научная статья по теме MENTALITY: THE NATURE AND FUNCTIONING IN SOCIETY Философия

Текст научной статьи на тему «MENTALITY: THE NATURE AND FUNCTIONING IN SOCIETY»

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

Менталитет: сущность и функционирование в обществе

Н. И. ГУБАНОВ, Н. Н. ГУБАНОВ

Категория менталитета репрезентирует систему социально-психологических особенностей индивидуального и группового субъекта, которые детерминируют у него специфический характер восприятия мира, речи, поведения, деятельности, самоидентификации. Эта категория позволяет исследовать специфику активности субъектов, а также раскрывать новые аспекты социокультурной динамики. В этом состоят новые эпистемологические возможности данной категории. Необходимым условием разрешения антропогенных кризисов служит адекватность изменений вначале элитарного, а затем массового менталитета вызову истории. Показаны ментальные изменения, которые предшествовали разрешению кризисов в разные эпохи.

The mental category represents the system of socially-psychological peculiarities of a subject that determine its specific character of the perception of the world, speech, behavior, activities, self-identification. The mental category allows to analyze the specific character of activity of different subjects and to reveal new aspects of socio-cultural dynamics. These are the new epistemological abilities of the category. The essential condition of getting over anthropological crises is adequate changes of mentality to historical challenge.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: менталитет, социокультурное противоречие, функции менталитета, вызовы истории, антропогенные кризисы, глобальные проблемы.

KEYWORDS: mentality, socio-cultural conflict, functions of mentality, historical challenge, anthropological crises, global problems.

Менталитет как философская категория

Развитие философии осуществляется, в первую очередь, благодаря введению новых категорий, открывающих неисследованные проблемные поля, а иногда и новые направления философской мысли. В два последних десятилетия отечественными авторами довольно широко стала использоваться категория менталитета, или ментальности. Несмотря на

© Губанов Н.И., Губанов Н.Н., 2013 г.

популярность, её гносеологический статус остаётся весьма неопределённым. По словам Е.М. Михиной, при изучении менталитета «наиболее "вопиющая" проблема - отсутствие единства по поводу того, что же такое сама ментальность» [История ментальностей 1996, 9]. С. В. Лурье, характеризуя возникшие в постперестроечное время новые понятия, отметила, что «самым загадочным из вновь возникших слов было слово «менталитет», получившее широчайшее распространение» [Лурье 1997, 152]. За прошедшее после этого время неопределённость не уменьшилась. Одна из причин, на наш взгляд, заключается в том, что никто из исследователей осознанно не использовал общефилософскую категорию особенного, которая, как пытался показать один из нас [Губанов 2009], является ключевой для понимания сущности менталитета.

Происходящее от латинского слова mens прилагательное mentalis стало активно использоваться в языке средневековой схоластики. Существительное mentality (менталитет) возникает в XVII в. в Англии. Отсюда оно было перенесено во Францию и благодаря Вольтеру проникло в обыденный язык [Губанов 2009]. Отсчёт в научном понимании термина «менталитет», по-видимому, следует начинать с Э. Дюркгейма, в журнале которого «L'Année sociologique» с 1896 г. была создана рубрика «Групповая ментальность». Определённые аспекты проблемы менталитета исследовались П.Я. Чаадаевым, А. Токвилем, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, Г Лебоном, Э. Фроммом (тема национального и социального характера), М. Лацарусом, Х. Штейнталем, В. Вундтом (тема психологии народов), Л. Февром, М. Блоком, Ж. Дюби, Р. Мандру, Ф. Арьесом (тема исторического менталитета).

В категориях «коллективные представления», «народный характер», «душевный строй», «национальный характер», «социальный характер», «народный дух», «душа народа», «психологическая оснастка» улавливались различные стороны менталитета, а также формы его влияния на познавательную и практическую активность людей. Многочисленные авторы, занимавшиеся этой проблемой, были на пути разработки содержания такой категории, которая, во-первых, была бы интегральной характеристикой уникальности духовного мира индивидуального или коллективного субъекта, во-вторых, способствовала бы пониманию специфического типа восприятия мира субъектом и, в-третьих, объясняла бы особый способ его поведения и деятельности [Губанов 2009]. Но никто из этих авторов всё же не осуществил полного перехода от абстрактного понимания менталитета к его конкретному пониманию, не дал обобщающую дефиницию менталитета, отражающую его сущность, и не раскрыл всю полноту его содержания. В связи с этим исследуемая нами проблема включает в себя анализ трёх аспектов: 1) репрезентацией сущности и содержания какой реальности служит категория менталитета? 2) какие новые эпистемологические возможности открывает это понятие по сравнению с традиционными категориями, характеризующими духовную жизнь общества? 3) какие функции выполняет индивидуальный и групповой менталитет в социокультурной динамике?

В современной литературе можно выделить следующие позиции: 1) отождествление менталитета с индивидуальным или общественным сознанием или психикой субъекта [Манекин 1991; Душков 2002]; 2) отождествление менталитета с некоторыми элементами, частями, сферами или уровнями сознания и бессознательного [Бутуль 1952; Динцельбахер 1993; Гуревич 1993; Визгин 2001; Кошовец 2004]; 3) понимание менталитета как особенностей сознания или психики [Дубов 1993; Петровский, Ярошевский 1998; Акулич 2011]. Наиболее плодотворной представляется последняя позиция, хотя и её сторонники осознанно не используют категорию особенного. Введение нового термина и нового понятия имеет смысл тогда, когда для них находится специфический денотат - совокупность объектов, которая ещё не имела своего наименования. Эта совокупность и должна составить объём нового понятия. Духовный мир человека (психика) и все его части (свойства, процессы, состояния, уровни), сознательные и бессознательные, уже имеют свои названия, и для их характеристики новое понятие не требуется. А вот особенности элементов сознания и бессознательного человека ещё не имели своего названия. Их-то и можно характеризовать понятием «менталитет». Его содержание должно включать следующие моменты.

1. Менталитет - это система социально-психологических особенностей индивидов или социальных групп. В первом случае - это то, что отличает в духовном плане одного человека от другого. Особенности, составляющие групповой менталитет, по отношению к членам группы (например, представителям данного этноса) выступают как общее, а по отношению к более широкой общности (скажем, населению страны) - как единичное. В содержание менталитета следует включать особенности тех составляющих психики, которые подвержены межсубъектной дифференциации, как то: сенсорные и перцептивные, в том числе установки, представления-цели и представления о значимых ценностях и нормах поведения; мотивационные, представленные специфическими потребностями, интересами, идеалами, ценностными ориентациями, целями; чувственно-эмоциональные, в том числе и веровательные; волевые и характерологические; мнемонические; когнитивно-интеллектуальные (задатки, способности, знания); мыслительные, или рациональные; особенности темперамента. К ментальным особенностям относятся и качества личности (способности, черты характера и др.), и содержание духовного мира (идеи, установки, представления и др.). Мотивационные особенности, по-видимому, служат ядром менталитета, которое в значительной степени определяет характер всех других его компонентов.

К менталитету относятся не только качественные, но и количественные ментальные особенности. Конкретное изучение того или иного менталитета предполагает описание ментальных особенностей трёх видов: 1) уникальных социально-психологических признаков субъекта; 2) своеобразного сочетания социально-психологических признаков; 3) специфической величины признаков. Изучение менталитета - более сложная задача, чем просто исследование духовного мира, оно предполагает два этапа: 1) идентификация социально-психологических признаков у разных субъектов и степени выраженности этих признаков; 2) сравнение признаков различных субъектов и выявление на основе этого их особенностей, т.е. менталитета каждого из них. Если же процедура сравнения не производится, то это есть изучение только сознания или бессознательного, но не менталитета. С позиций общефилософских категорий, идентификация менталитета - это выделение особенного из единичного. Такое выделение является процедурой спецификации, отличающейся от обобщения - выделения общего из единичного.

2. Поскольку сознание и психика субъекта в целом детерминируются генотипом, окружающей средой и собственным духовным творчеством субъекта, то и менталитет детерминируется, во-первых, особенностями генотипа, во-вторых, своеобразием природных и социальных условий и, в-третьих, качеством и степенью собственной креативной активности субъекта как формой самодетерминации. Отмеченные зависимости можно именовать законом тройной детерминации менталитета.

3. Менталитет посредством перцептивных и мыслительных установок, доминирующих потребностей и вызванных ими эмоций детерминирует своеобразный характер восприятия мира и эмоционального реагирования на его события.

4. Сознание субъекта и в целом его психика регулируют речь, поведение и деятельность людей, а менталитет определяет специфический характер человеческой активности, в частности, её направленность.

5. Менталитет - это средство осуществления социальной самоидентификации субъекта, основа социальной солидарности, фактор, способствующий обеспечению единства и преемственности существования социальной общности.

6. Менталитет служит фактором, стимулирующим социальный прогресс посредством культурных новаций, составляющих содержание новых ментальных особенностей.

Обобщая, менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему ка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком