научная статья по теме ЛЕОНО-КАСТИЛЬСКИЕ КОНСЕХО: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛЕОНО-КАСТИЛЬСКИЕ КОНСЕХО: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Г.А. Попова

ЛЕОНО-КАСТИЛЬСКИЕ КОНСЕХО: СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

В исследовательской литературе последних десятилетий прочно утвердилось понятие «историографический миф». Выявление и деконструкция таких мифов стали интереснейшим и очень плодотворным направлением в современной историографии. В последней монографии О.В. Аурова «Город и рыцарство феодальной Кастилии: Сепульведа и Куэльяр в XIII - середине XIV в.» мы находим один из примеров формулировки и решения исследовательской задачи такого рода. Автор ставит «под сомнение реальность существования того образа консехо, который сложился в испанской и зарубежной историографии»1.

Свой тщательный и подробный анализ зарубежной традиции изучения консехо, одного из важнейших феноменов испанского Средневековья, О.В. Ауров доводит до 60-70-х годов ХХ в., когда появились работы, которые «стали последним этапом формирования основ современных представлений о характере консехо как правового и социального института»2 (имеются в виду работы Л. Гарсия де Вальдеавельяно и аргентинских испанистов, учеников К. Санчеса Альборноса). Признавая, что в последующие десятилетия (70-90-е годы) «историография сделала огромный шаг вперед», прежде всего в понимании контекста существования консехо, историк не обнаруживает значительных изменений в трактовке самого этого института3. Новые тенденции в изучении средневекового города коснулись, по его мнению, скорее образа средневековых городов - центров консехо. Речь идет о применении междисциплинарного метода - «использование как исторических и искусствоведческих, так и естественно-научных и даже краеведческих методик». О.В. Ауров отмечает также значительный рост числа локальных исследований. Институциональные аспекты истории средневековых городов изучали в последние десятилетия, по его мнению, преимущественно историки права. Единственной важной новацией, касающейся понимания сущностных характеристик городской истории, стало, по его

1 Ауров О.В. Город и рыцарство феодальной Кастилии: Сепульведа и Куэльяр в XIII - середине XIV в. М., 2012. С. 92.

2 Там же. С. 46.

3 Там же. С. 48-51.

мнению, введение в 80-х годах понятия «сообщества города и деревень» («las Comunidades de la Villa y Tierra»)4.

Исходя из этого, О.В. Ауров полагает, что в зарубежной историографии сохраняется представление о консехо как о «свободной, самоуправляющейся общине, органе муниципального типа, очаге свободы в окружающем феодальном мире», и следует выяснить, насколько соответствовали средневековые консехо такому представлению, и отвечали ли они критериям муниципальных учреждений как модели организации власти на местах5.

Очерк развития некоторых направлений в изучении леоно-ка-стильского консехо в 80-х - первом десятилетии 2000-х годов, который представлен в данной статье, поможет понять, в какой степени актуальна сформулированная российским испанистом задача. Кратко напомню читателю, что слово консехо (concejo) происходит от латинского concilium - совет, собрание, и в современном кастильском языке означает городской совет или мэрию, собрание должностных лиц этого совета, здание городского совета. Когда это слово используют в своих работах историки, они прежде всего подразумевают особый институт, складывавшийся в X-XI вв. и получивший развитие в последующую эпоху в королевствах Пиренейского полуострова, который представлял собой совет членов общины, он обладал особым статусом и привилегиями и был наделен полномочиями вершить власть в городе и приписанной к нему округе. Консехо в документах XI-XIV вв. - это и орган власти, и совокупность полноправных членов общины, жителей города, и территория, на которую распространяется власть общины и ее совета. В отечественной традиции принято использовать это слово в транслитерации, а не в переводе6.

В 70-е годы прошлого столетия испанская историография Средневековья пережила, по общепринятому суждению7, период глубочайших трансформаций, в результате которого были подвергнуты переосмыслению все наиболее фундаментальные понятия, связанные с историей этого периода. В 80-90-е годы вышло немало работ, посвященных так

4 Там же. С. 52-57.

5 Там же. С. 108. К таким критериям относятся: автономия судебной власти, автономия в фискальной сфере, коллегиальные органы власти и автономия в административной сфере.

6 Иногда именуют городским советом, общиной, территориальной общиной.

7 García de Cortázar J.A. Glosa de un balance sobre la historiografía medieval española en los últimos treinta años (I) // La historia medieval en España: un balance historiográfico (1968-1998): XXV Semana de Estudios Medievales, Estella. Pamplona, 1999. P. 807-824; Valdeón Baruque J. Glosa de un balance sobre la historiografía medieval española en los últimos treinta años (II) // Ibid. P. 825-842. В отечественной историографии о начале этого периода см.: Варьяш О.И. [Рец.] М. Вихиль, А. Барберо. Формирование феодализма на Пиренейском полуострове // Средние века. 1983. Вып. 46. С. 391-392.

называемым «историографическим» мифам8, и одновременно были предложены новые исследовательские подходы, от применения которых ожидали и получения новых сведений, во вполне позитивистском ключе, и появления новых, более обоснованных объяснительных моделей социального и политического развития.

Самое заметное новшество в интерпретации феномена консехо этого десятилетия состояло в попытке представить его как органичную часть феодальной структуры, феодального способа производства. Такое понимание феодализма, не единственное на тот момент среди испанских медиевистов, предполагало более пристальное внимание к формам получения ренты и ее перераспределению, к социальным отношениям, связанным с экономической деятельностью, с производством. Эти аспекты разрабатывались в бурно менявшейся испанской историографии, главным образом, применительно к формам социальной и экономической организации в сельской местности. Х.М. Мингес Фернандес в статье «Феодализм и консехо: Методологические основания анализа социальных отношений в средневековых леоно-кастильских консехо», опубликованной в 1982 г., выдвинул гипотезу об особенностях развития социальных отношений в консехо, основанных на экономической дифференциации9, т.е., собственно, классовых отношений. Речь идет прежде всего о формировании привилегированной социальной группы - городского рыцарства, обладавшего значительными экономическими ресурсами и постепенно добивавшегося монополии на власть в консехо. Автор не претендует на детальное, подкрепленное информацией источников, описание этого процесса, его задача - сформулировать проблему истории консехо на новых основаниях, дать начало дискуссии10. Нельзя сказать, что это уда-

8 В частности, об изменениях в трактовке «Реконкисты» см.: Попова Г.А. В поисках исторической реальности: некоторые тенденции в медиевистике Испании // Средние века. М., 2006. Вып. 67. С. 266-283; Она же. Реконкиста в XII в.: возможности интерпретации // Западноевропейское Средневековье в XII веке: обретение форм. История. Электронный Научно-образовательный журнал. 2012. Вып. 2 (10), ч. 1. (http://mes.igh.ru/magazine/numcontent. php?ELEMENT_ID=4427). Эволюция в понимании феодализма в испанской историографии последних десятилетий описана в: Эстепа Диес К. Испанская медиевистика и формирование феодализма // История: электронный научно-образовательный журнал. 2011. Вып. 8: Новые перспективы в изучении истории Испании. (http://mes.igh.ru/magazine/content/ispanskaia-medievistika.html)

9 Mínguez Fernández J.M. Feudalismo y concejos. Aproximación metodológica al análisis de las relaciones sociales en los concejos medievales castellano-leoneses // En la España Medieval. Madrid, 1982. Vol. III. P. 109-122.

10 Любопытно, что характеризуя общую историографическую ситуацию в изучении города как органичной составляющей феодальной системы, Х.М. Мин-гес приводит пример советской историографии, где наряду с английской эта проблема активно обсуждается. Он ссылается на статью 1960 г. Е.В. Гутновой и Н.А. Сидоровой, опубликованную во журнале «Анналы» (№ 2): Comment l'historiographie soviétique aperçoit et explique le Moyen Age occidentale.

лось в полной мере, тем не менее, те исследования, которые появились в последующие годы, позволили Х.М. Монсальво Антону прийти к такому заключению: «За десятилетие с небольшим медиевисты разрушили миф консехо, существовавший в историографической традиции, опровергнув ошибочные либеральные или романтические суждения, на основе которых сформировалась идея об особом развитии средневековой Кастилии, без феодализма»11. Х.М. Монсальво Антон сам принял активное участие в этой «демифологизации» - с 80-х годов центральное место в его исследованиях занимают проблемы истории леоно-кастильских консехо Х-Х1У вв.12, а потому его суждение можно считать вполне обоснованным.

Изучение консехо как части феодальной системы строится вокруг трех основных проблем. Первая - это общество консехо, его социальная структура не как организации, учреждения, а как сообщества, проживающего на определенной территории, делящегося на классы; особое внимание уделяется отношениям зависимости между социальными группами и превращению городского рыцарства в олигархию. Вторая исследовательская проблема - это характеристика сеньории консехо - организации власти над принадлежащими ему территориями, отношений подчинения и эксплуатации, которые выстраивались между ними. Наконец, третья проблема - статус консехо как учреждения в системе власти, как вассала. Перечисленные темы находятся между собой в довольно тесной взаимосвязи, поэтому исто-

(Mínguez Fernández J.M. Op.cit. P. 10, n. 4). О необходимости более детального и систематического исследования роли экономического фактора в социальной организации консехо тогда же написал и К. Эстепа Диес в статье, посвященной общей оценке историографии средневекового леоно-кастильского города: Estepa Díez C. Estado actual de los estudios de las ciudades medievales castellano-leoneses // Historia medieval: cuestiones de metodología. Valladolid, 1982. P. 27-81.

11 Monsalvo Antón J

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком