научная статья по теме ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ - ОТЕЦ ПРАВОСУДИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ - ОТЕЦ ПРАВОСУДИЯ»

УДК 94(44).023::Людовик IX Святой

С.К. Цатурова ЛЮДОВИК IX СВЯТОЙ - ОТЕЦ ПРАВОСУДИЯ*

Статья посвящена механизмам складывания культа короля Людовика IX Святого как идеального судьи и основателя Парламента. Автор обращает внимание на место правосудия в формировании национальной идентичности французов и на роль судейских чинов в возвеличивании образа Людовика IX Святого как небесного покровителя органов судопроизводства. Большое место уделено изучению стратегий конституирования исторической памяти (архивы ведомств короны, образ короля-судии под Венсеннским дубом, ревизия 1247 г. и великий ордонанс 1254 г.) и символических атрибутов королевской власти («длань правосудия», Ретабль в зале Парламента).

Ключевые слова: Людовик IX Святой, Франция, правосудие, администрация, национальная идентичность, историческая память

Символом юстиции во Франции с эпохи Средневековья и вплоть до наших дней является Дворец Правосудия в Париже на острове Ситэ. Этот старый королевский дворец, восходящий к галло-римским временам, на рубеже XIII и XIV вв. превратился в резиденцию высших органов государственной власти. И представляется весьма символичным, что только правосудие как предмет особого культа во Франции и стратегия конституи-рования национальной идентичности не поменяло своего местопребывания. От эпохи Средневековья там осталось немного, почти ничего. Дворец веками перестраивался, часто горел, а в 1618 г. пожар уничтожил главную его достопримечательность - большой зал со статуями королей Франции, от мифического Меровея до Карла IX Валуа. Единственный из французских монархов, который до сих пор «присутствует» в помещениях Дворца, - это Людовик IX Святой. Сделано это было осознанно и целенаправленно, к тому же - «потомками революции» 1789 г., покончившей с монархией. В XIX в. Людовику Святому, единственному из королей, установили здесь статую. Пусть она и граничит с кичем, но с точки зрения идейной выполнена вполне грамотно: король

* Статья выполнена в рамках гранта «Этноконфессиональные процессы и этно-генетические мифы в конституировании политических идентичностей в Западной Европе Средних веков и раннего Нового времени» (Программа ОИФН РАН «Нации и государство в мировой истории»); при содействии Дома гуманитарных наук (Fondation Maison des sciences de l'Homme), Франция.

Ил. 1. Статуя Людовика Святого, вершащего суд под дубом. Произведение Эжена Гийома, 1878 г. Галерея Сен-Луи, ведущая к Кассационному суду во Дворце Правосудия в Ситэ. Фото автора

сидит под кроной Венсеннского дуба, и рука его воздета в жесте праведного судьи (ил. 1). «Дань уважения потомков» выражена и в местоположении статуи - она помещена в галерее, которая ведет к Кассационному суду и называется «Галереей Людовика Святого»1. Эта галерея была построена в XIX в. и вполне в духе времени - в псевдо-готическом стиле. Наконец, в современном путеводителе по Дворцу Правосудия, изданном авторитетным фондом «Национального достояния», прямо сказано, что основателем Парламента является именно этот монарх2. Это заявление вполне согласуется с мнением ряда авторитетных ученых: аналогичные утверждения можно найти в трудах исследователей истории Парламента, деяний Людовика Святого или «рождения французской нации»3.

Однако это утверждение совсем не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. С формальной точки зрения, институциональное оформление Парламента происходит позднее. Первый указ о Парламенте как об отдельном от Королевской курии органе верховного суда датируется 1278 г., т.е. был издан сыном Людовика IX Святого, Филиппом III Храбрым. Ключевая дата для «оседания» Парламента в Париже и его «отделения» от персоны короля - указ Филиппа IV Красивого от 1302 г. об учреждении двух сессий верховного суда в год, что превратило Парламент в постоянно действующий орган королевского правосудия. Грандиозную реконструкцию Дворца в Ситэ - «матрицы французской монархии» и воплощения новых идейных амбиций короны Франции, также осуществил этот «железный» внук святого короля4.

Так как же получилось, что именно Людовик IX Святой стал символом французского правосудия и отцом-основателем Пар-

1 Не стоит сбрасывать со счетов и чудом сохранившуюся Сент-Шапель, которая была построена Людовиком Святым для реликвий, им же приобретенных для прославления и освящения Французского королевства. Пусть реликвии хранятся ныне в Соборе Парижской Богоматери, а сама Святая Капелла теперь уже больше не является церковью, но по-прежнему остается местом паломничества многочисленных туристов как шедевр готики.

2 В тексте говорится, что при Людовике IX Парламент выделился в отдельную судебную палату из Королевской курии (Le Palais de la Cité. Paris, 2008. P. 6. (Hors-série de Connaissance des Arts; N 358)).

3 Autrand Fr. Le service public // La France médiévale / Sous la dir. de J. Favier. Paris, 1983. P. 295; Beaune C. Naissance de la nation France. Paris, 1985. P. 206; Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001. С. 531-532.

4 См. подробнее: Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XIII-XV веков. М., 2012. С. 458-460.

ламента? Ответ на этот вопрос следует, на мой взгляд, искать, скорее, в сфере технологий складывания национальной идентичности французов и в методах конструирования исторической памяти. Ключевую роль сыграли в этом процессе два фактора: возникновение «памяти государства» в ведомственных архивах, которые ведут свое начало с правления Людовика IX Святого, и ключевое место правосудия в построении централизованного государства и национальной идентичности подданных французского королевства. Неслучайно поэтому главными поборниками почитания святого короля как «отца правосудия» были, по моему мнению, именно служители королевской администрации и судейские чины.

Напомню, что именно в правление Филиппа IV Красивого, в окружении которого неоспоримо преобладание легистов-знатоков права, закладывался культ святого Людовика. Сам «железный король» со своими юристами всемерно «давил» на папскую курию, чтобы как можно скорее Людовик IX был причислен к лику святых, что и было сделано папой Римским Бонифацием VIII 25 августа 1297 г. Красочной кульминацией этого знаменательного для французской монархии акта стало торжественное перенесение головы Людовика IX Святого из некрополя аббатства Сен-Дени в Париж, в Сент-Шапель при Дворце в Ситэ: 17 мая 1306 г. торжественная процессия пронесла голову, заключенную в золотой реликварий, под пение гимнов и при огромном стечении народа. Отныне и вплоть до эпохи Просвещения Сент-Шапель оставалась местом династического культа5.

Миф о Людовике IX Святом как о короле-миротворце и идеальном судье зримо воплотил роль сферы права и юстиции в становлении сильной королевской власти и государства во Франции эпохи Средневековья. Как показано в целом ряде работ Н.А. Хачатурян, трансформация природы власти монарха - от частной, патримониальной к публично-правовой - обеспечивалась усилением в «службе короля» функции «выразителя общей воли» и протектора слабых, защитника порядка и мира в обществе. В процессе перетягивания на сторону короны публично-правовых прерогатив в ущерб иным носителям политической власти ключевую роль призвано было сыграть королевское правосудие в качестве «гаранта общего интереса». В контексте данного исследования

5 Le Palais de la Cité. P. 18; Bautier R.-H. Diplomatique et histoire politique: ce que la critique diplomatique nous apprend sur la personnalité de Phillipe le Bel // Revue historique. Paris., 1978. N 525. P. 17.

важно подчеркнуть, что в этих работах также признается решительный перелом в построении État moderne на рубеже второй половины XIII в. и важный вклад судебных реформ Людовика Святого в процесс обретения королевской властью новых оснований публично-правового характера6.

Сложность и длительность процесса трансформации природы королевской власти и юстиции нашла отражение в ответах современников на вопрос «кто основал Парламент?» Надо при этом учесть, что в основании Парламента не был заложен какой-то один торжественный акт, ведомство «вызревало» внутри Королевской курии довольно длительное время, так что ответ на этот вопрос зависел от политических взглядов авторов и от их интерпретации самой природы этого весьма специфического органа.

На последнем этапе Столетней войны, когда патриотическая пропаганда во Франции всемерно прославляла и удревняла с этой целью институты королевской власти, потомственный королевский чиновник и идеолог монархии Жан Жувеналь дез Юрсен в речи на Штатах 1440 г. заявлял, что первый французский король Фарамон создал два важнейших национальных института - Салический закон о престолонаследии и Парламент, который должен был следить за его неукоснительным соблюдением7. Чуть позднее хронист и гуманист Робер Гаген утверждал, что Парламент основал Карл Великий; в XVII в. эрудиты Жирар и Жоли отстаивали первенство Пипина Короткого в основании верховного суда - «из людей знания и опыта для решения великих споров и свершения суда в полном суверенитете»8. Но по мере автономизации Парламента и роста амбиций судейских служителей короны -поставить себя древнее и значит выше монарха - в их среде побеждала идея, что дата основания и имя основателя неизвестны: «таких сведений нет ни в историях, ни в регистрах», утверждал канцлер Франсуа Оливье во время заседания «ложа правосудия»

6 О многофункциональной роли права и судебной сферы в процессе трансформации характера королевской власти на путях построения État moderne см. подробнее: Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV веков. М., 1989. С. 26-27; Она же. Власть и общество в Западной Европе в Средние века. М., 2008. С. 10-11, 18-19, 162-163, 168-169, 172-165.

7 Juvénal des Ursins J. Écrits politiques / Éd. P.S. Lewis. Paris, 1978. T. 1. P. 345.

8 Daubresse S., Morgat-Bonnet M., Storez-Brancourt I. «Le Parlement en exile» ou Histoire politique et judiciaire des translations du parlement de Paris (XVe-XVIIe siècle) / Postface de Fr. Hildesheimer. Paris, 2007. P. 45. Кстати, ссылка на мнение Р. Гагена о Карле Великом как основ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком