научная статья по теме Место и роль Русской Православной церкви в гражданском обществе России Философия

Текст научной статьи на тему «Место и роль Русской Православной церкви в гражданском обществе России»

В.И. КАТИН кандидат культурологии, доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Балаковского института экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»*

Место и роль Русской Православной Церкви в гражданском обществе России

В последние годы российские исследователи, включая политологов, все больше внимания уделяют изучению проблем формирования гражданского общества, которые являются одними из актуальных в современной политической мысли страны. Считается, что чем развитее и совершеннее институт гражданского общества, тем демократичнее становится само государство и его властные структуры. Во-первых, усиливается контроль за их деятельностью, которая становится более транспарентной; во-вторых, повышается уровень ответственности государственных и муниципальных служащих за плоды своего труда; в-третьих, власть приближается к народу и, по принципу обратной связи, облегчается доступ электората к ней; в-четвертых, сам народ и общество в целом на деле ощущают свою причастность к государственному управлению, к заведованию всем социально-экономическим хозяйством страны. Наконец, человек получает больше возможностей отстаивать свои права и свободы. «Без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни, в которой человек законным путем удовлетворяет свои потребности»1.

На наш взгляд, именно воплощение на практике идей гражданского общества наряду с другими формами народного волеизъявления сможет реализовать одно из коренных положений, закрепленных в

* Катин Виктор Ильич, e-mail: vkatin1405@mail.ru

1 Зеленков М.Ю. Политология для юристов в таблицах и схемах: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2009, с. 78.

Конституции РФ, о том, что «единственным источником власти в

л

Российской Федерации является ее многонациональный народ»1.

В современном представлении политологов гражданское общество - это совокупность негосударственных отношений людей: нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и социальных институтов, находящихся вне государственных структур, с помощью которых фиксируются и удовлетворяются интересы индивидов и их групп2.

Многие авторы (М.Ю. Зеленков, А.В. Кулинченко, С.А. Ланцов и др.) солидарны в том, что структуру гражданского общества, как правило, образуют три основные сферы: экономическая, социально-политическая и духовная. Последняя непосредственно связана с нравственностью, духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. «Эта сфера, - отмечает А.В. Кулинченко, -включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных,

о

образовательных и других организаций»3.

Важной составной частью гражданского общества России являются религиозные объединения. Церковь по своему правовому статусу, в силу действия принципа отделения ее от государства, имеет гораздо больше возможностей, чем другие части гражданского общества, осуществлять, разумеется, в рамках правового поля, независимую (автономную) от светской власти свою деятельность. В то же время ей никто и ничто не препятствует в выражении своей позиции по любым вопросам жизни и деятельности общества, государства, его властных структур. Об этом, прежде всего, свидетельствуют принятые одним из

Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. 2-е изд. М., 2001, с. 4.

См.: Зеленков М.Ю. Указ. соч., с. 78.

3 Кулинченко А.В. Гражданское общество // Политология. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011, с.

Архиерейских Соборов «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.). В них Русская Православная Церковь изложила и обосновала свои позиции по многим актуальным проблемам, таким как «Церковь и нация», «Церковь и государство», «Церковь и политика», «Собственность», «Война и мир», «Преступность, наказание, исправление», «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности», «Здоровье личности и народа», «Церковь и проблемы экологии» и пр. В свою очередь, наличие такой четкой церковной концепции по значимым вопросам современности позволяет российскому государству конкретно определять свою политику в отношении церкви как элемента гражданского общества страны.

Церковь, определяя свое место и роль в гражданском обществе, исходит из своей онтологической природы. Она создана Богом как Его обиталище. Одно из главных направлений ее деятельности - через покаяние привести людей, познавших Бога, в Царство Его. Н.А. Бердяев акцентирует свое внимание на особой природе церкви: «Природа церкви - духовная. Церковь принадлежит миру духовному, а не миру природному. Но это не значит, конечно, что Церковь не воплощается, не делается видимой в мире природно-историческом...»1. Она становится видимой при своем духовном окормлении верующих. В этом качестве церковь трансформируется в духовную общину, входит в общество, функционирует в нем. Данный церковный дуализм отражает особенности ее положения, специфику ее деятельности и коренное отличие церкви от других элементов гражданского общества.

Церковь, являясь неотъемлемой частью гражданского общества, перманентно вступает во взаимоотношения с государством и властью. Разъясняя позицию церкви по отношению к государству и власти, ее роль в обществе, глава РПЦ Патриарх Кирилл заявил: «Церковь не стре-

1 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и типология христианства http://www/ve hi.net/berd yaev/fsduha/10.html

мится к государственной власти, не собирается усваивать себе государственных функций... Церковь не формирует органы государственного управления и не издает государственных законов. Она формирует души людей, призванных к братскому служению друг другу и общему благу. Она утверждает непреложность нравственного закона, на

котором только и может быть воздвигнуто справедливое общество и

1

государство»1.

Церковь сохраняет лояльность по отношению к государству и его власти. Но эта лояльность имеет определенные границы. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от веры и своей церкви, а также к «греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в подчинении. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты церковное Священноначалие. может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению»2.

РПЦ в своем доктринальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» впервые за всю свою историю четко сформулировала области «соработничества Церкви и

о

государства в нынешний исторический период»3.. Светские исследователи вместо церковно-славянского термина «соработничест-во» часто используют в своих работах слово «партнерство». По нашему мнению, оба эти слова в данном контексте являются синонимами.

1

Речь Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии присуждения степени honoris causa в МГУ 28 сентября 2012 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/2496952.html

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008, с. 61-62.

3 Там же, с. 64.

Условно можно выделить следующие области совместной деятельности церкви и государства: экономическая деятельность (на пользу церкви, государства и общества); экология; участие в правотворчестве и правоприменении (диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней); гуманитарные вопросы (миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях; международное сотрудничество; дела милосердия и благотворительности, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы); социальная и культурная политика (развитие совместных социальных программ; здравоохранение; поддержка института семьи, материнства и детства; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; наука, культура и творческая деятельность; работа СМИ); образование и воспитание (духовное, культурное, нравственное и патриотическое; забота о сохранении нравственности в обществе); вооруженные силы и правоохранительные органы, профилактика правонарушений (забота о воинах и сотрудниках правоохранительных органов, их воспитание; предупреждение правонарушений); противодействие религиозным структурам экстремистской и изуверской направленности; иные сферы совместной деятельности государства и церкви (в тех случаях, когда церковно-государственное сотрудничество служит исполнению вышеперечисленных задач). Ныне правящий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает церковный клир входить во все поры общественной жизни.

В то же время РПЦ, опираясь на церковные каноны, возбраняет клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, под которыми понимается исполнение властных административных полномочий и участие в представительных органах власти.

Воздержание церковной Полноты от участия в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных

процессах не рассматривается Церковью как ее отказ от публичного выражения позиции по общественно важным вопросам, обращения к органам власти. Кроме того миряне могут, не испрашивая на то разрешения Церкви, принимать самостоятельное участие в государственной, политической и общественной жизни страны. Однако при этом они должны руководствоваться нормами христианской морали в ее православном варианте, основанном на единстве справедливости и милосердия, на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по

л

слову Христову1.

Вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы по исследуемой проблеме.

Во-первых, необходимо констатировать, что Русская Православная Церковь, опираясь на свое догматическое и каноническое ве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком