научная статья по теме МАРИНА МАНСУРОВНА ХАСАНОВА (21.01.1948-18.12.2006) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАРИНА МАНСУРОВНА ХАСАНОВА (21.01.1948-18.12.2006)»

МАРИНА МАНСУРОВНА ХАСАНОВА (21.01.1948-18.12.2006)

Судьба определила нам жить в эти нелегкие времена, когда главным является устоять, не потеряться, выжить, успеть исполнить задуманное, для чего работал всю жизнь. И грустно осознавать на этом пути потери. Их в последние годы, к сожалению, было немало. Прошло уже более трех лет, как нет среди нас Марины Мансуровны Хасановой. Мы, ее ближайшие коллеги и друзья, знали о ее болезни, но не верили, что так скоро наступит трагический конец. Умерла М.М. Хасанова 18 декабря 2006 г.

Марина Мансуровна Хасанова родилась 21 января 1948 г. в Хабаровске в семье военнослужащего. В течение года после Хабаровска во время учебы отца в военной академии они жили в Москве, а потом переехали в Новосибирск. Здесь в 1966 г. Марина с серебряной медалью окончила престижную школу, в которой в старших классах было углубленное изучение математики; в том же году она поступила на гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета, выдержав немалый конкурс - на одно место претендовали 16 человек.

В университете Марина с увлечением изучала тунгусо-маньчжурские языки, в первую очередь - эвенкийский. Этот многодиалектный и "покрывающий" огромную территорию язык стала преподавать в маленькой группе аспирантка Лариса Мееровна Бродская, ныне доктор филологических наук. Занятия по маньчжурскому языку, фольклору и этнографии тунгусо-маньчжурских народов вела к. филол. н. Елена Павловна Лебедева - именно благодаря ей у студентов появились интерес и вкус к североведению как к комплексной дисциплине. Курс введения в языкознание, а также спецкурс по нанайскому языку читал известный ученый - чл.-корр. АН СССР Валентин Александрович Аврорин. Именно он в свое время определил научную судьбу Марины Мансуровны: будучи деканом гуманитарного факультета, во время собеседования при поступлении в университет он посоветовал ей заняться тунгусо-маньчжурскими языками. Учителями Марины также были специалист по экспериментальной фонетике, монголист и тюрколог В.М. Наделяев, специалист по якутскому языку Е.И. Убрятова, русисты А.И. Федоров и М.И. Черемисина - все они, как и В.А. Аврорин с Е.П. Лебедевой, приехали в известный тогда всей стране новосибирский Академгородок из Ленинграда или Москвы. В течение учебного

года студенты тунгусо-маньчжурской группы (А.Г. Вебер (Перцева), Л.М. Горелова, А.М. Пев-нов, М.Д. Симонов, М.М. Хасанова) осваивали прежде всего эвенкийский язык, летом же, во время каникул, с энтузиазмом отправлялись на практику в экспедиции в труднодоступные экзотические "уголки" Сибири и Дальнего Востока. В студенческие годы М.М. Хасанова вместе с А.М. Певновым четыре раза была в экспедициях. Их "стационары" и маршруты: забытая Богом эвенкийская деревня Тетея в Иркутской обл., низовья Амура (от нивхско-негидальской деревни Белоглинка до Николаевска-на-Амуре) и р. Амгунь (эвенкийско-негидальская деревня Влади-мировка), Нижняя Тунгуска (сёла Тутончаны и Кислокан с эвенкийским населением), эвенкийское село Чиринда в Заполярье на севере Красноярского края.

Дипломную работу М.М. Хасанова писала под руководством Е.П. Лебедевой по эвенкийскому фольклору (о таком удивительном его персонаже, как лиса). Попутно замечу, что Е.П. Лебедева и В.А. Аврорин были представителями знаменитой петроградско-ленинградской этнографической школы (Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, Я.П. Кошкин, Д.К. Зеленин и др.).

В 1971 г. после окончания Новосибирского государственного университета М.М. Хасанова и ее муж А.М. Певнов получили направление на работу во Владивосток - в только что созданный Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра Сибирского отделения АН СССР. Их зачислили в сектор филологии, которым руководила специалист по нанайскому языку к. филол. н. Л.И. Сем. Три месяца они работали в должности стажера-исследователя. Осенью 1971 г. директор института чл.-кор. АН СССР

A.И. Крушанов предложил им поступать в целевую аспирантуру при Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР. В те годы в этом учреждении работали такие известные специалисты, как А.В. Десницкая, С.Д. Кацнельсон, Е.А. Крейнович, П.Я. Скорик, А.А. Холодович,

B.И. Цинциус, А.М. Щербак и др. Научным руководителем М.М. Хасановой и А.М. Певнова стал выдающийся лингвист В.А. Аврорин. Надо сказать, что они были последними учениками Валентина Александровича - умер он в начале 1977 г., не дожив до своего семидесятилетия.

Диссертация Марины Мансуровны была посвящена повелительному наклонению в эвенкийском языке. Во время учебы в аспирантуре (1971-1974) М.М. Хасанова и А.М. Певнов дважды - в 1973 и 1974 гг. - отправлялись в длительные экспедиционные поездки в эвенкийский поселок Джигда Аяно-Майского р-на Хабаровского края. Примерно за четыре месяца они собрали ценнейшие лингвистические и фольклорные материалы. Три с половиной десятка лет назад еще живы были прекрасные знатоки эвенкийского языка и фольклора. Именно в Джигде, где к тому времени жили эвенки чуть ли не всего Аяно-Майского р-на, Марина Мансуровна со своим мужем прошла настоящую школу полевой лингвистики - она освоила эвенкийский язык на практике и приобрела бесценный опыт работы с рассказчиками. Несколько толстых "амбарных книг", заполненных записанными под диктовку эвенкийскими текстами на разных диалектах, стали основой ее кандидатской диссертации. Работа "Повелительное наклонение в эвенкийском языке" была завершена в срок (в декабре 1974 г.) и обсуждена на ученом совете института, получив при этом положительную оценку рецензентов. Однако сама защита по не зависящим от М.М. Хасановой причинам состоялась лишь через несколько лет. Проходила она 8 июня 1979 г. на заседании специализированного совета в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР. Официальными оппонентами были д. филол. н. Е.И. Убрятова и к. филол. н. Н.И. Гладкова, ведущей организацией - Институт языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. В 1986 г. увидела свет монография, подготовленная М.М. Хасановой на основе ее диссертационного исследования.

После окончания аспирантуры и шестимесячного прикомандирования к Ленинградскому отделению Института языкознания АН СССР М.М. Хасанова и А.М. Певнов вернулись во Владивосток. Марина Мансуровна стала работать в секторе этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра Сибирского отделения АН СССР (впоследствии Дальневосточного отделения АН СССР); этим сектором в те годы руководил специалист по этнографии народов южной части Дальнего Востока СССР тогда еще кандидат исторических наук Ю.А. Сем - выпускник Восточного факультета ЛГУ. Работая в разных секторах одного института, М.М. Хасанова и А.М. Певнов продолжали вместе ездить в экспедиции. За 15 лет работы во Владивостоке они побывали в разных районах расселения эвенков и негидальцев: в Тугуро-Чумиканском, им. Полины Осипенко и Ульчском (всё это районы Хабаровского края). За эти годы они собрали значительное количество материалов по фольклору, языку и этнографии этих двух тунгусо-маньчжурских народов. Желание заняться языком и культурой негидальцев - "супермалочисленного" этноса (примерно 350 чел.) в низовьях Аму-

ра и на Амгуни - пришло к Марине Мансуровне в начале 1980-х годов. Интуиция не подвела ее - выбор был абсолютно правильным, хотя первые шаги в освоении нового языка, вроде бы и близкого эвенкийскому, дались с немалым трудом.

В научных публикациях во владивостокский период у Марины Мансуровны преобладали работы по фольклору эвенков и негидальцев, а также удэгейцев. В архиве выдающегося путешественника и этнографа В.К. Арсеньева она кропотливо изучала неопубликованные записи удэгейского фольклора (Владимир Клавдиевич записывал по-русски, причем с немалым количеством примечаний, в которых нередко встречаются удэгейские слова). В 1988 г. М.М. Хасанова издает во Владивостоке препринт "Путь В.К. Арсеньева-этнографа". Несмотря на то, что в тот период было опубликовано несколько работ, посвященных жизни и научной деятельности этого выдающегося ученого, ей удалось, основываясь преимущественно на архивных данных, сказать свое слово. Даже из самого названия работы ясно, что М.М. Хасанова считает В.К. Ар-сеньева прежде всего ученым-этнографом, собравшим ценнейшие материалы не только по этнографии, но и по фольклору. Работы М.М. Хасановой, посвященные фольклорному наследию В.К. Арсеньева, были высоко оценены специалистами.

Марину Мансуровну очень интересовал фольклор как историко-этнографический источник: в 1986 г. была опубликована ее статья "Отражение исторической действительности в фольклоре восточных эвенков", а в 1988 г. - статья "Отражение этнических процессов в фольклоре негидальцев".

В 1990 г. М.М. Хасанова и А.М. Певнов были приглашены на работу в Новосибирск в Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. Вскоре от этого комплексного института "отпочковался" наряду с другими Институт филологии СО РАН. Работая в этом учреждении, М.М. Хасанова активно участвовала в подготовке к изданию тома "Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ" из серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" (составители тома М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга, М.М. Хасанова). Этот замечательный труд был опубликован в Новосибирске в 1998 г., Марина Мансуровна является автором большого раздела, посвященного записям удэгейского фольклора, сделанным В.К. Арсеньевым.

Много лет Марина Мансуровна мечтала жить и работать в Ленинграде/Петербурге. В 19951996 гг. мечта сбылась, причем совершенно неожиданно и главным образом благодаря активной поддержке известного тюрколога А.М. Щербака, руководившего в те годы отделом алтайских языков Института лингвистических исследований РАН. С 20 января 1997 г. и до конца своих дней М.М. Хасанова работала старшим научным сотрудником в отделе Сибири МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, куда ее пригласил заведовавший этим отделом Ч.М. Таксами.

Всё складывалось идеально - любимый город, любимая работа, причем в уникальном нау

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком