научная статья по теме МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ПУТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ В ВИЗАНТИИ: РАССУЖДЕНИЯ МАНУИЛА II ПАЛЕОЛОГА О БРАКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ПУТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ В ВИЗАНТИИ: РАССУЖДЕНИЯ МАНУИЛА II ПАЛЕОЛОГА О БРАКЕ»

УДК 94(495).04

Т.В. Кущ

МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ПУТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ В ВИЗАНТИИ: РАССУЖДЕНИЯ МАНУИЛА II ПАЛЕОЛОГА О БРАКЕ*

Анализируя сочинение византийского императора Мануила II Палеолога «Нравственный диалог, или О браке», автор статьи исследует характер междоусобицы в Византии второй половины XIV в. и положение императорской власти в условиях династической борьбы. Не определенный правовыми нормами порядок наследования византийского престола порождал конфликты между претендентами на корону и предоставлял внешним силам, прежде всего туркам, повод для вмешательства во внутренние дела Византийской империи, что серьезно угрожало прочности императорской власти и стабильности политической системы. Брак василевса, открывающий перспективу передачи престола от отца к сыну, рассматривался Мануилом II как необходимое условие разрешения политического кризиса и укрепления императорской власти.

Ключевые слова: поздняя Византийская империя, император, брак, престолонаследие, династическая борьба.

В западноевропейских средневековых монархиях, сформировавшихся на основе родового принципа, где «семья» составляла ядро политической системы, а королевства вырастали из семейных уделов, династическая модель власти служила несущим каркасом государственного строя1. В Византии же в силу унаследованных от античности традиций, как отмечает Ж. Дагрон, «все было наоборот, это семья искала место в политической системе, в которой она не была предусмотрена и с трудом с ней соотносилась»2. Особенно активными эти поиски становились в кризисные периоды, когда императоры, стремясь укрепить пошатнувшееся здание византийской государственности, пытались повысить значимость династического принципа правопреемства.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 02.740.11.0578).

1 См.: Lewis A.W. Royal Succession in Capetien France. Studies on Familial Order and the State. Cambridge; L., 1981.

2 Dagron G. Empereur et prêtre: étude sur le «césaropapisme» byzantin. P., 1996. P. 41. (рус. пер.: Дагрон Ж. Император и священник: этюд о византийском «це-зарепапизме». СПб., 2010. С. 36).

Во второй половине XIV в. проблема стабилизации императорской власти путем упрочения династических основ престолонаследия оказалась весьма актуальной. Византийская империя попала тогда в крайне тяжелое положение. Воедино сплелись внешние неурядицы и внутренние конфликты, образовав, казалось, неразрешимый узел противоречий. Империя испытывала острый дефицит власти, которая дробилась, теряла доверие сограждан и таяла на глазах. Проявлением глубочайшего политического кризиса стала изнурительная борьба за власть между представителями правившей династии Палеологов. Политическая чехарда, вызванная соперничеством за обладание престола, не была чем-то необычным для империи, но во второй половине XIV в. положение осложнилось вмешательством в династические споры внешних сил, когда внутрисемейные распри разжигались извне. Ситуация в империи, осложненная внутренними и внешними обстоятельствами, вынуждала правителя искать пути преодоления междоусобного конфликта через обеспечение устойчивой преемственности власти. В этой связи несомненный интерес для исследователя представляет трактат «Нравственный диалог, или О браке» (Ага^оуо^ ^0гкд<; ^ яер! уацои)3, написанный одним из образованнейших византийских василевсов из последней династии - Мануилом II Палеологом (1391-1425)4. Посвященное вопросу о необходимости правителю вступать в брак, это сочинение затрагивает и более общую проблему поиска механизмов укрепления императорской власти при отсутствии четкого порядка правопреемственности.

* * *

Мануил II Палеолог был не только деятельным политиком, который участвовал в военных походах, вел сложные дипломатические игры, усмирял внутренние смуты и вникал в религиозные споры, но и блестящим интеллектуалом, ярко проявившим себя на литературном поприще5. Ему принадлежит ряд сочинений, которые свидетельствуют о знании автором норм византийской

3 Manuel Palaiologos. Dialogue with the Empress-Mother on Marriage / Ed. A. Angelou. Vienna, 1991 (далее используется сокращенное название: «Диалог о браке», ссылки же даются в тексте с указанием страниц и строк).

4 См. о нем: Barker J.W. Manuel II Palaeologus (1391-1425): A Study in Late Byzantine Statesmanship. New-Brunswick; New-Jersey, 1969; Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit. Wien, 1976-1994. Fasc. 1-12. N 21513.

5 Barker J.W. Op. cit. P. 421.

риторики и владении искусством составления стилистически совершенных произведений, а также демонстрируют высокие стандарты образовательной подготовки императора. Не случайно видный интеллектуал того времени Димитрий Кидонис назвал его «философом на троне»6.

Путь Мануила II к престолу был труден: будущий василевс ро-меев оказался втянут в затяжную династическую борьбу, коснувшуюся всех членов правившей фамилии. Будучи средним сыном императора Иоанна V, Мануил не мог претендовать на престол, пока был жив его старший брат Андроник IV7, ставший соправителем (о аотархо«) еще в 1355 г. Иоанн V представлял Андроника как наследника престола и в международных соглашениях. Так, согласно проекту унии церквей, предложенному в 1355 г. византийским императором папе римскому Иннокентию VI, если Иоанн V не выполнит обещания перехода в католическую веру в течение полугода, то его средний сын Мануил будет отправлен в Авиньон заложником, а Андроник, являвшийся соимператором, будет править империей8.

Однако политические коллизии вывели Мануила на первые позиции в вопросе престолонаследия. После конфликта между отцом-императором и Андроником, вызванного нежеланием юного соимператора в период путешествия Иоанна V в Италию 1369-1371 гг. собирать деньги на покрытие отцовских долгов перед Венецианской республикой, Мануил получил титул соправителя 25 сентября 1373 г. в награду за помощь василевсу в оплате долгов кредиторам9. До этого Мануил носил титул деспота, самый высокий после императора в поздневизантийской табели о рангах10, присваиваивавшийся преимущественно членам императорской семьи. Андроник, лишенный короны, вступил в сговор с Савджи Челеби, наследником турецкого престола и попытался захватить власть, воспользовавшись участием Иоанна V

6 Démétrius Cydonès. Correspondance / Publ. par R.-J. Loenertz. Città del Vaticano, 1960. T. 2. Ep. 430. 10.

7 Prosopographisches Lexikon. N 21438.

8 Halecki O. Un empereur de Byzance à Rome. Vingt ans travail pour l'union des églises et pour défense de l'empire d'Orient. 1355-1373. W-wa, 1930. P. 33; Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565-1453 / Bearb. Von F. Dölger. München, B., 1965. Bd. 5: 1341-1453. N 3052.

9 Dennis G.T. John VII Palaiologos: «А Holy and just Man» / BuÇœvtîo Kpaxoç Kai Koivfflvia. Mvqp/q Nikou OiKovopiö-q. A9^va, 2003. P. 206.

10 Поляковская М.А. Поздневизантийская придворная элита в зеркале церемониала // Античная древность и Средние века. Екатеринбург, 2008. Вып. 38. С. 228.

и Мануила в военной экспедиции турецкого султана Мурада I в Малую Азию. Но эта попытка потерпела крах, Андроник был частично ослеплен, лишен прав на наследство и заключен со своей семьей в башне Анема11.

Новый виток противостояния начался в августе 1376 г., когда Андронику удалось бежать из заточения. Он нашел поддержку в Галате у генуэзцев, недовольных сотрудничеством Иоанна V с их соперниками венецианцами. Помощь мятежному сыну императора оказали и турки, осадившие Константинополь. Заняв столицу при поддержке части жителей города Андроник IV провозгласил себя василевсом ромеев12, а отца, мать и двух братьев заключил в темницу, где они пребывали в течение двух лет, подвергаясь грубому обращению. Ситуацию изменил побег Иоанна и Мануила. Обратившись за помощью к султану, они вернули себе престол 1 июля 1379 г., а Андронику пришлось искать убежище в Галате. Осложнившаяся внешнеполитическая ситуация - венецианско-генуэзская война и давление со стороны турецкого султана Му-рада I - вынудила конфликтующие стороны искать компромисса и примирения. В 1381 г. Андроник получил Силимврию и был признан наследником, вновь оттеснив от наследования престола Мануила, который был вынужден довольствоваться управлением Фессалоникой13. Несмотря на достигнутое перемирие, Андроник вскоре опять выступил против отца, но был разбит и умер в Си-лимврии 28 июня 1385 г. С этих пор Мануил мог рассчитывать на императорскую корону по праву первенства. Однако смерть Андроника завершила лишь первый круг династического противостояния.

О своих правах заявил его сын Иоанн VII14, на сторону которого встал султан Баязид I, заинтересованный в поддержании политической нестабильности в империи. С турецкой помощью

11 Dölger F. Zum Aufstand des Andronikos IV. gegen seinen Vater Johannes V. im Mai 1373 // Revue des études Byzantines. P., 1961. T. 19. P. 328-332; Loenertz R. La première insurrection d'Andronic IV Paléologue, 1373 // Échos d'Orient. 1939. Vol. 38. P. 342-345; Радий Р. Време 1ована V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993. С. 305-314, 350-354, 387-403.

12 18 октября 1377 г. состоялась официальная коронация Андроника IV, вместе с ним был коронован и его сын Иоанн.

13 Dennis G.T. The Reign of Manuel II Palaeologus in Thessalonica, 1382-1387. Roma, 1960.

14 Dölger F. Johannes VII., Kaiser der Rhomäer // Byzantinische Zeitschrift. 1931. Bd. 31. S. 21-36; Wirth P. Zum Geschichtsbild Kaiser Johannes VII. // Byzantion. 1965. Vol. 35. P. 592-600; Dennis G.T. An Unknown Byzantine Emperor, Andronicus V Palaeologus // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1967. Bd. 16. S. 175-187.

в апреле 1390 г. Иоанн VII вошел в Константинополь, но смог удерживать власть только шесть месяцев. В очередной раз правящий дом оказался в водовороте династического конфликта. В сентябре 1390 г. Мануил при поддержке госпитальеров с острова Родос изгнал племянника, вынудив его вернуться в Силим-врию, находившуюся в вассальной зависимости от султана.

28 июня 1391 г. умер Иоанн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком