научная статья по теме Медиа-искусство как отражение социальной активности на рубеже ХХ-ХХІ веков Биология

Текст научной статьи на тему «Медиа-искусство как отражение социальной активности на рубеже ХХ-ХХІ веков»

3. Гаврилова Л. Музыкально-драматическая поэтика С.М. Слонимского (парадигмы метатекста): Исследование. -Красноярск, 2003. - 258с.

УДК 77

МЕДИА-ИСКУССТВО КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! ВЕКОВ

Югай Инга Игоревна,

заместитель заведующего кафедрой режиссуры мультимедиа по научной работе, доцент, кандидат искусствоведения

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия yugai@mail. wplus. net

Статья посвящается новой области художественного творчества - медиа-искусству. В статье выявляются общекультурные и внутрижанровые предпосылки, обусловившие творческую установку на социальную активность автора медиа произведений. На примерах работ, созданных на рубеже XX-XXI вв., рассматриваются некоторые характерные художественные методы и приемы.

Выводы, сделанные в работе, позволяют лучше понять специфику произведений, созданных с применением компьютерных коммуникационных технологий в качестве творческого инструментария, современный художественный процесс.

Ключевые слова: медиа-искусство; социальная активность; современное искусство; коммуникационные технологии.

MEDIA ART AS A REFLECTION OF SOCIAL ACTIVITY AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURY

Inga Yugai, deputy Head of Chair of multimedia on scientific work, Ph.D. in Art History & Criticism

Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences,

Saint-Petersburg, Russia yugai@mail. wplus. net

The article is about a new field of art work - media art. The article reveals common cultural background and genre's precondition that led to a creative setting for social activity author of media works. In the examples of some art-works, created at the turn ofXX-XXI centuries, examines some artistic methods and techniques.

The conclusions made in work, allow to understand specific of works that were created using computer-mediated communication technologies as creative tools, modern process of art.

Keywords: media art; social activity; the contemporary art; communication technologies.

Социальная активность обычно понимается как поведение социальных субъектов (общества, классов, партий, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности [1]. Социальная активность направлена на преодоление противоречий между условиями существования личности и ее потребностями. Исследуя характер социальной активности людей в современном мире, сравнивая его с другими историческими этапами, социологи отмечают, что отдельный человек становится все более значимым в структуре общества. Ценность желаний, стремлений, мнения, воли индивидуума возрастает, а действия отдельной личности как социального субъекта становятся более эффективными. У «обычного человека» появляется все больше возможностей организовывать свою жизнь в экономическом, социальном и политическом плане в соответствии со своими потребностями. Можно также отметить, что вопросы материального благополучия не стоят на первом плане, гораздо больше людей волнуют вопросы реализации их гражданских прав, политические идеи. На наш взгляд преобразовательная социальная активность людей на рубеже ХХ-ХХ1 веков во многом связана с разочарованием в ценностях, которые являлись базовыми для западной, европейской и североамериканской культуры последних столетий - рационализм, гуманизм, мультикультурализм, вера в научно-технический про-

гресс, сомнениями в методах и стратегиях, которыми пользовалось общество.

Интересные и многообещающие формы социальной активности связаны с применением медиа технологий, таких как интернет, проводные и беспроводные компьютерные сети, сотовые телефоны, системы глобального позиционирования. Связанные с применением этих технологий формы и способы участия людей в общественной жизни, трудовой и творческой деятельности, торговли, управления, способы самоорганизации и взаимодействия находятся в сфере внимания многих ведущих социологов, культурологов, психологов, экономистов, политологов. Уникальность современных коммуникативных технологий в том, что благодаря обратной связи (которой не было в такой мере у предыдущих коммуникативных технологий) каждый пользователь может вступать в контакт с другими пользователями, обнародовать свои взгляды, пользователи могут создавать группы и действовать совместно. Замена иерархической структуры связи сетевой полностью меняет способ функционирования коммуникационных каналов, рождает новые способы коллективных и индивидуальных действий во всех сферах человеческой деятельности.

Социальная активность художника и социальная тематика в искусстве не являются новшеством нашего времени. Достаточно вспомнить такие примеры из истории, как «Капричос» Франси-ско Гойи, являвшиеся сатирой на политические, социальные и религиозные порядки, «Гернику» Пабло Пикассо, аллегорические картины немецкого художника Джорджа Гроса (George Grosz), посвященные бедственному положению Германии. Традиция активного социального участия, отклика на злободневные проблемы существовала в искусстве художественного авангарда ХХ века. Однако новые формы искусства, набирающие все больший вес в обществе, обладают такими возможностями воздействия на социум, его преобразования и выражения социальной активности людей, каких никогда не было в истории. Мы имеем в виду произведения медиа-искусства, которые могут с одной стороны обращаться к очень большому числу людей, с другой стороны сохранять неформальные, личные свойства это-

го обращения, усиливая тем эмоциональное воздействие, являться одновременно «площадкой» для дискуссии, обсуждения, обмена мнениями, гибко реагировать на изменение ситуации и координировать совместные действия.

Говоря о медиа-искусстве, мы имеем в виду широкую, динамично развивающуюся область художественной практики, включающую такие направления, как цифровое искусство, компьютерное искусство, интерактивное искусство, видео искусство Net art, software art, Game art, медиа инсталляции, медиа перформансы, отдельные произведения, авторы которых преодолевают жанровые рамки. Отличительным признаком медиа-искусства является применение медиа технологий и ориентация на активность аудитории. Медиа технологии достаточно разнообразны, разнородны и находятся в постоянном процессе модификации. Так, интернет, в котором представлены многие проекты медиа-искусства постоянно совершенствуется, меняя программное обеспечение и аппаратные средства, видео и компьютерные игры, вебкамеры, мобильные телефоны, устройства системы глобального позиционирования также относятся к медийным технологиям. Используя эти технологии, художники переопределяют их как инструменты искусства.

Не смотря на то, что сегодня в медиа-искусстве нет стилистического, жанрового единства, единой технической основы, тем не менее, мы полагаем, что его можно рассматривать как единое эстетическое поле с точки зрения методов и приемов, художественных установок, особенностей воздействия на зрителя.

Материалами для анализа послужили наиболее значимые и характерные для современный арт практики работы медиа художников ХХ-ХХ1 века, представленные в разное время в мировых музеях современного искусства, что обеспечивает достаточно широкую известность произведения как зрителям, так и художественной критике. Принципом подбора произведений стало их соответствие тематике исследования (социальная активность), технологическая инновационность.

Методологической базой являются научные труды по философии, теории и истории искусства, эстетике, психологии ис-

кусства, посвященные вопросам художественной коммуникации (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, М.С. Каган, В.С. Библер), исследованию искусства как своеобразной формы социального взаимодействия (Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, А.Я. Зись), медиа-искусству, как новому пространству художественной деятельности (Я.Б. Иоскевич, Т.Е. Шехтер, Н.Б. Маньковская), анализ современных социологических теорий, посвященных социальным функциям искусства О. Кривцуна.

Характер взаимосвязей между социальным и художественным, их взаимное влияние исследуется в отечественной и зарубежной социологии начиная с 20-х годов XIX века. Несомненно, что общественное состояние во многом определяет направленность художественного творчества, социальная роль искусства исторически меняется в зависимости от того какие представления существуют в конкретный временной период об искусстве, какие наиболее значимые задачи стоят перед обществом, какова картина окружающего мира. Социальные функции медийного произведения имеют свою специфику.

Одна из наиболее целостных концепций социального функционирования художественного произведения предложена М. С. Каганом [2]. Среди традиционно различаемых социальных функций произведения искусства он выделяет четыре основные - просветительскую, воспитательную, коммуникативную и гедонистическую. Он также подчеркивает, что социальные функции искусства представляют собой динамическую систему, поэтому им свойственно меняться в процессе исторического развития. М.С. Каган одним из первых обратил внимание на усиление в искусстве роли коммуникативной функции, понимаемой не просто как обмен информацией, но как диалог. Такое понимание социальных функций позволяет объяснить специфику медиа-искусства. В них несомненно сильна роль коммуникативной функции, они часто ориентированны на дискуссию, обмен мнениями, сотворчество автора со зрителями, автора с другими авторами. Принадлежность медиа-искусства массовой культуре обуславливает также преобладание гедонистической функции, при этом авторы находят новые художественные стратегии -все более популярным становится применение элементов игры,

соревнования, аттракциона строящегося на возможностях виртуальной реальности, технических новинках. Просветительская и воспитательная функции искусства все более понимаются не столько как получение информации, но как приобретение личного очень эмоционального, яркого опыта, меняющего человека через участие в произведении. Медиа-искусство меньше всего стремиться поучать и назидать, оно ценно как средство индивидуального самовыражения, доставляющее удовольствие автору и зрителю. Медиа-искусст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком