональной системы, структурно-функционального единства. Как мы видим, социогенез, опосредование, системное строение психических функций человека и их "экстрацеребральная организация" тесно взаимосвязаны.

Выготский пишет: "в процессе развития, изменяются не столько функции, как мы раньше это изучали (это была наша ошибка), не столько их структуры., сколько изменяются и модифицируются отношения, связи функций между собой, возникают новые группировки, которые были неизвестны на предыдущей ступени" [9, с. 110].

Эти группировки Выготский называет "психологическими системами", подразумевая под ними "единство психических и физиологических процессов" [9, с. 137-138].

Принцип "экстрацеребральной" мозговой организации психических функций ("цель рождает функциональный орган"

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком