научная статья по теме МЕХИ И МЕХА, ЗУБЫ И ЗУБЬЯ Языкознание

Текст научной статьи на тему «МЕХИ И МЕХА, ЗУБЫ И ЗУБЬЯ»

Мехи и меха, зубы и зубья

© К. Ю. УСОВА, кандидат педагогических наук

В статье рассматривается проблема вариантности языковых единиц в современной русистике. В частности, показано, что варианты именительного падежа множественного числа существительных мужского рода являются результатом исторического развития языка и влияния акцентологических, морфологических и семантических факторов.

Ключевые слова: вариант, именительный падеж, акцентологический, морфологический и семантический факторы.

Падеж в русском, как и в большинстве других языков, является главной словоизменительной грамматической категорией имени, категорией «...необычайной важности и вместе с тем необычайной сложности» [1].

Варианты именительного падежа множественного числа существительных мужского рода широко представлены в современном русском литературном языке. Академическая «Грамматика» констатирует: «Есть ряд падежных флексий, отличающихся от основных образцов, т.е. представляющих собой отклонения от основной системы. Такие флексии делятся на два типа: 1) являющиеся нормой для определенных групп слов, или нормативные; 2) употребляющиеся наряду с основными, или вариантные». В то же время, нормативные флексии объясняются как отклонения от основных образцов, и выступающие «в группах слов, образующих формы от слов, отличных от исходной...» [2].

Употребление окончания на -ы/-и, бесспорно, является «более распространенным с точки зрения реализованной продуктивности (то есть присоединяется к большему количеству основ), однако окончание -а/-я обладает заметной потенциальной продуктивностью (то есть способностью присоединяться к новым и заимствованным словам), особенно в устной речи, профессиональных жаргонах и просторечии» [Там же].

История возникновения вариантных окончаний в системе русского именного склонения рассматривается в ряде фундаментальных исследований, начиная с работ А.А. Шахматова и С.П. Обнорского и заканчивая более современными исследованиями [3]. Окончание -а/-я появилось в

склонении имен существительных мужского рода под влиянием форм среднего рода и форм двойственного числа. Выбор одного из вариантов окончания в современном русском языке зависит от акцентной схемы имени существительного, его происхождения, а также от стилистической принадлежности.

Варианты именительного падежа множественного числа наблюдаются у значительной группы существительных мужского рода. В некоторых случаях флексия -а стала единственно допустимой. В словаре Л.К. Граудиной «Грамматическая правильность русской речи» около 70 слов устойчиво употребляются с окончанием -а/-я: адреса, бронепоезда, борта, буфера, веера, вензеля, вороха, директора, доктора, дупеля, катера, кителя, кучера, ордера, профессора, фельдшера, флигеля, шулера и т.п. [4].

Сильнейшее влияние на вариантность форм именительного падежа оказывает акцентологический фактор. Формы на -а/-я в именительном падеже, несущие ударение на окончании (свитера, слесаря, коллектора), используются для противопоставления формам единственного числа с накоренным ударением (свитер, слесарь, коллектор), но во множественном числе ударение в этих словах падает на флексию. Приведем примеры вариативного употребления форм множественного числа именительного падежа, встречающиеся в средствах массовой информации: «Женские свитера от Tom Tailor» (Новая газета. 2014. 28 янв.); «Слесаря-судоремонтники предлагают свои услуги на сезонную работу» (Работа и обучение. 2013. 18 июня).; «Долги и коллектора» (Российская газета. 2014. 4 янв.).

Наблюдения показывают, что окончание -а/-я придает слову разговорную окраску (кратера, бойлера, брода, гусляра). Формы же на -и/-ы более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка.

Однако существуют слова с нормативным окончанием -а/-я. Обычно это двусложные или трехсложные слова с ударением на первом слоге и с основой слова на -л/-ль и -р/-рь, например, доктора, кратера, хутора. Но и здесь встречается вариативное употребление форм именительного падежа множественного числа: « Докторы оказались бессильны посодействовать индонезийскому рыбаку...» (Единение. 2013. 9 июля); «Катеры предназначены не только для спасения моряков - их можно использовать для водолазных работ, тушения пожаров.» (Российская газета. 2013. 12 дек.); «Хуторы освободились из снежного плена» (Коммерсантъ. 2014. 6 февр.).

Многие одушевленные существительные (исконно русские и старые заимствования) с основой на плавный согласный уже приняли форму им.п. мн.ч. на -а/-я в качестве однозначной нормы или допустимого варианта: егеря, лекаря, мастера, писаря, повара и др.

Стали нормой долго находившиеся под запретом директора, профессора. Широкое проникновение форм на -а/-я в художественную и специальную литературу не позволяет сейчас браковать новые варианты таких, например, имен с основой на плавный: инструктора, инспектора, фельдшера и другие.

Другим фактором, влияющим на вариантность форм именительного падежа множественного числа, является семантический аспект. Выделяют семасиологизированную группу форм существительных на -а/-я - это слова с окончаниями -ы/ -и и -а/-я, но с разным значением: цветы-цвета, хлебы - хлеба, образы - образа, счеты - счета, проводы - провода, поводы - повода, мехи - меха.

Особенность соотношения парных форм именительного падежа множественного числа рассматриваемых примеров заключается в том, что семантическая специализация морфологических вариантов на -ы/-и, -а/-я нейтрализует их в стилистическом отношении, узаконивая морфологическое расслоение формы, в то время как несемасиологизирован-ные формы на -ы/-и, -а, наоборот, проявляют тенденцию к унификации.

При стабильности семасиологических соотношений приведенных вариантов в практике литературного словоупотребления отмечаются случаи смещения семантических границ между вариантами на -ы/-и, -а, например, мехи - меха.

Традиционными для формы мехи являются значения мехов - кузнечных, музыкальных, а также значение сосуда; для формы меха - значение шкуры [4]. Однако все чаще в первой группе значений вместо формы мехи используется форма меха: «Растянув меха, заиграл негромко песню...» (Л. Зайцев и Г. Сокульский. В далекой гавани); «Пять лет мне пришлось разжимать и сжимать меха тульского баяна» (Легенды мирового джаза. 2007); «Меха кузнечные» - подпись под устройством для прибавления воздуха в музее-заповеднике «Кижи». Подобные нарушения показывает распространение семантических границ дублета меха за счет значений мехи. Это объясняется, следует думать, самой спецификой этих значений. Так, в отношении формы меха в прямом значении слова (шкуры) несомненно участие семантического фактора собирательности; что касается легкой сочетаемости формы меха с рядом более специальных значений, несомненно, имеет место влияние фактора семантико-морфологической аналогии с многочисленными профессиональными образованиями на -а в среде специальной лексики. Происходит унификация формы именительного падежа множественного числа.

Во всех типах падежных вариантов можно заметить следы взаимодействия разных стилистических сфер речи. В форме именительного падежа множественного числа центром распространения флексии - а /-я являются сферы профессионального языка и просторечия:

«Кому понадобились вентиля?» (Маяк. 2012. 1 нояб.); «Вентиля на водопроводе пришли в негодность» (Народная газета. 2013. 23 дек.).

В художественных текстах у существительных в этих случаях используется форма на - и/-ы: «Калужские дупели на страже» (МК. 2011. 21 сент.); «Идут белые снеги, как по нитке скользя... Жить и жить бы на свете, Да, наверно, нельзя. Чьи- то души, бесследно Растворяясь вдали, Словно белые снеги, Идут в небо с земли» (Евтушенко. Идут белые снеги). Здесь это средство передачи особого оттенка в значении слова.

Варианты форм именительного падежа множественного числа с формой на -а/-я часто встречаются в поэтических текстах, это, видимо, связано со стилистическими задачами: «Куда не знаю, Ветра несут меня» (Боков. Время); «Года унылой чередой От нас невидимо сокрылись» (Лермонтов. К***).

Обратим внимание на падежные варианты типа грозди - гроздья, цыганы - цыгане, крюки - крючья, зубы — зубья, сыны - сыновья, дяди -дядья. Они охватывают небольшие группы существительных, при этом один из вариантов, как правило, устарел или находится за пределами литературной нормы.

Еще в начале XX века В.И. Чернышев отмечал тенденцию к сокращению собирательных форм: «В литературном языке наблюдается «падение» собирательных форм. Некоторые из них устарели и забываются; новых совсем не создается. В современном употреблении трудно, например, встретить формы: холопья, черепья, боровья, кочанья, коровья, волдырья, пузырья, дырья, щелья, донья, помелья, силья, шилья, которые когда-то, как видно из прежних авторов и грамматик, были в полном обращении. Даже основное представление о значении собирательных форм нами более или менее утрачено. Собирательные имена означают, собственно, совокупность мелких или многочисленных единиц в целой массе» [5].

В наше время заметно стремление к дифференцированию форм по значениям: зубы (у живых существ) и зубья (у пилы, бороны); колы (о школьных отметках) и колья (палки с заостренным концом); корни (у растений) и коренья (об овощах); листы (бумаги, железа) и листья (на дереве).

В паре крюки и крючья значения специализируются. Крюки - это стержни с загнутым концом (железные, металлические крюки), сравните в пословице, приведенной В.И. Далем: «Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете»; металлическая зацепка для запора (сумка с крепкими крюками), приспособление в виде грабель на косе (грабли с крюками); лишнее расстояние при движении окольной дорогой (обычно, в ед. числе). Форма крючья употребляется в значении «металлическое острие с загнутым концом, насаживаемое на шест, палку, багор»,

например: «Вот пошли двое на тюлений лов. Держали остроги и крючья наготове, а некого было бить» (Леонов. Гибель Егорушки) [4].

Как мы видим, наличие двух флексий для обозначения одного и того же падежа - не случайное явление, а результат историче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком