научная статья по теме Метафорические концепты русской женской поэзии Биология

Текст научной статьи на тему «Метафорические концепты русской женской поэзии»

 мыть волоса; и наоборот: ребяты. 2.Существительные мужского рода употребляются в форме среднего рода: - сту-ло (стул). 3.Вместо местоимения их используется ихний, вместо его — евонный. 4.Вместо вопросительного местоимения что используется кто: каво делаешь? я это делать! вратных глаголах: мыться, стираться, убираться. З.У существительных на — мя нет при склонении суффикса -ен-: Сколько время?

Фонетические 1. На местах ударных гласных о,э звучит а: подчарки-вать (подчеркивать). 2. В безударных слогах после твердых и мягких согласных на месте и,э звучит а: рабе-нок (ребенок). 3. На месте мягкого шипящего щ идет долгий твердый шш: работяшшая (работящая). 4. На месте ударной гласной и звучит о: давношний (давнишний). 1.Сверхзвонкое произношение твердых согласных б, г, д, з: коГда, Здание. 2. Имеет место упрощение: сморя (смотря). 3. Более отчетливо звучат твердые согласные, по сравнению с мягкими. 4.Нет характерных для Зауралья оканья, аканья и т.п. 1. В формах глаголов женского рода прошедшего времени ударение держится на основе: взЯла, брАла

В ходе исследования убедились, что в говорах двух смежных регионов, а именно, юга Курганской и севера Костанайской областей, есть общие черты. Скорее всего, это следствие исторической связи, долговременных миграций. Но речь россиян отличается большей вариативностью, по-видимому, русскоязычные жители Казахстана стараются сохранить родной язык в наиболее правильном варианте, чтобы передавать его как культурное наследие в условиях иноязычной среды своим потомкам.

Собранные материалы пополнили архив кафедры русского языка и культуры речи Курганской ГСХА, где используются преподавателями на занятиях по культуре речи со студентами и аспирантами.

Список использованных источников

1. Русская диалектология / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В. Колесова. - М.: Высшая школа 1998. - 207с.

2. Архив краеведческого музея Мендыкаринского района, Республика Казахстан, Костанай-ская область, с. Боровское.

3. Архив кафедры русского языка и культуры речи Курганской ГСХА, 2009 (ноябрь - декабрь). - К. - 1.

4. Сорокина С.А. Народно-диалектные особенности речи Зауралья // Проблемы модернизации АПК: Материалы студ. конф. - Курган: Изд-во КГСХА, 2010. - С.58 - 61.

УДК 81'373.612.2

Ю.В. Кравцова

Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова

г. Киев, Украина

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ

На основе разработанной автором методики описаны метафорические концепты русской женской поэзии первой половины XX в., выявленные в стихотворных текстах З. Гиппиус, А. Ахматовой, М. Цветаевой и В. Инбер.

Важным компонентом концептосферы этноса, отражающим особенности национального образного мышления, является метафорический концепт, изучение которого позволяет выявить релевантные для данной лингвокультурной общности представления, складывающиеся на основе устойчивых ассоциаций у носителей языка.

Понятие метафорического концепта (концептуальной метафоры) было введено Дж. Лакоф-фом и М. Джонсоном для описания когнитивной природы метафоры [4]. Концептуальные метафоры рассматриваются как устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции народа. Термин «метафорический концепт» получил широкое распространение в русском языкознании в конце 1990-х гг. (А. Н. Баранов, Э. В. Будаев, И. М. Кобозева, М. В. Никитин, И. В. Толочин, А. П. Чудинов, Д. Е. Эртнер и др.) в связи с формированием концептологии как междисциплинарного учения. Но однозначного его толкования до сих пор нет, как нет и единой методики, позволяющей устанавливать и описывать систему метафорических концептов, характерных для той или иной лингвокультуры на определенном этапе исторического развития этноса.

Метафорический концепт понимается нами как образно-ментальный конструкт, который отражает устойчивые в коллективном и индивидуальном сознании представления, сложившиеся на основе аналогово-ассоциативных связей тех или иных реалий, и эксплицируется в процессе креативной вербальной деятельности носителей языка. Он является базовым компонентом метафорической (шире - языковой и концептуальной) картины мира. Понятия концептуальной метафоры и метафорического концепта, на наш взгляд, не тождественны: концептуальная метафора - это метафора, в которой заключено важное для данной лингвокультурной общности понятие, представление о чем-либо (например, жизнь - это игра, театр, путь, путешествие и т.п.); метафорический концепт - это общее образное представление, ключевое понятие, которое реализуется в целом ряде метафор (к примеру, «Вода»: волна, море, океан, литься, струиться, течь и др.). Метафорический концепт представляет собой некий образно-понятийный инвариант, реализующийся в различных метафорических вариациях.

Установление и анализ метафорических концептов в соответствии с разработанной нами методикой осуществляется в следующем порядке: 1) на определенном корпусе текстов путем сплошной выборки необходимо выявить все метафорические контексты и выяснить, реализацией каких концептов они являются; 2) определить место данных метафорических концептов в национальной и / или индивидуальной метафорической картине мира с помощью соотнесения с соответствующими переносными значениями, представленными в толковых словарях; 3) обнаружить и проанализировать все возможные языковые и речевые метафорические реализации концептов; 4) на основе полученных результатов установить понятийно-смысловое содержание метафорических концептов в пределах исследуемого корпуса текстов.

Сопоставительное изучение метафорики стихотворных произведений З. Гиппиус [2], А. Ахматовой [1], М. Цветаевой [5] и В. Инбер [3] позволило выявить общие метафорические концепты русской женской поэзии первой половины XX в., отражающие сходные образные представления авторов о мире, - «Вода», «Голос» и «Птица».

Метафорический концепт «Вода» проявляется в метафорах брызги, волна, всплеск, зыбь, море, озеро, океан, пена, поток, прибой, река, струя, литься, струиться, течь и др.: всплеск огня; лунное море; озера грусти; река бытия; поток времен; ночь струится; текут мгновения (З. Гиппиус); волны грив; всплески беседы; океан грязи, измен, лжи; шутка льется; речь струится; звуки текли; теченье годов (А. Ахматова); море нив; море толп; разливы лиственные; река дней; платья струи; расплескался небосвод (М. Цветаева); волна овации; волны впечатлений; океан беспокойства; океан колосьев; времени поток; поток событий; прольется звук; сны текут; потекли толпы (В. Инбер). Вода, как известно, ассоциируется с источником жизни, энергией, движением, чистотой, свежестью и обновлением. Метафорический концепт «Вода» несет в себе общую авторскую идею о движении и развитии всего существующего в мире, его различных проявлениях.

Метафорический концепт «Голос» реализуется в метафорах голос, бормотание, вопль, крик, лепет, шепот, болтливый, безмолвный, немой, хриплый, говорить, бормотать, ворчать, кричать, лепетать, шептать и др.: дождевые голоса; безмолвный ветер; ворчит тишина; лепечет волна; мгновения немые; шепчет тишина; травы шепчутся (З. Гиппиус); голос ветра; голос радости; голос памяти; ивы говорят; вопль судьбы; вопль паровоза; шепоток беды; шепчутся ночи; листья шептались (А. Ахматова); бормотание гагары; пушек голоса; голос времени; голосистая пила; говорят скворцы; ласточки переговаривались; вода лепечет; дождь пролепетал; шепчутся колосья (В.Инбер). Для поэзии М. Цветаевой метафорический концепт «Голос» не характерен. Голос является уникальным даром человека выражать словами свои мысли и чувства. Метафорический концепт «Голос» отражает авторские представления о мире, наполненном разными звуками,

как о «собеседнике», голос которого слышится повсюду, - так проявляется творческая потребность поэта «общаться» с окружающим миром.

Метафорический концепт «Птица» выступает в метафорах птица, голубь, взмах, гнездо, крыло, пух, стая, трель, бескрылый, крылатый, ворковать, нахохлиться, порхать, щебетать и др.: птица-часы; крылья безумия; крылья времен; крыла счастья; крылатое пламя; сновидений стая (З. Гиппиус); птицы смерти; смерти крыло; стихов стая (А.Ахматова); крылья бровей; отчаяний гнездо; трели тела (М.Цветаева); гнезда огней; леса крыло; трель огня (В.Инбер). В нем образно выражается понятие о личной и творческой свободе, - в этом случае метафоры, как правило, выступают в сочетаниях со словами мысль, слово, сердце, душа: мысли-птицы (З. Гиппиус); птица-сердце; мысль крылатая; сердца крылатый взмах (М. Цветаева); душа крылатая (А. Ахматова, М. Цветаева); слова крылатые; слова бескрылые (А. Ахматова, В. Инбер). Данный концепт также отражает представление о духовности, вдохновении, творчестве, фантазии: полет души (З. Гиппиус); птица вдохновения; крылья вдохновения (В. Инбер); голос крылатый (М. Цветаева), реже он ассоциируется с легкостью и беспечностью (у В. Инбер: дождь щебетал, заливался и цокал; щебетание дождя; смычок порхает), с тоской и печалью (у А. Ахматовой: птица-тоска; печаль бек-рылая).

Таким образом, в метафорических концептах «Вода», «Голос» и «Птица», характерных для русской женской поэзии первой половины XX в., сконцентрированы ключевые понятия о движении и развитии мира, единстве и общении человека с природой, духовной и творческой эволюции личности.

Список использованных источников

1. Ахматова А.А. Узнают голос мой...: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта / Сост. Н.Н.Глен, Л.А.Озеров; вступ. ст. Л.А.Озерова. - М.: Педагогика, 1989. - 608 с.

2. Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза / Сост., вступ. ст. К.Азадовского, А.Лаврова. - Л.: Художественная литература, 1991. - 672 с.

3. Инбер В. Собрание сочинений: в 4-х тт. Т. 1. Стихотворения и поэмы. - М.: Художественная литература, 1965. - 574 с.

4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. А.Н.Баранова, А.В.Морозовой; предисл. А.Н.Баранова. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 256 с.

5. Цветаева М.И. Избранное. - М.: Просвещение, 1990. - 366 с.

УДК 801

О.С. Жубаева

Институт Языкознания имени А.Б

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком