научная статья по теме МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА Психология

Текст научной статьи на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 1, с. 80-89

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНЕЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА

© 2014 г. О. В. Клыпа

Кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета Северо-восточного государственного университета, г. Магадан. e-mail: ovk61@mail.ru

Описана специфика междисциплинарного подхода в историко-психологических исследованиях. Обосновано использование логико-селективного метода в исследовании генезиса древнерусской психологической мысли. Определены перспективные направления исследования психологической мысли в древнерусский период. Как одна из форм отражения древнерусских психологических воззрений рассмотрена иконопись.

Ключевые слова: генезис, психологическая мысль, древнерусский период, междисциплинарные исследования, методы историко-психологического исследования, формы отражения психологических воззрений, иконопись.

История психологии представляет собой одну из важнейших ветвей психологического знания, являясь своеобразной рефлексией психологической науки. Однако картина развития отечественной психологической мысли остается неполной. На сегодняшний день отсутствуют теоретико-аналитические труды, которые бы отражали эволю-ционно и структурно целостно историю развития психологических взглядов, идей, зародившихся и развивавшихся в период становления Руси и русского Средневековья.

В научной и учебной литературе анализ развития психологической мысли в России начинается с XVIII-XIX веков (Б.Г. Ананьев, В.В. Большакова, Е.А. Будилова, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцин-ковская, А.А. Никольская, А.В. Петровский, А. А. Смирнов, В. А. Якунин, М.Г. Ярошевский и др.); вместе с тем анализ развития западноевропейской психологической мысли начинается с античности, а восточной - с древнейших времен. Таким образом, проблема разработки методологического подхода к изучению психологической мысли в древнерусский период является весьма актуальной и предполагает определение методов экспликации психологического знания из различных источников.

Прежде чем перейти к методологическим основам данного исследования, внесем ясность в определение понятий "древнерусский" и "средне-

вековый". В контексте нашего исследования мы рассматриваем их как синонимы, т.е. так, как принято в отечественной медиевистике (древнерусский или русский средневековый период определяется до XVII вв.). Профессор И.П. Еремин [18], выдающийся специалист в области древнерусской литературы, указывает на данный хронологический период как период возникновения и развития древнерусской литературы. С.М. Соловьев [48] описывал особенности древнерусского общества до XVII в. Его современник Н.Я. Данилевский - первый российский теоретик культуры -рассматривал период древнерусского государства до реформ Петра I. В работе "Человек в литературе Древней Руси" Д.С. Лихачев русскую литературу XI-XVII вв. определяет и как древнерусскую, и как средневековую [32].

Выбор теоретико-методологических основ для решения заявленной проблемы (исследование генезиса психологической мысли в древнерусский период) представляет определенные трудности. Основательных работ по данной тематике в отечественной истории психологии практически нет. Исключение составляет работа М.В. Соколова "Очерки психологических воззрений в России в XI-XVIII вв." (1963 г.) [47]. В этой работе дан психологический анализ древнерусской литературы (изборники, "Пчела", "Толковая Палея", "Диоптра", произведения русских писателей XII в. и XVI в.), приводятся цитаты из указанных произ-

ведений. Можно предположить, что проблема исследована и не требует дальнейшей проработки. Однако в монографии М.В. Соколова не определена структура генезиса древнерусской психологической мысли, не выявлены факторы, повлиявшие на генезис психологических воззрений, их трансформация.

Исследуя развитие психологической мысли в русский средневековый период, нельзя ограничиваться анализом только древнерусской литературы. Для того чтобы картина эволюции психологической мысли была целостной, важно рассмотреть разные формы отражения психологической мысли, включая ритуалы, обряды, былины, сказки, пословицы и др. Еще Б.Г. Ананьев в "Очерках истории русской психологии XVIII-XIX вв." отмечал, что история русской психологии постоянно недооценивалась, и необходима углубленная исследовательская работа. Он подчеркивал, что "восстанавливая историю развития психологической мысли в России, следовало бы искать источники ее еще задолго до XIII в. В русском фольклоре, в былинах и сказках отразилась и закрепилась народная мудрость, своеобразная философия практической жизни, представляющая большой интерес для разработки истории психологических представлений и понятий" [4, с. 3].

В данной работе мы попытаемся обосновать свои методологические позиции, определить методологический ориентир, позволивший исследовать заявленную нами проблему. Основой методологического анализа является определение объекта и специфики предмета исследования. Как отмечает А.Н. Ждан, "в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки" [19, с. 5]. Т.Д. Марцинковская пишет: "История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса" [34, с. 5].

В качестве объекта исследования мы определили процесс становления и развития отечественной психологической мысли, предмета - генезис психологической мысли в древнерусский период (от истоков до XVII в.). Цель исследования -выявить особенности складывающейся системы знаний о психической реальности в ходе развития древнерусского общества. При этом важно исследовать процесс получения знания о психической реальности, формы существования этого знания,

его содержание, структуру, способы его презентации, трансформации.

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕРУССКИЙ ПЕРИОД

Б.Г. Ананьев [4], Л.Ф. Баянова [6], Е.А. Бу-дилова [9], А.Н. Ждан [19], В. А. Кольцова [26; 27], Т.Д. Марцинковская [34], Б.М. Теплов [50], В.А. Якунин [56] и др. в своих работах подчеркивали необходимость решать задачу представления истории психологии в контексте истории культуры. По мысли А.Н. Ждан, "история должна раскрывать логику развития научного психологического знания, рассматривать его в связи с широкими проблемами общественной и культурной жизни, историей других наук" [20, с. 8]. Историко-культурный подход в истории психологии, как отмечает В.А. Кольцова, способствует формированию системного представления об уникальных социальных контекстах развития психологического знания. Понимание природы и причин исследуемых историей психологии явлений определяет необходимость ее выхода в культурное пространство бытия психологической мысли, апелляции к проблемам психологии творчества, учета субъективной составляющей познавательного процесса, т.е. реализации в историко-психологическом познании комплексной методологии [26, с. 15]. Эти положения являются методологическими опорными точками нашего исследования.

Психологическая мысль русского Средневековья обусловлена историко-культурными особенностями и нашла свое отражение в объективированном воплощении. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человек или некая социальная общность воплощает, объективирует себя в деятельности и ее продуктах, которые выступают в качестве зримой, опредмеченной формы бытия психики. Опредмечивание, объективирование деятельности человека С.Л. Рубинштейн определял как "переход субъекта в объект, раскрытие в объектах его деятельности его сущностных сил, в том числе его чувств, его сознания, поскольку предметное бытие промышленности есть раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственно предлежащая перед нами человеческая психология" [44, с. 25]. Как отмечает В.А. Кольцова, "памятники культуры прошлого выступают в качестве той реальности, с которой имеет дело исследователь, реконструируя развитие психологического познания. Исследуя памятники культуры, историк психологии воссоздает заключенное

в них психологическое знание и способ его получения" [26, с. 16-17].

Таким образом, в продуктах деятельности, создаваемых людьми, фиксируются их знания, представления не только об окружающем мире, но и о внутреннем, духовном мире людей. Благодаря объективации знания передаются из поколения в поколение. Именно на основе исследования объективированных результатов деятельности появляется возможность воссоздать логику и динамику развития научных представлений в удаленные от современности периоды.

К памятникам культуры средневековой Руси, представляющим ценность с точки зрения истории психологии, следует отнести произведения фольклора, этнографические источники (ритуальные обряды, поверия, обычаи, суеверия, народные праздники), древнерусскую литературу, религиозные трактаты, иконопись. В этих произведениях так или иначе отражены древнерусские психологические воззрения, другими словами, вненаучные психологические знания, являющиеся генетически исходной, базовой формой познания мира психических явлений.

Мы подошли к очень важному вопросу с точки зрения методологии научного познания - выбора эффективного научного метода, который бы позволил рассмотреть генезис психологической мысли в древнерусский период. Задача очень сложная. Работ, посвященных проблеме метода в отечественной истории психологии, немного. К тому же, в них, как правило, не раскрыта последовательность исследовательских приемов. Достаточно детально и глубоко проблема метода в истории психологии рассмотрена в работах В.А. Кольцовой, которая считает, что в настоящее время одной из важных задач истории психологии является разработка методов истори-ко-психологического исследования. Выбор или конструирование научного метода определяется особенностями исследуемого объекта. Задача исследования заключается в том, чтобы с помощью правильно подобранного метода наиболее полно и точно воссоздать и осмыслить уже состоявшуюся историю развития психологического позна

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком