научная статья по теме «МЕХАНИКА ГОЛОВНОГО МОЗГА» – ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ ОБ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««МЕХАНИКА ГОЛОВНОГО МОЗГА» – ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ ОБ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ»

Уроки истории

Э. А. КОСМАЧЕВСКАЯ, Л. И. ГРОМОВА

«МЕХАНИКА ГОЛОВНОГО МОЗГА» - ПЕРВЫЙ ФИЛЬМ ОБ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ

Фильм «Механика головного мозга» (1926 г., режиссер - В. И. Пудовкин) -первый серьезный научно-популярный фильм советского кинематографа. Он был посвящен новой в физиологии условно-рефлекторной теории, созданной И. П. Павловым, и привлек к себе внимание не только в СССР, но и за рубежом. Для популяризации сложных физиологических процессов Пудовкин применил новаторский подход - метод системного монтажа экранного видеоряда из многократно снимаемых реальных экспериментов в павловских лабораториях. Обнаруженные в фондах Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова материалы позволили авторам статьи уточнить некоторые детали истории создания этого фильма.

Ключевые слова: И. П. Павлов, В. И. Пудовкин, физиология, теория условных рефлексов, научная кинематография.

История создания фильма «Механика головного мозга» (немой, 6 частей, 2100 м, производство «Межрабпом-Русь», 1926 г.) может служить примером интересных совпадений, которые иногда преподносит нам жизнь. При создании этой киноленты удивительным образом пересеклись столь далекие друг от друга творческие пути классика физиологии И. П. Павлова и классика кинематографии В. И. Пудовкина. С одной стороны, это первый кинофильм об условных рефлексах и новаторской теории всемирно известного ученого. С другой, - первая самостоятельная работа всемирно признанного позднее режиссера, одного из основателей советского кино. Кроме того, благодаря усилиям режиссера и его соавторов-ученых он стал первым серьезным научно-популярным произведением советского научного кинематографа, в котором «весь арсенал кинематографических средств был подчинен науке» 1. Конечно, «арсенал» в те годы был достаточно примитивным, к тому же фильм предназначался для посетителей обычных кинотеатров и клубов, поэтому нет ничего удивительного, что, как скажут позже, «иллюстрировавший павловскую теорию показ экспериментов и соответствующих им случаев из жизни был элементарным» 2.

Однако этот факт не умаляет значимости фильма для истории как научной кинематографии, так и физиологии. Упоминания о нем можно встретить во

1 Иезуитов Н. М. Пудовкин. Пути творчества. М.; Л., 1937. С. 11.

2 Кекчеев К. Кинофильмы по физиологии // Физиологический журнал СССР. 1939. № 4-5 (26). С. 582.

© Э. А. Космачевская, Л.И. Громова. ВИЕТ. 2012. № 4. С. 132-141.

многих публикациях, посвященных творчеству Павлова, однако сведения об истории его создания отрывочны, разрозненны, нередко ошибочны. Некоторые авторы приводят информацию, вообще противоречащую действительности, как будет ясно из дальнейшего рассказа. Например, А. С. Федоров пишет:

Выдающийся русский академик Павлов специально организовал съемку своих опытов (курсив наш. - Э. К., Л. Г.) [...] В результате была получена не только ценная научная информация, но и созданы научно-популярные фильмы - в 1925 г. «Механика головного мозга» [...] затем «Роза и Рафаэль» [...] и др. 3

С. Н. Преображенский высказывает еще более абсурдное утверждение:

За период 1925-1936 гг. под руководством Павлова была создана серия полнометражных фильмов (курсив наш. - Э. К., Л. Г.), посвященных различным вопросам физиологии («Механика головного мозга», «Проблемы питания», «Алкоголь», «Нервная система».) 4.

Даже в содержательной и достоверной статье Л. А. Фирсова «И. П. Павлов и кинематография» в разделе, посвященном первому фильму об условных рефлексах, есть пробелы и неточности 5.

Желание опровергнуть ошибочные утверждения о фильме было для авторов данной статьи одним из побудительных мотивов для ее написания. Другим стали три письма, непосредственно связанные с фильмом и никогда ранее не публиковавшиеся. Они были обнаружены при очередной плановой обработке материалов научно-вспомогательного фонда Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова. Автором одного из писем оказался ученик Ивана Петровича -Л. Н. Воскресенский, двух других - В. И. Пудовкин. Все три письма адресованы Д. С. Фурсикову - одному из ближайших павловских сотрудников в 1920-е гг. и активному участнику создания фильма. Они были обнаружены в папке с материалами личной переписки Фурсикова (59 листов, в основном без почтовых конвертов) и некоторыми его документами, включая, например, «Лекционную книжку студента медицинского факультета Императорского Новороссийского университета 1913 г.». В письмах обсуждаются рабочие моменты некоторых этапов съемки картины и их содержание, они показывают, с какой ответственностью, интересом, энтузиазмом подходили к своей задаче ее создатели.

Фильм, как уже сказано, был немым и сопровождался текстом в титрах, в том числе цитатами из работ Павлова. Краткое схематичное изложение содержания фильма можно свести к следующему. Кадры первой из шести его частей иллюстрировали положение, что сложность поведения животного напрямую зависит от степени развития его мозга. Зрителям показывали запечатленные на пленку различные образцы поведения птиц и животных - бегемота,

3 Федоров А. С. Кино на службе науки. М., 1949. С. 11.

4 Преображенский С. Н. Кино как метод научного исследования. М., 1948. С. 27.

5 Фирсов Л. А. И. П. Павлов и кинематография // Невская заря (газета Всеволожского городского Совета народных депутатов). 1991. № 183, № 184.

крокодила, морского льва, белого медведя, коровы, слона, орангутана. Завершала этот ряд демонстрация поведения годовалого и шестилетнего ребенка. Вторая часть включала материал, доказывавший, что поведение животного и человека - результат деятельности мозга. Опыты с живой лягушкой, дополненные соответствующей мультипликацией, позволяли дать представление о базовых принципах работы нервной системы и понятии безусловного рефлекса. Основной стала третья часть фильма, именно она была непосредственно посвящена изложению учения об условных рефлексах Павлова и открывалась его фотографией. Здесь кроме прочего с помощью искусно сделанной мультипликации нервной системы собаки была изображена схема условного рефлекса. Демонстрация схемы сопровождалась словами Павлова о том, что возбуждение по нервным волокнам, как по проводам, бежит в центральную нервную систему и оттуда, благодаря установленным связям, по другим «проводам» переносится к рабочему органу. При просмотре уже готовой картины Павлов отдал должное выразительности и доходчивости этих кадров. В четвертой части содержались материалы опытов на собаках и обезьяне Ям-бик из Ленинградского зоопарка, подтверждающие центральное положение павловского учения, что местом образования условных рефлексов являются большие полушария головного мозга. Демонстрировались примеры удаления определенных частей мозга у собаки, вызывавшие нарушение тех или иных движений, связанных с выработанным у нее до этого условным рефлексом. В пятой части был сосредоточен материал, относившийся к исследованиям возможности приложения к человеку экспериментальных результатов, полученных на животных. В опытах с ребенком было показано образование условного рефлекса на основе безусловного пищевого и способность человека к различению агентов, вызывающих реакции. В итоговой шестой части выводы всех предыдущих были суммированы в виде положения, согласно которому учение об условных рефлексах может служить основой для понимания поведения человека. Кадры с демонстрацией безусловных рефлексов новорожденного сменялись показом поведения шестилетнего ребенка со сложной надстройкой появившихся условных рефлексов, в том числе высшего рефлекса нервной деятельности человека, как утверждал Павлов, - рефлекса цели, конечно, в его самом примитивном, «детском» варианте: зритель наблюдал старания ребенка достичь желаемого.

Тема и краткий ориентировочный съемочный план будущей киноленты «Поведение человека и животных» (таково было первоначальное название задуманного фильма), поступили в начале 1925 г. в «Межрабпом-Русь» - киноорганизацию, созданную в 1924 г. при обществе «Межрабпом» («Международная рабочая помощь»; существовала с 1921 по 1936 гг.), где Пудовкин работал с момента ее основания. В то время он был начинающим режиссером. Окончив Госкиношколу (позже ВГИК), в которую поступил только в 1920 г., и мастер-класс Льва Кулешова, он успел создать совместно с Н. Г. Шпиковским всего лишь одну документально-игровую киноленту «Шахматная горячка», сюжет которой был навеян шахматным турниром, проходившим в ноябре -декабре 1925 г. в Москве. Несмотря на его небольшой кинематографический опыт, руководство «Межрабпом-Руси» сочло наиболее подходящей для осуществления нового проекта именно его кандидатуру как человека, обладавше-

го достаточной эрудицией в области естественных наук. Мало кому известно, что талантливый режиссер имел кроме кинематографического еще и высшее биологическое образование - в 1914 г. он окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. В мае 1925 г. ему и были переданы материалы для будущей киноленты от актера С. Комарова - первой кандидатуры на роль постановщика фильма. Вполне понятно, что представленные в этих материалах опыты Павлова на собаках и обезьянах, проводившиеся с целью решения актуальнейших и по сей день проблем поведения человека, выполнявшиеся впервые в мировой науке с применением точных методов, разработанных на основе павловской условно-рефлекторной теории, не могли не заинтересовать молодого специалиста. Он с головой ушел в предложенную ему работу по экранизации учения Павлова об условных рефлексах, приступив к ней не только как режиссер, решающий кинематографические научно-популяризаторские задачи, но и как ученый. В книге о Пудовкине его биограф Н. М. Иезуитов писал:

Он не стал снимать картину, не зная предмета, которому она была посвящена, углубился в изучение трудов Павлова, его сотрудников [...] чтобы

встретиться с материалом произведения не как с неожиданностью, а как

с усвоенной и уже продуманной системой фактов 6.

Благодаря огромному труду и настойчивости ему удалось усвоить основные принципы методики выработки условных рефлексов, вникнуть до известной степени в суть гла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком