научная статья по теме КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ РОЛЬ ИНСТИТУТА СЕРВАНТЕСА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКО- ИСПАНСКИХ СВЯЗЕЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ РОЛЬ ИНСТИТУТА СЕРВАНТЕСА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКО- ИСПАНСКИХ СВЯЗЕЙ»

ИБЕРИЙСКИЙ АСПЕКТ

Н.М.Боголюбова, Ю.В.Николаева

Культурные центры во внешней политике современных государств

Роль Института Сервантеса в развитии российско-испанских связей

В статье рассматриваются теоретические аспекты, история и принципы деятельности зарубежных культурных центров. Показана их роль в современном культурном сотрудничестве. Отдельное внимание уделено истории открытия Института Сервантеса в России и его деятельности, даны рекомендации, направленные на оптимизацию работы этой организации в России.

Ключевые слова: внешняя культурная политика, зарубежные культурные центры Испании.

Культурное сотрудничество России и Испании на современном этапе отличается достаточной интенсивностью, разнообразием направлений и форм диалога, который охватывает обширную аудиторию участников и осуществляется на разных уровнях. Культурные проекты и инициативы российской и испанской сторон находят поддержку на государственном уровне, подкреплены солидной документальной базой, являющейся основой и гарантом долгосрочного двустороннего сотрудничества1.

Наряду с традиционными участниками российско-испанского культурного взаимодействия в последнее время все более значимую роль играют различные культурные центры и общественные организации, которые постепенно становятся важнейшими акторами внешней культурной политики современных государств. Кроме того, культурные центры являются наиболее удобной практической основой культурного обмена между государствами и отражают тенденции институализации международного сотрудничества. По-

Наталья Михайловна Боголюбова — кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (nmbog1@rambler.ru); Юлия Вадимовна Николаева — кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета (mollycat@mail.ru).

добные учреждения есть и в России, и в Испании, как, впрочем, и в других странах. Сегодня именно им отводится центральное место в практике международной информационной и культурной коммуникации.

Культурные центры представляют собой специфическую структуру, позволяющую наиболее последовательно осуществлять внешнюю культурную политику в долгосрочной перспективе, а также наиболее эффективно достигать конкретных целей культурного обмена. Неслучайно многие государства рассматривают культурные центры в качестве доминантных объектов влияния на общественное мнение в стране пребывания. Преимущество таких организаций заключается в том, что они могут самостоятельно выстраивать свою деятельность, учитывая как цели внешней культурной политики своей страны, так и особенности адресной аудитории. Однако деятельность подобных организаций не сводится только к внешней культурной политике. Их самостоятельная функция связана и с вопросами «социализации индивидов в процессе освоения культурного наследия других стран путем накопления информационных ресурсов... а также вовлечения людей в активное осмысление окружающей действительности с целью формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления»2.

Первые из подобных организаций возникли еще в конце XIX — начале ХХ вв. и, бесспорно, сегодня обладают уникальным опытом и богатыми традициями. Среди наиболее крупных культурных центров, имеющих широкое представительство в мире, можно выделить Французский Альянс (1883), Британский совет (1934), Гете-институт (1951). Испанию за рубежом представляет открытый уже во многих странах мира Instituto Cervantes (Институт Сервантеса, ИС). Статус данных организаций неоднороден, но чаще всего они входят в структуры министерств иностранных дел своей страны или подчиняются им. Таковы, например, Фран-

цузский институт, Британский совет, Гете-институт. В то же время такая авторитетная культурная организация, как Французский Альянс имеет иной статус. Будучи независимой общественной некоммерческой организацией, Французский Альянс сотрудничает с МИД Франции, но не подчиняется ему. Как правило, многие культурные центры по своему статусу — неправительственные организации, но они пользуются значительной финансовой поддержкой государства, так как обеспечивают в первую очередь государственные интересы, будучи посредником и представителем страны за рубежом.

Обычно цели культурных центров четко соотносятся с задачами внешней культурной политики представляемой страны. В качестве инструмента для их достижения они используют образование, науку, культуру, искусство. Несмотря на различные направления и формы деятельности, их объединяет то, что в своей работе они стремятся к формированию объективного позитивного образа своей страны.

В этом заключается важное практическое и пропагандистское значение деятельности таких центров. При выработке стратегии и конкретных программ зарубежные культурные центры, несомненно, учитывают как национальную специфику партнеров, так и свои собственные интересы. Только гармоничное сочетание этих факторов может обеспечить успех проводимых ими мероприятии3.

Для того, чтобы составить некое единое определение для такого типа культурных центров, культурных институтов, стоит учитывать их институциональные и функциональные особенности, а также цели и задачи. Таким образом, зарубежным культурным центром в рамках международного культурного обмена является организация, которая представляет свою страну, ее язык и культуру за рубежом, занимается вопросами развития культурных связей, формирования позитивного образа страны за ее пределами, реализует политический курс своего государства, используя образовательные, научные,

культурные проекты в качестве основного инструмента своей деятельности . В настоящее время подобные организации, существующие во многих странах мира, благодаря интенсивной и весьма продуктивной работе заняли достойное место среди акторов внешней культурной политики.

Деятельность ИС можно рассматривать в качестве примера современного культурного центра, а его работу в России — как важную форму культурного сотрудничества, которая объединяет различные направления гуманитарного взаимодействия. ИС возник в 1991 г. под эгидой министерства иностранных дел и является государственным учреждением. Большую роль в определении направлений и принципов работы организации играет попечительский совет, почетным председателем которого является король Испании. Действительные члены попечительского совета назначаются из числа выдающихся представителей испанской и латиноамериканской словесности и культуры, членов королевских академий, университетов и других общественных организаций. Исполнительное руководство институтом возложено на председателя правительства. Вопросами планирования деятельности занимается административный совет. В него входят представители МИД, министерства образования, культуры и спорта, министерства экономики и финансов Испании, а также попечительского совета5.

Таким образом, даже обзорный институциональный анализ организации показывает, что деятельность института рассматривается как важнейшее направление внешней культурной политики страны, содержание которой определяют представители различных профильных министерств, деятели культуры, науки, образования. Директором института является бывший глава его представительства в Москве (2004—2008) Виктор Андреско Пераль-та, который выполняет административные и представительские функции.

Сегодня ИС — важнейший инструмент практической реализации внешней

культурной политики Испании, что убедительно доказывает объем бюджетных средств: на его долю приходится более 60% от всех ассигнований, выделяемых министерством иностранных дел, направляемых на реализацию внешней культурной политики Испании6.

В основу деятельности института положен интеграционный подход, в котором объединены «испанские и латиноамериканские культурные и языковые традиции как единое целое, единый мир, хотя и со своими оригинальными разнообразными вариантами, направлениями, тенденциями»7. Первоначально ИС в своей деятельности был нацелен прежде всего на распространение и популяризацию испанского языка за рубежом. Однако вскоре данная цель трансформировалась и стала звучать, как «распространение испанского языка и культуры, выражающей себя с помощью этого языка»8. В мире действует 73 представительства Института Сервантеса. География их распространения охватывает пять регионов: Северная Америка (5), Латинская Америка (9), Африка (11), Европа (36), Ближний Восток (4) и Азиатско-Тихоокеанский регион (8)9.

Сегодня уже можно ответственно заявить, что за свою 20-летнюю историю ИС добился значительных результатов. Его филиалы успешно работают на четырех континентах, а число стран, в которых присутствуют организации, неуклонно растет. Направления деятельности института по-прежнему преимущественно связаны с вопросами популяризации испанского языка, распространения испанской и латиноамериканской культуры. Главный офис, координирующий работу представительств, находится в Мадриде. В России центр открыт в Москве, а в Санкт-Петербурге с 2003 г. при консульстве Испании работает Центр испанского языка и культуры «Adelante», аккредитованный ИС в 2008 г. Он также занимается популяризацией культуры Испании и предлагает различные программы языковой подготовки.

Сегодня ИС является весьма известной и авторитетной в Москве орга-

низацией. Его мероприятия привлекают многих любителей испанской культуры, преподавателей испанского языка и тех, кто только стремиться изучить один из самых популярных языков в мире. Однако официальный статус института был подтвержден лишь в начале XXI в.

В начале 90-х годов ХХ в., несмотря на значительный интерес в России к развитию культурных контактов с зарубежными странами, на высшем уровне лишь велись дискуссии о статусе испанского культурного центра. Только в 1994 г. было подписано Соглашение в области культуры и образования, в котором указывалось, что «стороны будут оказывать помощь в осуществлении деятельности Российского центра науки и культуры в Мадриде и соответственно центра Института Сервантеса в Москве и (или) другом городе РФ. Деятельность центров, их статус и вопросы персонала будут регулироваться специальны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком