научная статья по теме МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Психология

Текст научной статьи на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 1, с. 20-33

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО СИНТЕЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

© 2015 г. В. Н. Панферов*, С. А. Безгодова**

*Доктор психологических наук, Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный

работник высшей школы, Санкт-Петербург; e-mail: v-panferov@mail.ru **Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург e-mail: s.a.bezgodova@gmail.com

Обозначены ключевые методологические проблемы психологии. Дается подробный анализ основных парадигм в психологии: психофизической, психофизиологической, психорефлексивной, дея-тельностно-психологической, социально-психологической и психоаналитической. Обсуждается возможность решения методологических противоречий путем интеграции существующего опыта психологического познания. Предлагается новая концепция специальной психологической методологии - методологии интегрального синтеза, которая опирается на интегративную модель психической организации человека.

Ключевые слова: парадигмальные основы психологии, психологическое познание, психология человека, методология интегрального синтеза.

Обращение к вопросам методологии обусловлено необходимостью обобщения достижений психологической науки и практики за период ее академического и прикладного развития. Нерешенность методологических проблем психологического познания не позволяла психологической науке ясно и окончательно определиться ни со своим предметом, ни со своей спецификой в ряду других наук [17, 21, 22]. На повестку дня методологии психологического познания все настойчивей продвигалась проблема целостного конструкта психической организации человека. Б.Г. Ананьев искал возможность эмпирического воспроизводства этой целостности в комплексных исследованиях, основанных на реализации эвристического потенциала межпредметных связей внутри психологической науки и в междисциплинарном контексте всех наук [3].

За два последних десятилетия методологическая рефлексия психологов заметно активизировалась. Об этом свидетельствуют публикации В.М. Аллахвердова, Ф.Е. Василюка, А.Л. Журавлева, А.В. Каткова, В. А. Кольцовой, Т.В. Корниловой, В.Е. Левкина, В.А. Мазилова, С.Д. Смирнова, А.В. Юревича и др. [1, 2, 5, 6, 9-11, 13-16, 18, 19, 24, 28, 31-36]. В их числе следует обратить

особое внимание на работы В.М. Аллахвердова, Ф.Е. Василюка, А.В. Юревича.

В.М. Аллахвердов обращается к методологическим вопросам в связи с проблемой изучения сознания, рассматривая исследования в психологии в рамках двух основных парадигм - естественнонаучной и гуманитарной. В частности, он пишет, что "теоретическая психология может быть построена только по канону естественных наук. ... Однако естественно-научному изучению и теоретическому описанию подлежит только работа механизма сознания. А осознаваемое содержание результатов его работы, всегда насыщенное смыслами, может описываться по правилам игры, принятым в гуманитарных науках" [1, с. 333]. Эти парадигмы сложились в исследованиях за пределами собственного предмета психологической науки, и весьма сомнительно, что они могут отвечать требованиям специфических психологических исследований и быть основой специальной методологии психологической науки [1].

Ф.Е. Василюк акцентирует внимание на психотехнической парадигме, которая зародилась в недрах практической психологии. Он считает, что современная психология перерождается. Это во многом продиктовано социальной ситуацией,

ориентированнной на психологическую практику. В связи с этим необходима другая парадигма, описывающая и исследующая проблемы психологии конкретного человека, связанные с его переживанием собственного бытия: то, с чем сталкивается психолог-практик. Данная парадигма легла в основу прикладной психологии, где реализуется деятельностный подход. Важно то, что она возникла в недрах психологической науки и полностью отвечает ее интересам. Это существенно продвигает осмысление общенаучной методологии в сторону оформления специальной методологии психологической науки [5].

А.В. Юревич высказывает идею "парадигмаль-ного синтеза". По его мнению, психология - это "внепарадигмальная наука", к которой куновская логика неприменима. При этом Юревич, учитывая и познавательные, и социальные потребности психологической науки, не считает, что в психологии нет парадигм, наоборот, их множество -соглашающихся и противоборствующих друг с другом, и наиболее продуктивный путь развития психологии - интеграция имеющегося опыта научного познания. Основанием данной интеграции является комплексное понимание психологической причинности как не сводимой к какой-либо одной категории причин: феноменальных, нейро-гуморальных, социальных или каких-либо еще, а представляющей собой их "взаимоналожение" [32, 33]. По мнению автора, комплексные, многополярные исследования могли бы стать преодолением противостояния естественно-научного и гуманитарного изучения психики [33]. Эти парадигмы нуждаются друг в друге, особенно если речь идет о сближении академической психологии и психологической практики в современном российском обществе [31, 33] с целью объединить выхолощенные абстрактные данные с конкретикой реального человека [31, 34], для пользы развития психологической науки вопреки и благодаря социальным факторам, на нее воздействующим [35, 36].

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ В ПСИХОЛОГИИ

За период своего формирования как классической науки и профессиональной практики психология выстроила различные модели человека [10, с. 5], открыла для себя все грани целостности своего предмета - психической организации человека. Эти грани дифференцируются по шести основным векторам бытийного взаимодействия

человека с миром людей, вещей и самим собой (табл.).

В их числе - взаимодействие человека со своей телесной организацией (вектор взаимодействия "организм-психика"). Оно является источником нейропсихических свойств, трансформирующихся в психической деятельности человека в аффективные свойства соответствующих психофизиологических образований (феноменов) [20]. Исследование психических образований, порожденных этим вектором взаимодействия, происходит на принципах психофизиологической парадигмы.

Другой вектор направлен на объекты физического мира ("внешний мир - человек"). Это взаимодействие порождает гностические свойства, которые трансформируются в психофизические образования как компоненты познавательных процессов в целостной структуре психической организации человека [20]. Исследование психических образований этого вектора взаимодействия основаны на принципах психофизической парадигмы.

Ещё один вектор взаимодействия, вытекающий из рефлексивных возможностей психической организации человека, направлен на рефлексию собственной психической деятельности ("внутренний мир - человек"). Это процесс "отражения отражения", в результате которого психическая деятельность преобразуется в психологическую деятельность, где субъекту отражения принадлежит определяющая роль в детерминации этих процессов. Эта роль реализуется посредством психических образований регуляторного назначения и осознания самости, самостоятельности, ответственности, что добавляет человеку статус субъекта самосознания [20].

В рефлексивных зонах психической организации человека происходит интегральный синтез аффективных и гностических потоков, порожденных психофизиологическим и психофизическим взаимодействием человека с миром людей, вещей и самим собой. Результатом такого синтеза являются сложные психические образования духовного содержания, познание которых привело к оформлению психорефлексивной парадигмы.

Эти три парадигмы являются основой академического развития психологической науки. Однако прикладные исследования психологии человека как субъекта труда, учебы, игры, отдыха открыли новые грани психической организации человека. Одна из них связана с предметно-практической деятельностью человека, другая - с социальным

Таблица. Парадигмальные основы психологической науки

Композиция Психофизиологические Психофизические Психорефлексивные Деятельно-стно-психоло-гические Социально-психологические Психоаналитические

Векторы взаимодействия Организм -Психика Внешний мир - Человек Внутренний мир - Человек Предметный мир - Человек Общество -Человек Культура -Человек

Процессы Психическое отражение Психическая деятельность Психологическая деятельность Производ-ственно-по-требительская деятельность Социальное взаимодействие Духовная деятельность

Свойства Аффективные Гностические Духовные Креативные Нравственные Ментальные

Феномены Эмоции Чувства Мотивация Темперамент Образы объекта: ощущений, восприятия, памяти, представления мышления, воображения Знания Интеллект Внимание Воля Переживания Самосознание Способности Потребности Взаимоотношения СПК Морально- нравственная атмосфера Душа Дух Коллективное бессознательное Сознание

Формы проявления Нервные импульсы Телесные движения Реакции Высказывания Предметные действия Изображения Внутренний диалог Изобразительные формы Высказывания Регулятивные действия Преобразовательная деятельность Продукты деятельности Поступки Коммуникация Информация Общение Поведение Традиции Обычаи Язык Искусство Праздники

Детерминанты Мозг и нервная система Свойства организма: биохимические, физиологические, анатомические Субъект отражения Материальные свойства объектов Предметная среда Знаки Субъект познания Рефлексирующие структуры мозга Рефлектирующий субъект психологической деятельности Предметно- практическая деятельность Субъекты производства потребления Человеческие отношения Субъекты социального взаимодействия Условия информационной коммуникации Символическое пространство Информационные потоки Субъекты духовного общения

Психометрика Энцифало-графия Биологические измерения Психофизические шкалы Пороги различения Контент- анализ Самооценка Экспертные оценки Параметры качества Социометрия Шкалы социальной дистанции Психосемантические измерения

Модели Стимул -Реакция Объект -Субъект Я - Я Предмет -Субъект Субъект -Субъект Я Архетип Бог

Те

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком