научная статья по теме МАЛАЯ РОДИНА БОЛЬШИХ ДЕЛ Науковедение

Текст научной статьи на тему «МАЛАЯ РОДИНА БОЛЬШИХ ДЕЛ»

МАЛАЯ РОДИНА БОЛЬШИХ ДЕЛ

Ольга БАЗАНОВА, журналист

В 2007 г. в состав Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, сформированного двумя годами раньше на базе усадеб Коломенское, Люблино и парка Лефортово, вошел Измайловский остров - уникальный комплекс памятников ХУМ-Х!Х вв. на востоке столицы, связанный с важнейшими событиями в жизни нашего государства. Эти места стали колыбелью российского флота, родиной таких важных отраслей отечественного земледелия, как интродукция растений (переселение из естественной среды в новые места), лесоустройство, декоративное садоводство; тут находился и «волчий двор» - первый в нашей стране зоопарк.

Село Измайлово. Гравюра Ивана Зубова. 1720 г.

По велению государя Ивана IV Грозного поросшие густыми дубовыми и березовыми лесами здешние земли, в том числе долина реки Серебрянки, перешли младшему брату его жены Анастасии — воеводе и дипломату боярину Никите Захарьину-Юрьеву (в письменных источниках 1570-х годов они упоминаются как его собственность). Унаследовал усадьбу его сын, затем внук, а в 1654 г. — правнук, второй царь из рода Романовых Алексей Михайлович. Поначалу в этой огромной вотчине его более всего привлекло хорошо налаженное охотничье хозяйство (тут был даже питомник, где разводили зверей). Но вскоре венценосный владелец решил устроить в ней образцовую экспериментальную «ферму» и развернул грандиозное строительство.

В 1663 г. тут начали масштабные земляные работы: прокладывали дороги, копали пруды, русло Серебрянки возле села Измайлово разделили вдоль пополам, перекрыли оба получившихся канала плотинами (эти гидротехнические сооружения, для того времени последнее слово науки и техники, строили каменных дел мастера Дмитрий Костоусов и Иван Кузнечик). В результате образовались два пруда — Сере-

бряный и Виноградный, кольцом охватившие часть суши, где стояли деревянные постройки — храм и государевы палаты.

Вокруг рукотворного острова вскоре вырос огромный царский «хозяйственный хутор», представлявший собой, как сказали бы сегодня, уникальный инновационный проект, для его реализации привлекли лучших специалистов. Из Пскова сюда прибыли люди «добрые и умеющие выращивать лен»; из Белгорода — «которые всякие птицы водят, лебеди, гуси и иные»; из Смоленска — мельники, плотники, «рыбные ловцы», пасечники, кожевники, печники; из Киева, Астрахани и даже из Голландии, Германии — садоводы. Тучнели поля, засеянные злаками, гречихой, льном; огороды в избытке снабжали царскую кухню овощами, пряными растениями; в «творилах» (оранжереях) созревали огурцы, арбузы, дыни, виноград, грецкие орехи, благоухало множество экзотических цветов; на аптекарском огороде выращивали лекарственные травы.

Здесь даже пробовали разводить тутового шелкопряда, венгерские груши, миндаль, тутовое дерево и другие не свойственные средней полосе виды флоры,

Въездные ворота на Государев двор.

Мостовая башня.

благодаря чему Измайлово считают родиной отечественной интродукции растений. К тому же Виноградный, Просянский, Тутовый, Аптекарский сады служили для прогулок монаршего семейства, поэтому их украшали «чердаками» (беседками), фонтанами, устроили там лабиринт «Вавилон» и т. д. (не случайно бывавшие в здешней резиденции называли ее «новым Версалем»). Так в нашей стране появились «первые ласточки» ландшафтного дизайна, начали овладевать садово-парковым искусством.

Помимо прочего в хозяйстве было 37 водоемов (сохранилось 13) — бобровых загонов и рыбных прудов, большой «волчатник», т. е. зверинец: вольеры с птицами, тиграми, леопардами, слоном. Наконец, здесь занимались еще и хмелеводством, пчеловодством, льнопрядением, пиво- и медоварением, действовали семь мельниц, несколько маслобоен, винокуренный, льняной и стекольный заводы. Надо сказать, Алексей Михайлович любил удивлять иностранных гостей пышными пирами с многочисленными яствами, приготовленными из продукции его «фермы». Как отмечал один из заморских послов, «обед был весьма роскошный, ибо каждому подавалось более 40 блюд, и все, что в них находилось, было цельное; тут были: телятина, дичь, баранина, гуси, утки и другие вареные птицы. Хлебы, которые подавались, были так велики, что два человека могли с трудом нести один хлеб».

Въехать на Измайловский остров можно было лишь по выстроенному через Серебряный пруд уникальному для того времени 14-арочному каменному

На выставке «Московский изразец».

мосту шириной более 10 м и длиной 106 м (разобран в 1770 г.). Он завершался трехъярусной квадратной в плане проездной Мостовой, или Думной, башней, возведенной в 1671-1679 гг. Иваном Кузнечиком. В те годы на ее первом этаже находились помещения для священнослужителей и стрелецкие караульни, на втором — комнаты звонарей, а также палата для заседаний Боярской думы, а в начале XVIII в. — Сената (на случай пребывания царя в усадьбе), на третьем же была колокольня. Композиционно башня напоминает некоторые кремлевские: четверик на четверике, выше восьмерик с ярусом звона, гульбищем (служившим дозорной площадкой) и кровля-шатер. Окна декорированы наличниками в виде полуколонок, кокошниками, фасад украшают ряды цветных изразцов

с изображениями диковинных птиц, листьев и цветов.

С 2007 г. нижний ярус Мостовой башни служит главной выставочной площадкой здешнего отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника*. Тут представлены всевозможные образцы архитектурной керамики из его обширной коллекции (начиная с самых ранних и кончая изготовленными в наши дни), вошедшие в постоянную экспозицию «Московский изразец». В XIV — начале XV в. каменное и кирпичное строительство в нашей стране приобрело широкий размах, и фасады новых

*См.: О. Базанова. Царская вотчина. — Наука в России, 2011, № 1; она же: Райский уголок. — Наука в России, 2011, № 2; О. Борисова. «Версаль на Яузе». — Наука в России, 2011, № 3 (прим. ред.).

зданий начали декорировать обожженными глиняными плитами с тисненым узором, аналогичным орнаменту белокаменной резьбы, — «красными» (терракотовыми) изразцами. Изготавливали их методом «набивки» — заливали глиняный раствор в деревянные матрицы с рельефным «негативом» нужного узора. Самый ранний пример использования на Руси такого облицовочного материала — отделка Духов-ской церкви в Троице-Сергиевой лавре (1476 г., Сергиев Посад)*, а через несколько лет — княжеских палат в Угличе**, соборов в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом монастырях***.

В середине XVI в. заявила о себе многоцветная архитектурная керамика, впервые в России появившаяся предположительно на фасаде столичной церкви Троицы в Никитниках (1634-1635 гг.). Вскоре и другие храмы Москвы, Старицы и Дмитрова**** оделись в уборы из белоглиняных плиток необыкновенной красоты и формы. Однако, как отмечал писатель, знаток отечественной культуры Юрий Ме-лентьев, «на первом месте следует поставить сокровеннейшую копилку русского зодчества — чудока-менный цветок собора Покрова на рву (ныне изве-

*См.: В. Даркевич. Обитель преподобного Сергия. — Наука в России, 2000, № 2 (прим. ред.).

**См.: О. Базанова. Город царевича Дмитрия. — Наука в России,

2008, № 4 (прим. ред.).

***См.: О. Викторова. Святилище древностей. — Наука в России,

2009, № 2 (прим. ред.).

****См.: О. Базанова. Город-сказка. — Наука в России, 2009, № 5 (прим. ред.).

Собор Покрова Богородицы.

стный как собор Василия Блаженного)*... Откуда бы вы его ни рассматривали, взгляд обязательно будет подведен через шатры, луковицы куполов, округлые линии кокошников к единой грановитой основной главе. На этом центральном шатре зодчие и поместили многогранные «звезды», квадратные и ромбовидные изразцы, покрытые стекловидной полупрозрачной поливой зеленого, коричневого, желтого и оранжевого цветов» (из кн. «Не за три моря», М., 1979 г.).

Но «золотой век» облицовочного изразца наступил в середине XVII в., чем мы обязаны главным образом белорусским «ценинных дел мастерам» Игнату Максимову и Степану Иванову по прозванию Полубес, создавшим немало шедевров. Достаточно назвать такие украшения нашей столицы, как храмы Григория Неокесарийского на Полянке (1660-е годы), Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (1654 г.), Крутицкий терем (1693-1694 гг., ныне филиал Государственного исторического музея**), Успенский собор подмосковного Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря (1688-1696 гг.). Причем гончары своими творениями иногда делали вклады в монастыри и церкви: ведь каждое из них стоило весьма дорого (согласно дворцовым расходным книгам, керамическая посуда числилась в царской казне как драгоценность).

Молодой царь Петр I, путешествуя в 1697-1698 гг. по Голландии, заметил в оформлении интерьеров гладкие белые «кафли», разрисованные синей глазурью, и приказал делать такие в нашей стране. Так родилось новое направление в отечественном изразцовом искусстве. В дальнейшем его развили мастера села Гжель (ныне Раменский район Московской области), славившегося залегающими там светлыми глинами и издавна известного как центр изготовления фарфоровых, фаянсовых и глиняных изделий. До 20-х годов XIX в. здесь выпускали многоцветные изразцы с изображениями цветов, букетов и птиц, а затем перешли к росписи только синей краской. Керамическими отделочными элементами и панно украшали в первую очередь печи — гордость и красу русского дома.

В конце XIX — начале XX в. виднейшие отечественные художники, архитекторы обратились к так называемому неорусскому стилю***, опиравшемуся на образцы старинной живописи, зодчества, декоративно-прикладного искусства, в том числе изразцового. Наиболее яркие произведения того времени в технике обожженной глазурованной многоцветной керамики принадлежат Михаилу Врубелю, создавшему серию скульптур, монументальное панно

*См.: К. Аверьянов. Главный храм Москвы. — Наука в России, 2011, № 4 (прим. ред.).

**См.: В. Егоров. Сокровищница отечественной истории. — Наука в России, 2004, № 5 (прим. ред.).

***См.: Т. Гейдор. Русская архитектура Серебряного века. — Наука в России, 2009, № 6 (прим. ред.).

«Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком