научная статья по теме МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕРКОВЬ И СЛАВЯНСКИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕРКОВЬ И СЛАВЯНСКИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»»

маков) и цыган. В болгарской историографии говорится об их непоследовательном характере, непродуманности и недодуманности конкретных задач, но вместе с тем четко фиксируется основной вектор - интеграция мусульманского населения в болгарское общество, а также и намечавшиеся для этого пути - ассимиляция и создание единой «болгарской социалистической нации». Что для болгарских властей на этом пути было новым, а что «повторением пройденного»? Рассмотрев на фактическом материале конкретные действия в отношении болгар-магометан (помаков) и цыган, докладчик констатировала, что «мусульманская» политика в Болгарии демонстрировала своеобразные «качели» - от признания этнической специфики мусульманских групп и общностей до попыток ее полного устранения путем ассимиляции. Однако крайние формы этой политики, нашедшие отражение в «возродительном процессе» и затронувшие болгарских турок, не являлись изобретением социалистического этапа и конкретно порождением личного режима Т. Живкова. В частности, смена имен болгарских турок, вызвавшая резкое осуждение мирового сообщества и ускорившая крах «живковизма», имела место в болгарской истории и ранее: на протяжении ХХ столетия подобные акции неоднократно предпринимались в отношении помаков и цыган. Новым в этой политике на социалистическом этапе стала ее мотивированность необходимостью защиты национальных интересов Болгарии, т.е. приоритет этих интересов в условиях международного контроля за соблюдением прав человека. Болгарское руководство оказалось неспособным установить требуемый баланс. Что касается содержания и методов реализации «мусульманской» политики, подчеркнула Волокитина, то болгарские власти во многом опирались на исторический опыт Третьего болгарского царства (18781944), фактически продолжив его политику в отношении этнических общностей и групп.

Вторые Никитинские чтения собрали специалистов из Института славяноведения, Института российской истории, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, занимающихся проблемами, начало изучения которых положил профессор С.А. Никитин. Отрадно отметить, что в этом году круг историков расширился благодаря появлению новых имен - молодых ученых. В принципе, Чтения стали своеобразным отчетом их участников за год исследовательской работы. Оживленные дискуссии и обмен мнений в ходе обсуждения выступлений показали важность и актуальность разрабатываемых тем.

© 2013 г. М.М. Фролова

Славяноведение, № 4

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕРКОВЬ И СЛАВЯНСКИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ.

РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»

30 апреля 2012 г. в белорусской столице состоялась конференция, посвященная влиянию конфессиональности на славянские идентичности. Главным организатором научного мероприятия выступил Центр восточноевропейских исследований (ЦВИ) при филиале Российского государственного социального университета (РГСУ) в г. Минске. Также в подготовке конференции принимал участие Институт теологии им. Св. Кирилла и Мефо-дия Белорусского государственного университета.

Со вступительным словом к собравшимся обратился заведующий ЦВИ, профессор филиала РГСУ в г. Минске К.В. Шевченко, который рассказал об истории появления и проектах нового центра, а также ввел присутствующих в тематику конференции. В частности он подчеркнул актуальность углубленного изучения заявленной проблематики ввиду особой значимости церковных институтов в жизни восточноевропейских народов.

Основная работа конференции велась в двух секциях, которые, учитывая последовательность их заседаний и одинаковый состав участников, по сути, являлись двумя блоками единого пленарного заседания.

В рамках первой секции, «Роль конфессионального фактора в белорусской и русской идентичности» (руководитель К.В. Шевченко), было заслушано пять докладов. Большой интерес вызвало выступление известного минского исследователя А.Ю. Бендина (Институт Теологии БГУ) «Этнорелигиозное измерение политики веротерпимости в СевероЗападном крае Российской империи (1905-1914 гг.)». Местной тематике также посвятил доклад А.Д. Гронский (ЦВИ), который, основываясь на материалах газеты «Наша нива», осветил отношение белорусских националистов начала ХХ в. к религии. Особенно дискуссионный характер носило выступление настоятеля минского прихода св. праведного Иоанна Кронштадтского о. Алексия Хотеева «Значение конфессионального фактора в трудах М.И. Кояловича». Конкретно, богослов подверг не совсем заслуженной критике работы большинства современных светских ученых, обращавшихся к наследию Кояловича. С обстоятельным докладом «Язык и идентичность в научном творчестве А.С. Будило-вича» выступил А.А. Киселев (Военная Академия РБ). Старообрядческая проблематика в ракурсе, несколько удаленном от тематики конференции, была затронута в выступлении В.В. Мищенко (филиал Брянского государственного университета в г. Новозыбкове Брянской обл.). Российский ученый сосредоточил свое внимание на религиозно-ценностной концепции в трудах старообрядцев и сектантов середины XIX - начала ХХ вв.

Во время работы второй секции - «Роль конфессионального фактора в формировании идентичностей в Восточной и Юго-Восточной Европе», которую вел А.Д. Гронский - прозвучало четыре доклада. М.Ю. Дронов (ИСл РАН) посвятил выступление греко-католическому епископу Павлу Гойдичу (1888-1960), представив его как национального лидера словацких русинов. К.В. Шевченко продолжил русинскую тематику, выступив с содержательным докладом, основанным на многолетних изысканиях в чешских архивах, «Конфессиональный фактор в политике Чехословакии в Подкарпатской Руси в 1920-е годы». А.П. Антоненко (филиал РГСУ в г. Минске) предпринял попытку осветить подчеркнуто теоретическую тему, а именно конституционно-правовой аспект участия государственности и религии в процессах национальной идентификации. При этом ученый построил анализ преимущественно на российском, а не восточноевропейском опыте, что несколько контрастировало с названием секции. С заключительным докладом «Турецкий национальный проект: попытка управлять религиозностью» выступил С.В. Олюнин (БГУ). Хотя можно полемизировать о тематической уместности данного выступления на славистическом мероприятии, следует отметить, что этот доклад привлек особенное внимание участников, вызвав интересную дискуссию.

В целом, если не считать небольших концептуальных недоработок, конференция прошла на высоком научном уровне, наглядно продемонстрировав жизнеспособность и перспективы ЦВИ. Материалы прошедшей конференции планируется опубликовать в одном из изданий РГСУ.

© 2013 г. М.Ю. Дронов

Славяноведение, № 4

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УСТНОЕ И КНИЖНОЕ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ»

5-7 декабря 2012 г. в Институте славяноведения РАН состоялась конференция «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции», организованная Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН. Конференция стала уже шестнадцатой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия». (В рамках данного про-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком