научная статья по теме Латинская Америка: испанское завоевание и становление идеологии освобождения Философия

Текст научной статьи на тему «Латинская Америка: испанское завоевание и становление идеологии освобождения»

Актуальные страницы политической истории

Латинская Америка: испанское завоевание и становление идеологии освобождения

В.Д. ЗОТОВ доктор философских наук, профессор

В имеющихся учебниках по истории политических и правовых учений американская тематика связывается только с колонизацией европейцами (англичанами, французами) Северной Америки, войной английских колоний за независимость и образованием США. Что касается Латинской Америки - другой половины Американского континента, то о ней нет ни слова, она выпадает из рассмотрения. Между тем в Латинской Америке тоже были войны за независимость, тоже образовывались многочисленные государства, тоже велись горячие споры о насущных проблемах социально-политического развития. В этих спорах не только использовались многие идеи и концепции, выработанные в Европе, но и рождались новые представления, новые учения, отражавшие историко-культурную самобытность Нового Света и прежде всего стран Латинской Америки1. Особенности колониальной системы и антиколониальной борьбы в Латинской Америке

1 Понятие «Новый Свет» появилось и вошло в обиход с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г. С его подачи коренное население Америки стали называть «индейцами», так как он ошибочно принял открытые им земли - и континентальные, и островные - за «Индии». Название «Латинская Америка» возникло в результате перенесения сюда языков ее главных завоевателей - испанцев и португальцев, имеющих латинскую основу. Её составляют страны, расположенные в Южной, Центральной и частично Северной Америке, а также на близлежащих островах, со сходными тенденциями историко-цивилизационного развития.

В доколумбовую эпоху большая часть коренного населения Америки находилась на стадии родоплеменных отношений, в ряде случаев - раннеклассового общества. Многие племена вели в основном примитивное охотничье-собирательское хозяйство, только переходили к земледелию, не зная ни плуга, ни колеса, железных орудий вообще. Но были и такие племена, которые, сумев подчинить себе соседей, стали господствующими, образовали государства не только типа городов-государств, но и типа империй. К числу последних относились государства ацтеков (на Мексиканском нагорье), майя (на полуострове Юкатан), инков (на западном побережье Южной Америки). Эти государства отличались достаточно развитыми цивилизациями.

Так, в государстве инков была четкая, иерархически организованная структура управления с сыном Солнца, Верховным Инкой, во главе. Государство отличалось единым языком (им стал язык племени кечуа), обязательным трудом, государственной собственностью на землю. Несмотря на то, что решение многих проблем достигалось путем насильственного переселения племен, государство инков демонстрировало нечто удивительное и небывалое для той исторической эпохи - широкое социальное обеспечение, помощь вдовам, сиротам, престарелым, инвалидам. Датой основания этого государства считается 1438 г. Оно было разрушено испанскими конкистадорами (завоевателями) в 1536 г.2.

Говоря о завоевании испанцами и другими европейцами Америки, следует иметь в виду, что войны в обычном смысле этого слова - как смертельного противоборства вооруженных сил разных народов и государств - фактически не было и быть не могло. Конечно, отдельные схватки между европейцами и местными индейскими племенами были. Но

2 См.: Научный комментарий к книге А. Дж. Тойнби «Постижение истории» (М., 1991, с. 681).

что могли противопоставить индейцы огнестрельному оружию колонизаторов - винтовкам и пушкам? Только лук со стрелами и деревянные копья с обожженными наконечниками, да щиты, сделанные из тонких прутьев. В тактическом отношении воины-индейцы явно проигрывали испанцам, ибо в самые ответственные моменты стремились совершить свои религиозные обряды в ущерб прямым военным действиям.

К тому же, как оказалось, Ничто так не поражало индейцев, как вид конного испанца. Коней в Америке до прихода европейцев не было. Поэтому испанец, сидящий на таком невиданном и потому страшном животном, как конь, и управляющий им, представлялся индейцам каким-то богом, и они просто не могли оказывать пришельцам серьезного сопротивления. Именно кавалерия, позволяющая совершать быстрые маневры, обеспечивала решающее превосходство испанцев. Известный конкистадор Кортес, высадившийся на территорию современной Мексики в апреле 1519г., имел в своем распоряжении 600 солдат, но быстро овладел столицей ацтеков. Несколько позже другой конкистадор Писарро с отрядом, насчитывавшим всего 168 человек, нанес поражение инкам, имевшим многотысячную «армию»3.

На первых порах в завоевании Америки особенно преуспели Испания и Португалия. Уже в 1494 г. они заключили между собой Тордесильясский договор, согласно которому весь земной шар был поделен на две части по меридиану, проходящему в 270 милях к западу от Азорских островов: западное «полушарие» от этого меридиана было признано владением Испании, восточное - Португалии4. Однако Португалия, уже имевшая к тому времени колониальные владения в Африке и на Востоке, не могла сравниться с Испанией

3 Lynch J. Latin America between Colony and Nation. Selected Essays. Great Britain, 2001, p.15, 34-35.

4 См.: Холина B.H. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник. M., 1995, с 64.

по части, так сказать, энтузиазма завоевания Нового Света. Если Португалии удалось «освоить» только территорию современной Бразилии, то вся остальная часть Южной Америки и значительная часть Северной были захвачены Испанией. Почувствовав отставание, в Северную Америку устремились англичане, французы, голландцы и другие европейцы.

Испания была первой не только в завоевании Америки, но и в создании специальных политических структур управления своими колониями. Будучи абсолютной монархией, Испания взяла за основу именно

абсолютистско-монархический принцип управления своей колониальной империей. Были созданы учреждения двоякого рода-те, которые функционировали в метрополии, в Мадриде, и те, которые функционировали в самих колониях. Как подчеркивает американский историк А.Б. Томас, эти учреждения служили одной и той же идее -обоснованию того, что единоличными собственниками колоний (обратим внимание - даже не правителями, а именно собственниками) являются испанские короли.

При короле Испании был вначале, создан консультативный орган - Королевский совет, который осуществлял общее руководство завоеванными территориями, а в 1511 г. его заменил специальный Совет по делам Индий. Действуя от имени короля, он определял всю колониальную политику Испании. Через церковных представителей Совет осуществлял руководство обращением индейцев в христианство.

Совету подчинялась Торговая палата -центральный административный орган, который надзирал за всей торговлей между Испанией и ее колониями в Америке. Показательно, что к палате был прикреплен представитель инквизиции, выполнявший не экономическую, а идеологическую функцию - проверял книги, предназначавшиеся для испанских

переселенцев, с целью недопущения протестантской лите-ратуры5.

В этой связи нужно отметить, что католическая церковь с ее инквизицией была важным звеном колониального аппарата. Она использовалась не только в целях духовного подчинения коренного населения Америки метрополии, но и в целях его прямого физического порабощения. Высокие иерархи, священники и монахи обязывали индейцев работать на своих плантациях, облагали их всевозможными поборами, заставляли участвовать в строительстве церквей и монастырей.

В процессе колонизации в Латинской (особенно в Испанской) Америке образовалась сложная расово-этническая структура. В связи с массовым истреблением коренного индейского населения и вызванной этим нехваткой рабочей силы в Новый Свет с начала XVI в. стали ввозить негров-рабов из Африки. Всего за два-три столетия американцами стали несколько миллионов чернокожих рабов. Очень скоро дал о себе знать фактор смешанных браков. Наряду с индейцами, европейскими колонистами и ввезенными нефами появились метисы от браков белых и индейцев, мулаты, происходившие от белых и негров, и самбо, рожденные от негров и индейцев. Если учесть, что белые были свободными людьми, индейцы -номинально свободными, а черные - рабами, то можно говорить о переплетении расово-этнического и социального факторов в один расово-этнически-социальный фактор. Это проявлялось и в политической жизни американских колоний: метисы, мулаты и самбо, даже будучи свободными людьми, были лишены гражданских прав, не могли претендовать на чиновничьи и офицерские должности, участвовать в выборах муниципальных органов и т.п.

5 См.: Томас А.Б. История Латинской Америки. М., 1960, с. 84-91.

Испанские власти позаботились о том, чтобы все эти группы жили обособленно друг от друга. Каждая из них имела свой район проживания в городе, свой род занятий, свой образ поведения и даже свою одежду. Особую изощренность испанские колонизаторы проявили в деле разъединения самых угнетенных и обездоленных групп - индейцев и негров. Это проявилось, в частности, в том, что когда устраивались походы против «диких», т.е. не покоренных, скрывающихся в лесах индейцев, испанские конкистадоры широко привлекали к этому делу негров-рабов, а для поимки беглых негров использовали «мирных», точнее смирившихся индейцев. Поэтому восстания негров-рабов не находили в большинстве случаев поддержки у индейцев и наоборот -восстания индейцев у негров6. И, наконец, верхом цинизма испанской колониальной политики было то, что к концу XVIII в. любой богатый мулат или метис мог купить специальный сертификат, удостоверяющий, что его обладатель - человек «чистых испанских кровей». Причем там же давалась гарантия, что власти будут «хранить вечное молчание о происхождении и качестве» его крови.

Во главе этой сложной социальной пирамиды стояли креолы - испанцы по происхождению, родившиеся и жившие в Америке. Многие из них не были чистокровными потомками испанцев, а имели какую-то примесь индейской или негритянской крови, хотя, понятно, не афишировали это. Они различались между собой по экономическому положению, з

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком