научная статья по теме ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА: ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭО, 2015 г., № 2 © И.А. Морозов

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В предлагаемом ниже блоке статей представлены материалы секции "Локальные традиции и культуры: современные исследования", которая была организована в рамках Третьего Всероссийского конгресса фольклористов, проходившего с 3 по 8 февраля 2014 г. в Подмосковье (пос. Вороново). В ходе работы секции был заслушан 21 доклад на секционных заседаниях, а также доклад Н.В. Богатырь на круглом столе "Изучение механизмов формирования локальных традиций и культур в XXI веке", завершившем работу секции. В центре внимания докладчиков были теоретические и терминологические проблемы "локальности", актуальные проблемы изучения локальных традиций и культур, принципы презентации и издания результатов исследований по локальным традициям и малым группам.

Понятие "локальность" и его производные ("локальный", "локализованный", "локализация") устойчиво используются в различных дисциплинарных дискурсах. Этот факт можно было бы объяснить не только стремлением применить хорошо разработанные методы и принципы исследования в смежных областях знания, но и устойчивой тенденцией к усилению междисциплинарности исследований, особенно в гуманитарных науках. Хотя в большинстве случаев употребления (от "локальных сообществ" до "локальных конфликтов") в семантике понятия "локальность" доминируют значения территориальной (географической) привязки ("локальный" как "местный, территориально ограниченный"), иногда они могут отодвигаться на второй план. Более важными оказываются признаки, связанные с функциональными, качественными и системными свойствами локализуемого объекта (например, "локальный цвет" как "основной, неизменный, лишенный оттенков, усредненный цвет изображаемых объектов" и "локальный оптимум" как "оптимальное состояние отдельного элемента в рамках системы") или его иными характеристиками, например, культурной, этнической, социальной спецификой ("локальная традиция"). В такой трактовке "локальность" можно рассматривать как универсальный признак, имеющий категориальные классифицирующие значения: "местный/региональный", "частный/общий", "стабильный/переменный".

В этнографии и фольклористике "локальность" как особый, дифференцирующий признак чаще всего обретает свой смысл в контексте изучения функций и места ло-

Игорь Алексеевич Морозов - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: mianov@rambler.ru

4

Этнографическое обозрение № 2, 2015

кальных традиций в пределах больших культурных ареалов. Тем самым в ареальных исследованиях "локальность" ("локальный") истолковывается как некое признаковое поле, на основе анализа которого можно делать этноисторические или культурно-исторические выводы, рисовать картину этногенеза или определять зоны доминирования и распространения культурных явлений, их "локальную специфику". В нашей подборке представлена серия статей (А.А. Иванова, А.А. Плотникова, Е.Е. Левки-евская), в которых "локальность" проявляется на фоне межкультурных взаимодействий и интерференций. Фактически авторы исследуют механизмы возникновения и способы функционирования "локальности", ее проявление в конкретных культурных формах, а также то, как при помощи "локализации" группа очерчивает границы собственной идентичности. Близкая проблематика рассматривается в статье И.А. Морозова, в которой "локальность" рассматривается как питательная среда, из которой вырастает культурное разнообразие и своеобразие, среда, порождающая новые идентичности.

Эту проблематику в несколько ином ракурсе рассматривает А.В. Черных, который анализирует особенности формирования и различные модели русских этнокультурных "островов" в русском окружении на территории Пермского Прикамья, а также факторы, приводящие к их возникновению. Развивает данную тему статья С.А. Иниковой, в которой исследуются заимствования духоборцами отдельных элементов культуры казачества, принципы переосмысления и использования этих элементов для успешного воспроизведения собственной культуры.

Культура - это явление, которое формируется и "потребляется" не только на уровне социальных общностей и групп, но и на уровне каждого индивида, входящего в эти общности и группы. В этом смысле культура может быть "индивидуальной". То же самое можно сказать и о локальности, которая также имеет индивидуальное измерение. И.С. Слепцова в своей статье анализирует индивидуально-личностные факторы трансформации традиции и собственно индивидуально-личную традицию как способ передачи знаний. По мнению автора, "локальность" часто является результатом поддержания традиции или ее изменения под влиянием личностных факторов. И этот механизм, часто остающийся за рамками внимания исследователей традиций, особенно эффективен в условиях разрушения доминирующего типа культуры, когда коллективные механизмы передачи оказываются неэффективны или совсем невозможны.

Исследование феномена "локализации" культуры заставляет задаться вопросами: почему и как те или иные явления культуры "локализуются"? То есть обратить внимание на механизмы формирования локальных традиций и культур. При такой постановке вопроса "локальность" отрывается от "ареальности" и становится операндом сущностного анализа динамики этнокультурных процессов.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком