научная статья по теме КУЛЬТЫ ДУХОВНЫХ ЛИЦ – ЖЕРТВ ВИКИНГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КУЛЬТЫ ДУХОВНЫХ ЛИЦ – ЖЕРТВ ВИКИНГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ)»

АНГЛОСАКСОНСКИЕ ШТУДИИ

УДК 94(420).01::235.3

О.В. Гусакова

КУЛЬТЫ ДУХОВНЫХ ЛИЦ -ЖЕРТВ ВИКИНГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ)

В статье ставится вопрос о том, возникла ли у англосаксов традиция почитания духовных лиц - жертв викингов как проявление реакции Церкви на скандинавскую угрозу в первый период нашествий скандинавов (конец VIII - середина X в.). В работе анализируется почитание святых Беокки, Эдора и 90 монахов в Чертси и святого Танкреда в Торни - единственные достоверные примеры существования уже в англосаксонский период почитания духовных лиц, предположительно убитых викингами, а также рассматривается проблема отсутствия более широкого круга аналогичных мученических культов у англосаксов.

Ключевые слова: викинги, англосаксонская Церковь, почитание святых, мученики, святые Беокка и Эдор, святой Танкред.

Судьба англосаксонской Церкви в условиях первой волны скандинавских завоеваний Англии (конец VIII - середина X в.) является дискуссионной проблемой в современной историографии. В последние десятилетия существенному переосмыслению подверглись традиционные представления о том, что викингские нашествия имели катастрофические последствия для англосаксонского христианства. Так, были выявлены различные свидетельства непрерывности религиозной и церковной жизни на территориях, пострадавших от викингов, а к сообщениям поздних источников о полном уничтожении многих англосаксонских монастырей в результате скандинавских завоеваний современные исследователи подходят более критично, чем их предшественники. Тем не менее, несомненным остается тот факт, что англосаксонские религиозные центры подвергались нападениям викингов, и что в ходе таких набегов от рук скандинавов-язычников

погибали духовные лица1. При этом случаи возникновения в англосаксонский период почитания духовных лиц, пострадавших от викингов, - единичны, а комплексного исследования подобных культов в историографии не предпринималось. Цель данной работы - проанализировать имеющиеся свидетельства существования в англосаксонский период культов духовных лиц, погибших в ходе первой волны скандинавских нашествий на Англию, а также рассмотреть эти культы в контексте более широкой проблемы восприятия англосаксами духовных лиц - жертв викингов2.

В статье анализируются письменные источники, созданные на латинском и древнеанглийском языках в англосаксонской Англии, а также некоторые более поздние памятники, опирающиеся на ранние источники. Привлечение данных археологии для изучения культов святых и истории англосаксонской Церкви в условиях скандинавских завоеваний является предметом самостоятельного исследования и выходит за рамки данной работы3.

1 Из наиболее важных современных работ по истории англосаксонской Церкви в эпоху викингов см.: Barrow J. Survival and mutation: Ecclesiastical institutions in the Danelaw in the ninth and tenth centuries // Cultures in contact: Scandinavian settlement in England in the ninth and tenth centuries / Ed. D.M. Hadley, J.D. Richards. Turnhout, 2000. P. 155-176; Dumville D.N. The churches of North Britain in the first Viking-Age: fifth Whithorn lecture, 14 Sept. 1996. Whithorn, 1997; Foot S. Violence against Christians? The Vikings and the Church in the ninth-century England // Medieval History. 1991. Vol. 1, N 3. P. 3-16; Hadley D.M. Conquest, colonization and the Church: ecclesiastical organization in the Danelaw // Historical Research. 1996. Vol. 69. P. 109-128; Eadem. The Vikings in England: Settlement, society and culture. Manchester, 2006; Smyth A.P. The effect of Scandinavian raiders on the English and Irish churches: a preliminary reassessment // Britain and Ireland, 900-1300. Insular responses to Medieval European change. Cambridge, 1999. P. 1-38. Подробный историографический обзор темы см.: Гусакова О.В. Англосаксонская церковь в условиях скандинавского завоевания: Подходы и проблемы в современной британской историографии (Обзор) // Церковь и религиозное сознание средневековой Европы. М., 2008. С. 7-27.

2 Таким образом, в статье не рассматривается второй период скандинавских нашествий на Англию (конец X - начало XI в.) и почитание духовных лиц, пострадавших от викингов в это время. Также не анализируются культы святых, считавшихся в более поздней традиции жертвами викингов, но о существовании почитания которых в англосаксонский период данных нет. Кроме того, следует подчеркнуть, что в работе не затрагиваются сюжеты, выходящие за рамки истории англосаксонской Церкви, т.е. связанные с культами святых на кельтских территориях Британии.

3 Следует, однако, отметить, что в современных работах по археологии эпохи викингов в Англии подчеркиваются значительные сложности при интерпретации археологического материала для определения религиозной ситуации на территориях расселения скандинавов в Англии, а также для выявления причинно-

1

О почитании в англосаксонской Англии в качестве святых духовных лиц, погибших от викингов в первый период скандинавских нашествий, можно говорить в связи с двумя культами: святых Беокки, Эдора и 90 монахов в Чертси и св. Танкреда в Торни. Существование их культов в период не позднее первой четверти XI в. подтверждается наличием записей о местоположении их мощей в англосаксонском перечне мест упокоения святых «Secgan»4. Перечень сохранился в несколько различающихся версиях в двух рукописях: середины XI в. (Cambridge, Corpus Christi College 201) и первой половины XI в. (London, British Library, Stowe 944)5. Как показал Д. Ролласон, «Secgan» состоит из двух частей. Первая часть включает записи 1-23 и опирается на самостоятельный источник, созданный, вероятно, в середине IX в. Вторая часть в своем современном виде была составлена в 1013 г. или вскоре после. Памятник как единое целое возник ок. 1031 г., когда он был внесен в рукопись Stowe 9446. Записи о святых Беокке, Эдоре и 90 монахах, а также о св. Танкреде присутствуют во второй части перечня. Рассмотрим их и прочие свидетельства об этих святых подробнее.

СВЯТЫЕ БЕОККА, ЭДОР И 90 МОНАХОВ

Запись о святых Беокке, Эдоре и 90 монахах во второй части «Secgan» в версии по рукописи СССС 201 гласит: «Далее покоятся святой Беокка аббат и Эдор пресвитер в Чертси в монастыре, и

следственной связи между викингскими нашествиями и исчезновением того или иного религиозного центра в этот период. Об этом см., например: Halsall G. The Viking presence in England? The burial evidence reconsidered // Cultures in contact: Scandinavian settlement in England in the ninth and tenth centuries. Turnhout, 2000. P. 259-276; Hadley D.M. Burial practices in the Northern Danelaw, c. 650-1100 // Northern History. 2000. Vol. 36 (2). P. 199-216; Eadem. The Vikings in England: Settlement, society and culture. Manchester, 2006; Richards J.D. Viking Age England. Stroud, 2004.

4 Наименование памятника является сокращением от первой его фразы: «Her onginnes secgan be ^am Godes sanctum ^e on Engla lande srost reston» («Рассказ о Божиих святых, которые прежде покоились в Англии»).

5 Обе версии изданы: Die Heiligen Englands: Angelsächsisch und Lateinish / Ed. F. Liebermann. Honnover, 1889. P. 9-20. Ф. Либерманн при публикации ввел нумерацию записей.

6 Rollason D.W. Lists of saints' resting-places in Anglo-Saxon England // Anglo-Saxon England. 1978. Vol. 7. P. 61-93.

там убили 90 монахов с ними»7. В версии по рукописи Stowe 944 к аналогичной (за исключением орфографических разночтений) записи добавлено пояснение: «язычники»8. Не только содержание записи, но и ее грамматическая конструкция (<фаг man ofsloh» в первой части и «h^öene menn» в пояснении) указывают на то, что язычниками были те, кто совершили убийство. На основании данного уточнения наиболее вероятным контекстом для гибели аббата, священника и монахов выступают викингские нашествия IX в.

Другие свидетельства об этих святых сохранились в двух более поздних источниках, которые, однако, могут отражать раннюю традицию. Запись о святых Беокке и Эдоре присутствовала в несохранившейся местной версии перечня мест упокоения святых, составленной в Чертси. Кроме того, рассказ об убийстве чер-тсийских монахов содержится в английском нарративном фрагменте, входящем в картулярий из Чертси середины XIII в. Оба источника были проанализированы Дж. Блэром9. Он показал, что версия перечня из Чертси частично реконструируется по латинскому конспекту, который сделал с нее антикварий Дж. Ли-ланд (1506-1552 гг.)10. Текст, которым располагал Лиланд, был написан на древнеанглийском языке. Сам Лиланд называет свои заметки «извлечениями из древнего кодекса из Чертси»11. В его перечне всего семь или шесть пунктов (в зависимости от того, как интерпретировать запись, связанную с Чертси), и все они соотносятся с записями в «Secgan», но с некоторыми особенностями, исходя из чего Дж. Блэр и сделал вывод о том, что основой послужила местная версия того же перечня. В интересующей нас записи помимо святых Беокки и Эдора отмечен св. Фритевольд -мерсийский элдормен VII в., покровитель монастыря Чертси, пожаловавший земли при его основании, и, видимо, почитавшийся

7 «Bonne resteö sancte Beocca abbod and Edor msssepreost on Cyrtesige ^am mynstre; and ^ar man ofsloh hundeahtatig muneca mid him» (Die Heiligen Englands. P. 19). Здесь и далее цитаты из источников приводятся в моем переводе.

8 «hsöene menn» (Ibid.).

9 См.: Blair J. The Chertsey resting-place list and enshrinement of Frithuwold // The origins of Anglo-Saxon kingdoms / Ed. S. Bassett. Leicester, 1989. P. 231-236, 287-288 (notes).

10 Johannis Lelandi Antiquarii Collectanea / Ed. T. Hearne (2nd ed.). London, 1774. Vol. III. P. 409. Конспект Лиланда и факсимиле также опубликованы: Blair J. The Chertsey resting-place list. P. 231-233.

11 «excerpta ex veteri codice Ceortesegano» (Blair J. The Chertsey resting-place list. P. 231).

как местный святой в этом монастыре. Запись из конспекта Ли-ланда в реконструкции Дж. Блэра читается: «Св. Беокка аббат, и Эдор пресвитер, и св. Фритевольд король, основавший Чертси»12. Вслед за этим следует еще одна запись (или продолжение той же), касающаяс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком