научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ»»

Е.Г. Домнина

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

27-29 октября 2008 г. на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла 30-я международная конференция «Историческая память в культуре Возрождения». Соорганизаторами конференции выступили Комиссия по культуре Возрождения Научного совета РАН «История мировой культуры» и Общество медиевистов и историков раннего Нового времени. В своем приветственном слове профессор Л.М. Брагина отметила большой вклад этой междисциплинарной конференции в изучение и пропаганду наследия эпохи Возрождения в России и за ее пределами. По ее словам, работа Комиссии по культуре Возрождения, деятельность которой началась в 1973 г., способствовала расширению возможностей отечественных исследователей по изучению культурного и регионального многообразия и своеобразия этого явления. На протяжении многих лет конференция помогала установлению прочных связей между российскими и иностранными специалистами в этой области знания. Начиная с 1978 г., ежегодная конференция по культуре Возрождения представляет собой открытый научный форум для общения историков, искусствоведов, филологов и философов из России и их коллег из СНГ, Италии, Франции, Германии и Нидерландов, а также других стран. Сборники наиболее интересных докладов, подготовленные Комиссией по итогам этих международных встреч, вносят большой вклад в ознакомление с культурой Возрождения широкой публики, а не только специалистов. Важное место в каждом таком сборнике занимают публикации научных переводов на русский язык различных трудов творцов Ренессанса. Своеобразным итогом многолетней работы Комиссии и конференции по культуре Возрождения стала подготовка учебника «Культура Западной Европы в эпоху Возрождения», впервые изданного в 1996 г., и с тех пор выдержавшего не одно переиздание. В конце своего выступления профессор Л.М. Брагина выразила надежду на то, что Комиссия и конференция и в дальнейшем продолжат свою плодотворную научную и просветительскую деятельность.

Открытие конференции ознаменовалось обсуждением вопросов периодизации эпохи Возрождения и методологии ее исследования в различные периоды в различных регионах Европы. Были заслушаны доклады А.В. Доронина (ГИИМ) «Темные века» Возрождения: гуманисты в поисках новой истории», Ю.В. Ивановой (ГУ-ВШЭ) «Теория и риторика в историографии Кватроченто», Л.Ю. Лиманской (РГГУ) «Историческая память в программе studia humanitatis», В.П. Шестакова (РИК) «Историография культуры Возрождения: от Якоба Буркхардта до Леонида Баткина» и М.А. Юсима (ИВИ РАН) «Гуманисты и современная периодизация истории».

Проблема рецепции и творческой переработки античного наследия в культуре Возрождения была центральной темой конференции. Эта проблематика получила освещение прежде всего на материале изобразительных искусств итальянского Ренессанса в докладах Ю.А. Бутовченко (Музеи Московского Кремля) «Coliseus sive theatrum: изображения античного театра в первых иллюстрированных изданиях Теренция и Витрувия (конец XV в.)», Е.С. Кочетковой (МГУ) «Золотой век или царство мертвых? Память об Этрурии и парки Лациума второй половины XVI в.», А.В. Кузьмина (ИИЕТ РАН) «Ренессанс и пространство: от познания традиций прошлого к созданию современной науки», О.Г. Махо (Гос. Эрмитаж) «Образ древнего Рима в восприятии конца XV в.: "История сабинянок" Бартоломео ди Джованни», и А.В. Романчук (Гос. Эрмитаж) «Пьенца XV в. - образец культурных идеалов истории», Т.В. Сониной (Гос. Эрмитаж) «Лоджии Рафаэля: связи исторической и космогонической символики».

В своем выступлении «"Античные" музыкальные инструменты в коллекциях конца XVI - начала XVII в.» Ю.А. Литвинова (МГК им. П.И. Чайковского) обратилась к проблеме реконструкции представлений итальянских ученых и музыкантов позднего Возрождения о музыкальных инструментах Античности.

Рецепция античного наследия в ренессансной Франции являлась центральной темой докладов Е.Ю. Булгаковой (МГУ) «Образы античных памятников во французской архитектуре Позднего Возрождения» и Е.А. Ефимовой (МГУ) «Античные памятники Юга Франции глазами ренессансных архитекторов».

Анализ восприятия некоторых письменных памятников Античности был представлен в докладах Н.И. Девятайкиной (СГУ) «Античное прошлое как актуальная современность у Петрарки (по трактату "О средствах против превратностей судьбы")», 11*

324

Е.Г. Домнина

О.Ф. Кудрявцева (МГИМО) «Возрождение пифагорейской традиции в эпоху Ренессанса», Л.М. Лукьяновой (СГУ) «Культурно-исторические истоки представлений Петрарки о дружбе (по трактату "О средствах против превратностей судьбы")».

Различные аспекты отношения флорентийцев эпохи Возрождения к своему прошлому были рассмотрены в докладах В.Д. Да-жиной (МГУ) «1п шешогиш: скульптурная иконография Медичи в контексте политической риторики», И.А. Красновой (Ставропольский ГУ) «От хозяйственной книги к хронике: источники и мотивация историописания у флорентийских граждан Х1У-ХУ вв.» и Т.А. Мельниковой (Саратовский ГУ) «Античность и формирование образа Флоренции в сочинениях хронистов (Джованни Вил-лани)».

Важность религиозной составляющей в формировании отношения к прошлому в ренессансной Европе была подчеркнута в докладах Р.В. Гадицкого (НИИ ИТИИ РАХ) «Елизаветинская драма и проблема средневекового наследия в культуре английского Возрождения», А.Н. Донина (Нижегородский ГЛУ) «Дохристианские мотивы в искусстве Дунайской школы», О.Г. Ульянова (ЦмиАР) «Раннехристианские мотивы в творчестве Леонардо да Винчи», Н.В. Хряковой (Курский ГУ) «Несколько миниатюр на религиозные сюжеты из рукописи Катона Сакко "Семидеус"».

Тема памяти и мифологизации исторического наследия в английской ренессансной историографии была рассмотрена в докладах О.В. Дмитриевой (МГУ) «Пантеон славы: английские интеллектуалы в "Хрониках" Р. Холлиншеда» и А.Ю. Серёгиной (ИВИ РАН) «Религиозная полемика и историописание в Англии XVI в.».

Эта же проблематика получила освещение на французском материале в докладах Р.М. Асейнова (МГУ) «Историческая культура при дворе герцогов Бургундских XV в.», Л.Е. Торшиной (Гос. Эрмитаж) «Народное историческое предание в искусстве Бретани эпохи Возрождения. Алтари и гранитные голгофы Леона и Кор-нуайя», И.Я. Эльфонд (Саратовский ГУ) «Проблема этногенеза французов во французской историографии XVI в.».

Немецкая ренессансная историография оказалась в центре внимания в выступлениях В.В. Арсланова (МГУ/Геттингенский Ун-т) «Себастьян Франк читает Иосифа Флавия: рецепция "Иудейской войны" в эпоху Реформации», В.М. Володарского (МГУ) «Мемориальная речь как исторический жанр в эпоху Возрожде-

ния», Е.А. Малашенко (МГУ/Геттингенский Ун-т) «Актуализация истории в саксонских хрониках второй половины XVI в.».

Историческая память и мифотворчество Центральной и Восточной Европы эпохи Возрождения были представлены докладами Т.П. Гусаровой (МГУ) «Судьба Венгрии в "Истории" венгерского гуманиста XVI в. Миклоша Иштванфи», М.А. Комовой (Орловский ГУ) «Ренессансные традиции в позднем портрете сарматского типа (на примере неизвестных экспонатов из фондов Орловского музея изобразительных искусств)» и Г.П. Мельникова (ИСл РАН) «Сотворение чешского исторического мифа: хроника Вацлава Гаека из Либочан».

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком