научная статья по теме КУРОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Науковедение

Текст научной статьи на тему «КУРОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

КУРОРТНАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Кандидат исторических наук Вячеслав ЯНОВСКИИ, старший преподаватель Ставропольского государственного _педагогического института_

Курорты в любой стране занимают особое место в общественной жизни: они должны настраивать на отдых и радовать глаз.

Ведь эстетическое удовольствие, получаемое людьми посредством органов зрения, слуха, осязания и обоняния, имеет лечебное и оздоровительное значение.

Поэтому очень интересно, как иногда причудливым образом на курортах отражались и до сих пор проявляются различные достижения человеческой цивилизации, в том числе

и «застывшая музыка» — архитектура. В нашей стране это особенно отчетливо проявилось в конце XIX — начале ХХ в.

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЭКЛЕКТИКА»

Итак, со второй половины 1870-х годов на курортах Кавказских Минеральных Вод (далее КМВ. — Прим. ред.) происходит бурное строительство, которое достигнет своеобразного пика примерно в 1900— 1914 гг. Это было связано с тем, что по Северному Кавказу прошла железная дорога, в результате чего места отдыха здесь стали намного доступнее для жителей различных регионов России. Тогда в русской архитектуре господствовали такие направления и стили строительства, как «модерн»*, неоклассицизм и так называемая «александровская» эклектика**.

*См.: Т. Гейдор. Русская архитектура Серебряного века. — Наука в России, 2009, № 6 (прим. ред.).

**См.: Т. Гейдор. Полистилизм в русской архитектуре. — Наука в России, 2009, № 5 (прим. ред.).

Первый из них — одна из визитных карточек рубежа Х1Х—ХХ вв. — пришел в нашу страну из Европы. Он вобрал в себя элементы всех предшествующих по времени стилей. Здания в этом стиле могут напоминать и восточные дворцы, и замки, и даже заводские корпуса. При этом внимание уделяли не только внешнему виду строений, но и их интерьеру, который мастера тщательно прорабатывали и продумывали. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно оформляли. Кроме того, строители применяли новые для той поры технологии с использованием таких материалов, как металл, стекло и пр.

Впрочем, «модерн» не смог «утолить» назревшую потребность в большом монументальном архитектурном течении. И к 1910-м годам, когда общество уже

Кисловодск. Вилла «Мавритания». Фото начала ХХ в.

несколько устало от него, начался очередной этап возврата в прошлое — увлечение классицизмом, который манил к себе, олицетворяя бессмертное наследие античного мира и эпохи Возрождения. Так выработалось стилевое направление, впоследствии получившее название «неоклассицизм», соблюдавший соответственно все традиционные (классические) принципы возведения зданий.

Для него были характерны стремление к уюту и гармонии в интерьере (скажем, изящная мягкая мебель), во внешних украшениях строений — листья, раковины, античные фигуры.

А собственно эклектика как архитектурное направление в России прошла два этапа развития — 1830— 1860-е годы и 1870—1890-е годы соответственно. Эти два периода специалисты еще называют «николаевский» и «александровский». За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков. К примеру, популярность «александровской эклектики» хорошо отражала то, что мир «расширился» для довольно большого числа людей. При этом представители имущих классов, теперь уже не только дворянства и купечества, стали чаще ездить по миру, а затем пытались воссоздать у себя на Родине облик виденных ими за границей и успевших полюбиться зданий.

Отметим еще: эклектика «многостильна», иными словами, новые постройки базировались на разных архитектурных школах в зависимости от назначения (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

Одной из старейших эклектичных построек на КМВ стала относящаяся к рубежу 1870-1880-х годов частная кисловодская гостиница «Парк» (Hotel «Du Parc»), принадлежавшая семье казачьего генерала Ильи Сафонова, которую затем унаследовал его сын — выдающийся отечественный дирижер и пианист Василий Сафонов. Она стала первым частным каменным отелем всего региона. Это протяженное трехэтажное кирпичное здание имело прямоугольный план; оконные проемы цокольного этажа были украшены замками, а верхнего — лепными наличниками. В более поздние годы его немного перестроили.

Другим ярким примером эклектики тех лет стала кисловодская вилла «Мавритания» вдовы сенатора Ольги Башкировой-Барановской. Роскошный дом (построен в 1881г.) был увенчан куполом, украшенным мозаикой, и имел симметричную композицию фасадов. Автор данного проекта — Терский областной* архитектор Владимир Грозмани. Благодаря причудливому облику это здание сразу стало излюбленным объектом фотосъемки: двухэтажный кирпичный дом с мезонином на высоком каменном цоколе возвели в эклектическом «мавританском» стиле — он был похож на восточный дворец. При его сооружении применяли кирпич двух цветов — желтоватый и красный, благодаря чему получились своеобразные полосатые фасады. В интерьерах использовали оригинальные люстры и витражи; на второй этаж вела винтовая металлическая лестница. Перед домом разбили цветник с дорожками и скульптурами; из окон открывался прекрасный вид на Курортный парк и слободку. Очевидно, именно благодаря такой красоте

*Терская область — административная единица России; принадлежала Терскому казачьему войску в 1860—1920 гг. (прим. ред.).

Кисловодск.

Курзал Владикавказской железной дороги. Фото Г.И. Раева. Начало ХХ в.

Кисловодск. Дача Гориной.

«Мавритания» в те годы была замечена эмиром* Бухары. Возможно, по этой причине современная улица, где когда-то располагалось описываемое здание, в начале ХХ в. называлась Эмировской. К сожалению, сама вилла не сохранилась (была снесена в начале 1980-х годов при расширении близлежащего санатория).

Несколько более поздним памятником курортной архитектуры стали Островские ванны в Железновод-ске**. Окна здания, построенного в 1891—1893 гг. известным петербургским академиком архитектуры Павлом Сюзором, обрамлены орнаментом в арабском стиле. Вытяжным трубам придан облик легких минаретов***. Еще одной железноводской постройкой, сочетающей в себе композицию и элементы мавританского и среднеазиатского зодчества, стал возведенный в 1913 г. дворец эмира Бухары Сеид-Алим-Хана (ныне санаторий им. Э. Тельмана). Автором проекта выступил начинавший архитектор Владимир Семенов. От мавританского зодчества он позаимствовал оформление оконных проемов и бал-

*Эмйр, или амйр (с арабского — «повелитель», «вождь») — в некоторых мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя. Иногда данное слово употребляют и в значении предводитель мусульман вообще (прим. ред.).

**Железноводск — город-курорт в Ставропольском крае, входящий в группу КМВ. Большое участие в осуществлении оригинального проекта ванн здесь принял Михаил Островский (1827—1901) — младший брат великого русского драматурга Николая Островского, министр сельского хозяйства России, тайный советник, член Государственного совета (прим. ред.).

***Минарет — исламская башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию (прим. ред.).

кончиков. От среднеазиатского — облицовку фасада глазурованными плитками.

Кстати, к началу ХХ в. относится выдающаяся «ориентальная» постройка в Кисловодске — здание Главных нарзанных ванн на Курортном бульваре. Воздвигнутое в 1901—1903 гг. по проекту инженера Андрея Клепинина, оно было богато украшено скульптурными и рельефными изображениями в духе средневекового индийского зодчества. Прекрасные керамические панно выполнены в мастерской мамонтовской усадьбы «Абрамцево»*.

В то же время не следует считать, что зодчие, строившие курорты КМВ, увлекались Востоком, а достижения западной архитектуры игнорировали. Отнюдь нет — они, безусловно, обращались и к европейским архитектурным стилям, например, к неоренессансу. Ярким образцом последнего стало здание Курзала Владикавказской железной дороги, открытое в 1896 г. (ныне — Федеральная филармония на КМВ). Облик этой величественной постройки имеет много общего со знаменитым казино в Монте-Карло работы француза Шарля Гарнье, только оно лишено лепных украшений.

*Ныне Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», расположенный в Сергиево-Посадском районе Московской области (прим. ред.).

«ПРИЧУДЛИВЫЕ ЗАМКИ»

ИЛИ «РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭКЛЕКТИКА»

Следует отметить, «причудливые замки» на курортах были очень модны. Так, российский доктор архитектуры Борис Мержанов определял данное архитектурное направление как «романтическую эклектику». В этом ряду следует назвать такие постройки первого десятилетия ХХ в., как здание отделения механотерапии в курортном парке Ессентуков (1902 г., архитектор Иосиф Зелинский), а также многочисленные «романтические замки» — дачи в Кисловодске.

Явные элементы готики и романского стиля использованы, к примеру, в композиции и оформлении дачи купца Григория Александрова в г. Кисловодске.

«ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ»

Наконец, следует сказать о псевдорусском стиле. Примеров его на курортах КМВ немного; наиболее ярким из них, пожалуй, является дача (дом-усадьба) Марии Гориной (Щербак) в Кисловодске в Бородинском переулке, известная тем, что в 1920—1924 гг. тут жил будущий известный русский писатель, нобелевский лауреат по литературе (1970 г.) академик Александр Солженицын. В этом же стиле выстроено здание церковно-приходской школы в г. Пятигорске на проспекте Кирова.

Наука в России №2, 2013

Элементы псевдорусского стиля использовали и при оформлении фасадов дачи купчихи Ушаковой (ныне музей «Дача Ф.И. Шаляпина») в Кисловодске. Последняя выстроена по проекту местного зодчего Эммануила Ходжаева в 1902—1903 гг.

Вообще следует заметить: эклектика буквально господствовала в курортной архитектуре КМВ практически до 1910-х годов, а яркие образцы «модерна» и неок

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком