научная статья по теме МАТИЦА - СЛОВО, ОБРАЗ, СИМВОЛ Языкознание

Текст научной статьи на тему «МАТИЦА - СЛОВО, ОБРАЗ, СИМВОЛ»

Матица - слово, образ, символ

© Н.А. КРИНИЧНАЯ, доктор филологических наук

В статье на основе лингвистических (диалектных и древнерусских) материалов с привлечением произведений фольклора выявляется семантика слова, образа, символа, заключенная в понятии «матица». Обозначенная этой номинацией структурно-планировочная часть традиционного крестьянского жилища выступает в роли матери - некоего начала и основы бытия сородичей, живущих под единой кровлей. Матица, совместно с потолком, представлена как небеса крестьянского микрокосма.

Ключевые слова: матица, мифологические и фольклорные представления, верхний ярус жилища, диалекты, древнерусская лексика.

Матица - одна из важнейших структурно-планировочных частей традиционного крестьянского жилища. Это основная балка, обычно тянущаяся поперек всей избы. Она служит опорой для потолка в целом и для каждой из потолочин в частности. Впрочем, в севернорусских говорах матицей называли и балку, поддерживающую пол: на нее настилались половицы. Данный факт свидетельствует о тождестве осмысления потолка и пола в народных воззрениях. В жилых помещениях матица потолка отделывалась в виде четырехгранного строганого бруса. Матица же в нежилых строениях или под полом представляла собой круглое бревно, стесанное на месте прилегания к нему досок [1]. Кроме того, матицей в диалектах, как и в древнерусском языке, называются и другие разновидности осевой, опорной или скрепляющей части чего-либо: киль судна, нижний продольный брус, на котором укреплен его остов; бревно, скрепляющее плот, связку бревен; центральная часть невода в виде мешка, в которой собирается пойманная рыба. Употребление слова матица в приведенных значениях фиксируется письменными источниками не ранее XVII века. В значении же «маточное растение» эта лексема встречается с XVI века; в значении «центральная часть войска» - с XV века [2. С. 307; 3. С. 202; 4. С. 44-45]. В севернорусских диалектах матицей называется также «самка у животных, матка» [3. С. 202].

По общему мнению лингвистов, номинация матица происходит от мать [5]. Причем в древнерусском языке, в памятниках XIV века, мать

и матица именуются одним и тем же словом матица: не случайно в словаре Памвы Берынды матиця, как и породеля, пороженица, служит для определения слова роже(а)ница. А в поверьях матица отождествляется с матерью: видеть во сне матицу, отделившуюся от досок потолка, означает, что мать семейства умрет [6].

В результате подобная этимология вовлекает рассматриваемую лексему в семантическое поле, ядром которого служит мать (мати, матерь). Слово мать имеет древнее происхождение: оно, например, обнаруживается в Остромировом евангелии (1057 года), в Новгородской I летописи (1128 года). Показательно, что при употреблении в древнерусских памятниках лексем мать, матица в переносном смысле они означают «начало, основа, источник чего-либо; причина» [4. С. 44, 47].

В диалектах, как и в древнерусском языке, и мать, и матица нередко называются «маткой» [2. С. 307; 3. С. 203; 4. С. 45]. Лексема же матка наделяется дополнительными значениями: «женщина, самка, внутренний женский половой орган, пчелиная матка, предводительница в игре, центральная часть войска». Однако при употреблении в переносном смысле лексема матка в основном идентична уже упомянутым лексемам мать и матица. Тем не менее семантический спектр слова матка, и особенно в народных говорах, более многообразен: это «источник чего-либо, место рождения, происхождения, корень; середка, середина, средоточие, остов, центр» [2. С. 307]. Связанные с этими понятиями архетипы пульсируют и в мифологических представлениях о матице потолка (пола), где она, будучи одной из важнейших структурно-планировочных частей жилища, выступает в роли персонажа, наделяемого полномочиями соответственно своим языковым характеристикам. Назначение матицы - быть основой и началом, средоточием и центром крестьянского микрокосма.

Вместе с тем матица служит как бы осью верхнего, черепного венца сруба, поскольку она врубается в череповые дерева [7. С. 385]. В очередной системе знаков-символов ей принадлежит роль основания черепа жилища. Соответственно бревно сруба, выдолбленное под матицу, либо прямоугольная выемка в матице для потолочин в севернорусских говорах называется черепина, а паз, в который вставляются доски потолка, - черепом. Сплошной же ряд этих досок, настланный поверх нижнего потолка, который кладется «в разбежку», получил наименование начерпной ряд [8. С. 44-45]. Причем череп избы в народных представлениях таинственным образом сопоставлен с головами ее обитателей. Не случайно, по восточнославянским поверьям, плотнику нельзя было ударять обухом топора по матице, иначе у жильцов этого дома будет постоянно болеть голова [9]. В системе древних верований «верх человеческого тела (здесь: верх жилища. - Н.К.) соотносится с абсолютным верхом - небом» [10].

Символика, связанная с матицей, некогда включалась не только в анатомический, но и в космологический код крестьянского жилища. Об этом, в частности, свидетельствует наносимая на нее плоская геометрическая резьба, древнейшая по своему происхождению: это комбинация неглубоких вырезов, зарубок, надрезов. Не зафиксированная, насколько нам известно, в севернорусских деревнях, она тем не менее некогда имела распространение в изобразительном творчестве всех восточных славян: «Общеславянским, а следовательно, и весьма древним, является устойчивый обычай вырезать на матице "колесо Юпитера", круг с шестигранником и шестилучевой розеткой внутри него. Часто и здесь мы видим три позиции светила» [11]. Иногда знак солнца заменялся православным крестом. Судя по украинским материалам, среди розеток и зубцов на матице могло фигурировать и распятие как знак включения в языческую космогонию символов христианства, что имело место и в характерной для севернорусской традиции росписи храмовых (не только хоромных) «небес». Согласно диалектам, присущим все той же традиции, матица воплощает в себе идею верха, и потому, в отличие от других балок, она называлась верхней балкой. Причем с ней, как и с потолком, связаны представления о членении вертикальной модели крестьянского микрокосма, где потолку-чердаку-крыше отводилась роль домашних небес. В соответствии с подобными воззрениями, часть потолка между стеной и матицей или между двумя матицами получила наименование ярус [8. С. 44-45].

Матица в народных верованиях и обрядах представлена как основа миропорядка, как средоточие «правильного» течения бытия. С матицей магически связаны основные вехи жизненного цикла обитателей возводимой постройки. Так, чтобы узнать о результатах предстоящей в этом доме череде деторождений, заранее исполняют определенные строи-тельно-мантические обряды. Для этого перед подъемом матицы к ней привязывают каравай хлеба, завернутый в вывороченный наизнанку полушубок. После подъема матицы двое участников обряда одновременно разрубают веревки, на которых держится «каравай в полушубке» (ср. с поморским обрядом спуска нового корабля на воду - «вдейкой» [12]). Затем смотрят: если хлеб упал верхней коркой кверху, в доме будут рождаться мальчики, если же вверх нижней коркой - девочки [7. С. 132], что соответствует бинарным оппозициям верхний - нижний, мужской -женский. Кстати, через оцеп (очеп) - длинный гибкий шест, который пропускался через кольцо, укрепленное в матице, подвешивалась зыбка. Тем самым качание в ней младенца служит знаком-символом соотнесенности с матицей-матерью каждого, кто появлялся на свет в этом доме. Рассматриваемый строительно-мантический обряд мог послужить предзнаменованием и относительно других этапов в жизненном цикле человека. Так, если хлеб катился к дверям, это предвещало смерть хозяина

дома. Аналогичное предвестие, согласно поверью, зафиксированному в Томской губернии, может исходить от матицы и в сновидениях: как уже говорилось, видеть в них матицу, отделившуюся от досок потолка, означает, что мать семейства умрет.

Магические свойства матицы, по мифологическим представлениям, заметно актуализируются и в другие моменты жизненного цикла, например, в свадебном ритуале и, в частности, в обряде сватовства: «Придут сватать, дак садятся под матицу (...}. Ну, там отец невесты пригласит: "Ну, проходите, проходите, садитесь". Уж садятся, кто-нибудь, а под эту, под матицу» [13. 144. № 2. Курсив здесь и далее наш. - Н.К.]. И поэтому сидеть под матицей в соответствии с обрядовой символикой означает «сватать в доме невесту» [2. С. 307]. Более того, в некоторых местностях, например на Псковщине, была распространена примета: если новобрачная при входе в дом свекра посмотрит прежде всего на матицу, то ее будет любить вся мужнина родня [7. С. 79]. Иначе говоря, матица предопределяет положение новобрачной в данной семейно-ро-довой общине.

Посредством обрядов, связанных с этой структурно-планировочной частью жилища, осмысляемой как некое начало, основа и источник всего сущего, заблаговременно обеспечивается и обилие в доме. Когда черепной (последний) венец положен и матица поднята, севец обходит этот венец, рассеивая с благопожеланиями хлебное зерно и хмель [2. С. 307]. При настилке же потолка в новом жилище к матице привязывают каравай хлеба с солью, чтобы «жилось сытее» [14]. Соответственно посредством строительно-мантических обрядов, используя в качестве атрибутов гадания каравай хлеба или горшок с кашей и даже бутылку водки, крестьяне пытались заранее предугадать, будет ли жизнь в новом доме благополучной и всеми мерами стимулировали это благополучие.

Матица осмысляется и как стабилизирующее, связующее начало. И потому каждый, кто отправляется из дому в дальний путь, непременно подержится за матицу. Тогда, согласно народным верованиям, он без злоключений вернется домой, удачно завершив свое предприятие [2. С. 308]. Магическая притягательная и связующая сила матицы сказывается и на домашнем скоте. Чтобы привадить ко двору новокупку, у нее выстригают пучок шерсти, осмысляемый как средоточие ее жизненной силы, или души, и подтыкают этот пучок под матицу. Обеспечивая целостность и единство домашнего скота, «зн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком