научная статья по теме МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ В НАУКЕ ФИНАНСООГО ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ В НАУКЕ ФИНАНСООГО ПРАВА»

Финансовое право

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ЗНАНИЙ В НАУКЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

БЕЛЬСКИЙ Константин Степанович,

доктор юридических наук, профессор

Российского государственного университета правосудия.

Тел.: 499-461-99-72

Краткая аннотация: в статье характеризуются методы использования религиозных знаний в научных исследованиях по финансовому праву, делается попытка объяснить некоторые библейские сюжеты в пределах финансового права.

The article is characterized by the use of methods of religious knowledge in research on financial law, attempts to explain some of the Bible stories within financial law.

Ключевые слова: методы науки; религиозные знания; эмиссионное право; налоговое право; бюджетное право.

The methods of science; religious knowledge; emission rights; tax law; budget law.

"Истинная наука не может не признать религии вечным и необходимым элементом человеческого духа"

Б.Н. Чичерин

Противоположна ли вера по своей природе научному знанию? Религиозное знание как понятие производно от понятия «религия». Еще римский император Августин жаловался, что в латинском языке нет слова для обозначения вообще отношения человека к Богу. С тех пор как это слово было найдено, слово «религия» восполнило этот пробел и стало на всех языках образованного мира выражать понятие огромной важности. Отсюда столь усиленная разработка понятия «религия», которое представляет собой сложную систему и имеет многообразные формы.

К этим формам следует отнести: 1) религиозные чувства человека; 2) религиозные знания, содержащиеся в священных книгах: в Библии, Коране, Талмуде и др.; 3) религиозные дома: церкви, соборы, мечети, синагоги и т.д.; 4) ритуалы - совокупность обрядов при совершении религиозных актов верующими и священнослужителями. На первое место следует поставить религиозные чувства, с которыми человек обращается к Богу, на второе место -религиозные знания, содержащиеся к священных книгах и выражающиеся в текстах молитвенных, догматических и апокалиптических. Названные формы составляют основу любой

религии или веры.

Прежде чем отвечать на вопрос, поставленный в названии главы, а именно - что собой представляют религиозные знания и каким образом они могут быть использованы в научном исследовании по финансовому праву, для ясности понимания, поставим более общий вопрос: можно ли связывать веру человека в Бога с научным познанием и не противоположны ли эти категории друг другу?

Семьдесят четыре года марксистские идеологи в нашей стране учили граждан, что религия антинаучна, она враг науки, не содержит ни грамма истины, являясь лишь отражением забитости и невежества человека. Более того, религия не может быть предметом изучения, а ее место - в списке, где находятся астрология, алхимия и другие лжеучения. Но уже Гегель, возражая Вольтеру и Руссо, для которых религия являлась результатом обмана, думал иначе. Можно в отдельных случаях продать медь вместо золота, подделать вексель и выдать проигранное сражение за выигранное, но удастся ли обмануть народ в столь существенном деле, как вера, спрашивал Гегель в «Феноменологии духа». И он, безусловно, был прав, подчеркивая, что религия имеет более глубокие корни, чем

злой умысел священнослужителей и власть

1

имущих.

По своей природе религиозная вера, направленная на «очеловечение» человека, не могла быть противоположна научному знанию, которое в свою очередь направлено на материальное и культурное улучшение жизни людей. Конфликт науки и религии - надуманный, который разжигали философы - позитивисты и марксисты-ленинцы. Ни Христос в своих проповедях, ни апостолы в посланиях, ни отцы церкви в своих сочинениях, - Блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Василий Великий и др. - не выступали против науки, но отмечали, что вера в Бога совершенствует умственные способности человека и помогает исследовать научную проблему более глубоко. Продолжая данную линию, русский мыслитель-славянофил И.В. Киреевский писал: «В основной глубине человеческого разума, в самой природе его, заложена возможность сознания его коренных отношений к Богу», т.е. веры. Главное отличие верующего мышления, по формуле Киреевского, «в том, что оно ищет того, чтобы поднять самый разум выше его обыкновенного уровня».2 Иными словами, и Христос, и апостолы, и отцы церкви, богословы и религиозные философы указывали на связь религии с наукой как на положительный фактор в развитии последней.

Связь эта проявляется по-разному. Религия как субъективная категория, или как вера в Бога, положительно воздействует на мышление ученого и выступает в качестве метода, способствующего более глубокому научному познанию. Достаточно указать на научные результаты таких верующих ученых как Кеплер, Лейбниц, И.П. Павлов, а в науке финансового права - академик И.И. Янжул, написавший содержательные работы по финансовому праву и проникнутое верой в Бога сочинение «Экономическое значение честности. Забытый фактор производства» (М., 1912). История науки хорошо показывает, что многие выдающиеся мыслители и ученые признавали следующий факт: во всех случаях научное знание оказывается неотделимым от наличия элементов веры, хо-

1 Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа / Пер. Г. Шпета. СПб., 1994. С. 296.

2 Киреевский И.В. Сочинения. Т. 1. М., 1911. С. 274, 251.

тя, впрочем, в разной степени.

Вместе с тем религия как объективная категория, представляющая собой совокупность религиозных знаний (например, библейских), может выступать в двух ипостасях: во-первых, быть гносеологическим объектом (предметом) научного исследования и, во-вторых, быть методом познания, если речь идет об использовании религиозных знаний в научных целях. При этом религиозные знания изучаются как предмет исследования и используются как метод исследования свободно и беспристрастно.

Религиозные знания: понятие и особенности. Это - особые знания, сакральные, отличающиеся от научных и обыденных. Они содержатся в священных книгах - в Библии, Коране, Талмуде, Ведах и других подобного рода книгах, которые по содержанию, манере изложения, исторической и социальной значимости, воздействию на людские массы выделяются из сотен тысяч и миллионов других книг. Признано множеством верующих людей, что знания в этих книгах даны сверху, от Бога, через его посланников: Иисуса Христа, Моисея, Магомета, Будду, пророков, апостолов, отцов церкви.

Источником религиозного знания являются присущее каждому человеку религиозное чувство и тексты священных книг. Это чувство является прирожденным, а потому им обладают все люди, как самые необразованные, так и самые образованные.3 Религиозное чувство может заглушаться другими ложными чувствами и идеями, например, революционными, как это видно на биографиях таких людей, как Бакунин, Плеханов и Ленин. Но если такое чувство не испоганено революционной и иной ересью, но направлено к Богу, к небу, то оно направлено с помощью религиозных знаний, в частности, знаний молитвенных.

Понятие «религиозное знание» достаточно полно и точно охарактеризовал русский религиозный философ С.Л. Франк. По его мнению, религиозное знание отличается от научного и не претендует быть знанием в научном смысле. Для религиозного знания, которое имеет верующего субъекта, а также объект в лице Бога, важна и интересна прежде всего «нераз-

3 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1994.

рывная связь того и другого в самом пережива-

1

нии», в религиозных чувствах.

Классической формой религиозного знания является молитвенное знание. Так, есть молитва, которую знают все настоящие христиане и которая содержится в Евангелии от Луки: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».2

Помимо молитвенных знаний в Священном писании содержатся знания догматические, апокалиптические и др. Например, проповедь апостолов о том, чтобы люди подчинялись начальству, понимали, что всякая власть от Бога, платили налоги «кесарю» (государству), - эта проповедь являлась принципиальным догматом христианского учения. Религиозные знания, даже если они дают толкование налоговым вопросам, по признанию церкви, являются особыми, продиктованными Богом. Они направлены прямо или косвенно на связь верующего с Богом.

Научные знания - это представления о «вещах» и явлениях, связанных с ними. В научном исследовании они занимают место предшествующих знаний и направлены на получение новых знаний о познаваемых объектах или явлениях в единстве с верой в Бога или вне ее. Немецкий философ М. Шелер, называя религиозные знания метафизическими и священными, полагал, что по сравнению с научными и философскими знаниями, они первичны и предшествуют всем формам культуры. И действительно, научные знания зародились в первобытной древности в лоне религиозных знаний. Первоначально их носителями были жрецы, волхвы, шаманы, маги, которые благодаря природным способностям пользовались известным почетом у правителей и населения за многознание в области природных явлений, человеческих отношений, умение предсказывать погоду и будущее людей.

1 Франк С.Л. Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера // В кн.: Шлейермахер Р. Речи о религии. СПб., 1994. С. 10-26.

2 Библия. Евангелие от Луки. 11.2-4.

3 Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С. 389.

Однако для того чтобы дать более выпуклую и детальную характеристику религиозным знаниям как знаниям сакральным и специфическим, не мешает сказать об их особенностях.

Первая особенность свидетельствует о том, что религиозные знания есть и с т и н н ы е знания, адекватные жизненным реальностям. Гегель в работе «Философия религии» утверждал, что только религиозные знания «есть аб-

4

солютно истинные знания», которые не лишены основания. Религиозные знания истинны потому, что достоверны и справедливы, а потому были закреплены в текстах священных книг - в Библии, Коране, Талмуде, в заповедях Будды и Конфуция.

Назовем исторические услови

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком