научная статья по теме МЕЖДУ "САРТОМ" И "КАЛМАКОМ": ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУ "САРТОМ" И "КАЛМАКОМ": ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ»

Carre des sciences, French ministry of research, Paris, Nov. 12-13, 2001 / Ed. S.A. Dudoignon. B.: Klaus Schwarz Verlag, 2004. Schlee 1989 - Schlee G. Identities on the move: Clanship and pastoralism in Northern Kenya. Nairobi:

Gideon S. Were Pr., 1994. Schlee 2004 - Schlee G. Taking sides and constructing identities: reflections on conflict theory //

Journal of Royal Anthropological Institute. 2004. Vol. 10. Iss. 1. P. 135-156. ПМА 1 - Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Туркестан, Республика Казахстан, окт. -дек. 2010 г. (информанты: а - Султанмуратов, 60 лет, б - Шеримбетов, 65 лет, в - Ходжаах-мадов, 80 лет; все - нояб. 2010 г). ПМА 2 - Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самарканд, Республика Узбекистан, дек.

2010 г. (информант Максудов, 55 лет, дек. 2010 г.). ПМА 3 - Полевые материалы автора. Экспедиция в п. Сайрам, Республика Казахстан, окт. - дек.

2010 г. (информант Мирхаджиев, 70 лет, нояб. 2010 г.). ПМА 4 - Полевые материалы автора. Экспедиция в с. Карнак, Республика Казахстан, окт. - дек.

2010 г. (информанты: а - Жиенбаев, 70 лет, б - Таджиддинов, 90 лет; оба - нояб. 2010 г.). ПМА 5 - Полевые материалы автора. Экспедиция в святилище Хорасан-ата, Республика Казахстан, окт. - дек. 2010 г. (информант Алимбаев, 50 лет, нояб. 2010 г.).

A.M. M a l i k o v. The Khojas of Southern Kazakhstan: History and Identity

Keywords: Khoja, saints, identity symbols, genealogies, Islamic shrines

The article is about Khoja lineages in southern Kazakhstan. I analyze various aspects of identity transformations of the Khoja group in the region in pre-Soviet, Soviet and post-Soviet periods. The aim of this paper is to contribute to the study of the politics of identity and difference. Studying the Muslim religious elite of Central Asia appears important from various perspectives: tracing the transformation of this group over the last 100 years; revealing the role of political and economic factors in changing their identity; investigating trans-ethnic communications of this group; and examining its particular marriage strategies. I attempt to study not only Khoja's identity expression but also the interplay of multiple identities in the process of interaction among various groups.

ЭО, 2014 г., № 4 © А.А. Алымбаева

МЕЖДУ "САРТОМ" И "КАЛМАКОМ": ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ1

Ключевые слова: сарт, калмак, калмыки, кыргызы, политика идентичности, jouissance, эпос "Манас", стратегии включения и исключения, большинство и меньшинство

В статье рассматривается политика идентичности в Кыргызстане на примере села Чельпек. Для этого применен теоретический подход, предложенный Ставракакисом и Хризолорасом, основанный на лакановской концепции наслаждения jouissance. Анализ нарративов чельпекцев о вариантах своего названия и их смыслах позволяет определить их точки зрения относительно своей идентичности. Чельпекцы обнару-

Аида Аалиевна Алымбаева - аспирант Отдела "Интеграция и конфликт" Института социальной антропологии им. Макса Планка (Халле, Германия); e-mail: alymbaeva@eth.mpg.de

живают стремление к дальнейшей интеграции с кыргызским большинством. Анализ официального дискурса большинства, основанного на эпосе "Манас", который трактуется как jouissance нации, и его влияния на чельпекцев, подводит к вопросу, почему кыргызское большинство по-прежнему охраняет свои границы от меньшинства, имеющего все для безболезненной интеграции с этим большинством.

В давние времена люди из разных кыргызских племен (уруу)2 и разных частей кыргызской земли оказались в Китае. Они женились там на калмакских3 женщинах, переняли их язык. У них родились дети, а у тех - свои дети. Те кыргызы были торговцами, поэтому они стали называться сартами. Так как матери были калмакскими женщинами, и язык стал калмакским, они стали называться сарт-калмаками. Потом они начали искать друг друга, чтобы жить вместе. Перед возвращением назад [на территорию Кыргы-зии -А.А.], они принесли в жертву коня, окунули пальцы в его кровь, и поклялись быть всегда вместе. Поэтому они не растворились здесь после возвращения, не ушли назад к своим племенам (ПМА 1: информант Х.).

Согласно рассказам отцов, те кыргызы, казахи, узбеки, уйгуры, кто жил среди кал-маков, назывались сартами в те времена. Они женились на калмакских женщинах, рожали детей. Их дети тоже женились на калмакских женщинах. Они обустроились там. Так прошло три-четыре поколения. Так, вследствие того, что сарты женились на калмакских женщинах, возникло племя сарт-калмак (Тёлёбаев и др. 2006: 324)4.

Представленные фрагменты в числе десятка такого рода историй являются вариациями нарратива, распространенного в селе Чельпек5 в Кыргызии. Едва ли не каждый информант во время полевого исследования в этом селе упоминал сартов и калмаков как прародителей6. Нарративы чельпекцев, объясняющие их происхождение и название "сарт-калмак", обосновывают их близость и культурное сходство с кыргызами7.

В этой статье анализируется политика идентичности в Кыргызстане на примере села Чельпек и ставится ряд вопросов. Что значит быть сарт-калмаком с учетом современной трактовки составных частей этого названия? Каким образом чельпекцы видят и объясняют свою идентичность и как они отвечают ожиданиям кыргызского большинства? Почему, при минимуме культурных различий с кыргызами, чельпекцы остаются "калмаками" для большинства? Как и почему кыргызское большинство продолжает настаивать на калмакскости чельпекцев?

Теоретический подход. Для ответа на поставленные вопросы применен теоретический подход к изучению национализма, предложенный Я. Ставракакисом и Н. Хризолорасом (Stavrakakis, Chrysoloras 2006). Этот подход основан на лакановской психоаналитической концепции наслаждения - jouissance, понимаемого как удовлетворение, которое является настолько сильным и полным, что становится мучительным (Там же: 150).

Ставракакис и Хризолорас обозначили три аспекта разработанного ими подхода. Первый из них - это фантазия (миф - А.А.), которая обещает полное наслаждение, якобы имеющее корни в национальной истории, и придает стабильность дискурсу построения нации. Такие фантазматические дискурсы часто воспроизводятся через официальные каналы: образование, национальные мифы, ритуализирующие практики, например, парады. Второй аспект - это частичное наслаждение, которое становится возможным благодаря, главным образом, неофициальным практикам, таким, как ежедневные ритуалы, обычаи, кулинарные предпочтения и традиции. Эффективная национальная идентичность, как утверждают авторы, конструируется диалектичной связью между официальными дискурсами воображаемых обещанных наслаждений, или воображаемой целостности и обилия (fantasy of fullness) с одной стороны, и неофициальными практиками (песни, танцы и прочее), обеспечивающими частичное физическое наслаждение (jouissance of the body) - с другой. Эта частичность несет в себе опасность распознания иллюзорности воображаемой национальной целостности

и обилия. Чтобы предупредить подобное распознание должен возникнуть такой националистический дискурс, который был бы способен дать непротиворечивое объяснение недостатка полного наслаждения. Отсюда идея краденого наслаждения (theft of jouissance), типичная для национального мифа и связанная с конструированием национальных врагов. Такие националистические дискурсы угрозы наслаждению - это третий аспект теории (Там же: 157). Подобное рассмотрение проблемы, как утверждают авторы и как показывает данная статья, помогает понять устойчивость и силу националистических движений, которые в конструктивистских и модернистских парадигмах изучения национализма остаются в тени (Там же: 145).

В данной работе анализируются современные дискурсы включения и исключения групп, определяемых названиями "калмак/калмык", "сарт-калмак" и "кыргыз". Названный подход помогает рассмотреть политику идентичности на примере Чель-пека не только с точки зрения рационального выбора, обусловленного стремлением к выгоде, но и обращает внимание на мотивы, руководствуясь которыми большинство продолжает отгораживаться от меньшинства, имеющего все для безболезненного включения в группу большинства8.

Динамика идентичности в Чельпеке. Почти восемьдесят лет назад в "Советской этнографии" вышла в свет статья А. Бурдукова об иссык-кульских калмыках или сарт-калмаках (Бурдуков 1935). Ранее была малоизвестная заметка А. Гагарина и Т. Меллера "Сарт-калмаки", которая описывала результаты их поездки с целью "ознакомления с сарт-калмаками в этно-бытовом и медико-санитарном отношении" в Чельпек в 1928 г., на год раньше поездки Бурдукова (Гагарин, Меллер 1928). Именно статья А. Бурдукова закрепила название "сарт-калмаки" за жителями Чельпека в академическом дискурсе, впервые представив их как калмыцкую группу, подвергающуюся кыргызскому языковому и культурному влиянию.

Публикации советского времени, в согласии с политикой построения советской иерархии наций и этнических групп, рассматривали языковую и культурную ассимиляцию сарт-калмаков кыргызами как позитивное закономерное явление в процессе вливания этой группы в этноконфессиональную кыргызскую общность (Алымбаева 1966; Абрамзон 1990 (1971); Жуковская 1980). Публикации же постсоветского периода представляют сарт-калмаков как калмыцкое меньшинство (группу ойратского происхождения), подавляемое кыргызским большинством (Лиджиев 2008; Нанзатов, Содномпилова 2012).

Действительно, в современном Кыргызстане, где национальный дискурс основывается на идее исключительно кыргызского государства и кыргызской нации, требования чистоты языка и происхождения звучат все сильнее. Поводами для предъявления претензий могут служить в том числе этнонимы.

В Кыргызстане, и шире, в Центральной Азии, слова "сарт" и "калмак" имеют сложную историю осмысления. Жители села Чельпек, как показало длительное наблюдение, обладают противоречивой идентичностью, что отражает и смысловая нагрузка составных частей их названия, в то время как кыргызское большинство постоянно ставит под вопрос их статус. В Чельпеке помимо концепций "калмыков/калмаков/ сарт-калмаков" сильна еще и ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком