научная статья по теме ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА Психология

Текст научной статьи на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 6, с. 12-20

КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ^^^^^^^^^^^^ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

© 2004 г. А. Н. Славская

Кандидат психологических наук, научный сотрудник ИП РАН, Москва

В кросскультурном исследовании представлений о правах человека, проведенном Женевским центром с участием России, выявлены общие (для 35 стран мира) особенности этих представлений (в том числе ценности, отношения к разным субъектам защиты прав человека, личное переживание несправедливости) и специфика правового сознания россиян, связанного с их позицией в современном обществе.

Ключевые слова: интерпретация, правовые представления, ценности, субъекты защиты прав человека, невостребованность личности.

В период перехода общества от тоталитарного к демократическому чрезвычайно важно определить: степень консерватизма/изменчивости индивидуального сознания; детерминанты появления правовых представлений; момент, когда человек начинает осознавать не только свои обязанности, но и права; роль взаимоотношений с государством, другими людьми и правовой защищенности личной жизни.

Россия осталась далеко позади большинства стран мира в отношении не только законодательного, но и исполнительного обеспечения права (в силу исторически сложившейся слабости исполнительной власти и психологии послушания, присущей российскому менталитету [5]). Но именно кросскультурное сравнение правосознания россиян и граждан других стран позволяет выявить особенности российских правовых представлений и их взаимосвязи с правовой организацией социальной жизни. Это обусловило наше участие в международном исследовании правовых представлений граждан 35 стран мира, проведенном Женевским центром по правам человека, руководимом В. Дуазом ("" Бо18е). В основу исследования была положена Декларация прав человека -кодекс, направленный на поддержку и защиту ценностей личности, ее жизни, достоинства, благополучия, безопасности [4]. Она предполагает не только подчинение личности закону, но и ее защиту законом.

Сложность нашего участия в этом глобальном проекте заключалась в следующем: во-первых, мы теоретически предполагали существенное отличие правового сознания российской личности от гражданского сознания народов других стран и поэтому сомневались в "валидности" общей исследовательской программы, в ее возможности

выявить российскую специфику, что и обсуждалось с В. Дуазом при сопоставлении гипотез [12]. Во-вторых, российские данные при обработке всего массива результатов в нем "растворились". Поэтому потребовалось провести два этапа исследования: 1) сначала были собраны российские данные по совокупности методик женевской программы и 2) после получения нами общих "валовых" результатов были обработаны данные только российских респондентов [17]. Это представляет специальный интерес как стратегия кросскультурного исследования. Ее надежность обеспечивала концепция социальных представлений крупнейшего в мире психолога С. Мос-ковичи [9, 18], на которую опиралась К.А. Абульханова и теоретически, и в ряде кросскуль-турных исследований [1], используя многолетний опыт таких работ в лаборатории личности ИП РАН [3 и др.] и возможность обсуждения данного исследования с Московичи и Дуазом.

Согласно концепции Московичи, правовые представления свободно распространяются между социальными слоями и членами общества, способствуя их интеграции в гражданское общество. Однако это возможно только в зрелом демократическом государстве. В России процесс дифференциации социальных слоев противоречит принципу справедливости как ценностной основы равенства прав, препятствуя их интеграции в гражданское общество [10].

Еще совсем недавно в силу консерватизма сознания у российской личности преобладали представления об обязанностях, а не о правах, ориентация на патернализм государства и привычка подчиняться его "порядкам". Поэтому в правовом сознании россиян доминируют именно представления, а не понятия, выражающие конкретное

понимание сути законов и правовых отношений. В силу неопределенности социально-правовой жизненной позиции личности и межличностных отношений такие представления противоречивы -это и уже устаревшие установки, и новые демократические идеалы. Противоречивость правовых представлений требует в каждом конкретном случае интерпретаций, т.е. осознания личностью своих обязанностей и прав, их ограничений и других аспектов правовых отношений. Эти интерпретации включают ценности, которые личность хочет законодательно защитить или сохранить. В трактовке своих, чужих и всеобщих прав выражается своеобразное авторство российской личности, которое отсутствует в обществах, где законы и их реализация определены так, что каждый раз не нуждаются в осмыслении и обсуждении. Противоречивость представлений, разнообразие мнений о правах человека требуют ответа на вопрос, может ли такое неопределенное правовое сознание стать основой формирования объективных правовых отношений между людьми, между личностью и государством или сначала должны быть созданы основы правового общества.

Правовые представления возникают не в связи с осознанием или достижением свободы, а с потребностью определиться в противоречивом, неопределенном (и только в этом смысле "свободном") [11] социальном пространстве, контексте. Таким образом, у российской личности возникает острая потребность в упорядоченности, надежности, гарантированности собственной жизни при осознании противоречия между несправедливостью социальной действительности, с одной стороны, и идеалами демократического общества - с другой.

Личность оказалась предоставленной самой себе во всех измерениях своего жизнеобеспечения. Она должна сама искать новые источники доходов, сочетать сразу несколько профессий или их менять, осваивая новые, или со значительной степенью риска заниматься коммерцией. Появились альтернативы: повысить свой профессиональный уровень или отказаться от этого, продолжить профессиональную деятельность в стабильных государственных структурах или уйти в коммерческие.

Возникла необходимость самоопределения личности в сложных, неопределенных, быстро меняющихся ситуациях: ей открылась "свобода" -выживать или процветать.

Именно социальная позиция актуализирует правовые представления, выражающие потребность понять и интерпретировать действующие в обществе правила, нормы; получить точную информацию о них; выяснить обоснованность личных прав и надежность/ненадежность чужих обязательств; необходимость законно осуществлять

юридические процедуры (действия по открытию фирм, оформлению собственности. пособий и т.д.).

На создание своих правовых интерпретаций повлиял и плюрализм, связанный с демократизацией общества. Резкий переход от стереотипности, стандартности социальной жизни к ее разнообразию, а социального мышления - к многозначности, наличию разных мнений, точек зрения, вариантов поведения потребовал перестройки консервативного однолинейного способа мышления: с одной стороны, развития способности видеть разнообразие, разноплановость и противоречивость социальной жизни, с другой - умения привести все это к "одному знаменателю" - сконструировать из этих "вариантов" собственную определенную интерпретационную концепцию и стратегию жизни. Она стремится упорядочить, внести ясность и организованность в свою жизнь, взаимоотношения с людьми, учреждениями, различными социальными структурами. Интерпретация выполняет функцию рабочего механизма правового сознания, пока правовые представления не приобрели четкости, конкретности, не воплотились в правовые понятия и нормы.

Интерпретация - это способность индивидуального сознания личности постоянно вырабатывать определенные смысловые жизненные композиции, схемы, "версии", мнения, объяснения, новые резюме из "мозаики" и динамики жизни при изменяющейся жизненной позиции для достижения стабильности, уверенности. Как важнейшая процедура индивидуального сознания, интерпретация, однако, обнаруживает свои культуральные особенности.

КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В международном проекте Женевского центра приняли участие представители 35 стран Западной и Восточной Европы, а также Африки и Южной Америки.

Исследование опиралось на теорию социальных представлений С. Московичи. Мы же исходили из концепции социального мышления, разработанной К.А. Абульхановой. Основное содержание, включая расхождение позиций, изложено в статье [12].

Цель исследования - выявить:

1. Отношение народов разных стран к Декларации прав человека (степень ее понимания и представление о тех субъектах, которые способны практически ее реализовать).

2. Комплексы ценностей, которые реально защищаются законами.

3. Личный опыт осознания переживаний своих прав.

Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г. [4], включает шесть групп статей. Первая излагает основные принципы равенства, свободы и достоинства; вторая - права индивидуума (такие, как безопасность человека и право на защиту в соответствии с законом); третья - права в межличностных отношениях; четвертая - общественные гражданские права: свободу слова или равный доступ к коммунальному обслуживанию; пятая - экономические и социальные права (например, социальное обеспечение и право на отдых и досуг); шестая - нормы международного правопорядка, обязанности по отношению к мировому сообществу.

Гипотеза: сходство или различие в понимании статей Декларации и индивидуальных представлений разных народов относительно активности и эффективности деятельности учреждений (правительств и политических партий) и самих респондентов по соблюдению прав человека зависят от ценностей и ориентаций людей на разных субъектов правозащиты (государство, партия или сам человек) [17].

Методика. Основным методом являлся анкетный опрос. Исследование1 состояло из двух частей. В первой изучались отношения граждан к разным субъектам правозащиты. Респондентов

2

просили ответить на восемь вопросов, расположенных на биполярной шкале, по каждой из 30 статей Декларации 1948 г., ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком