научная статья по теме Межэтническая семья и цивилизационная безопасность полиэтничной России Философия

Текст научной статьи на тему «Межэтническая семья и цивилизационная безопасность полиэтничной России»

А.В. Верещагина

Доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета*

Межэтническая семья и цивилизационная безопасность полиэтничной России

На современном этапе цивилизационный мир России разрушается, и проявляется это, прежде всего, в кризисе цивилизационной идентичности, а потому проблема цивилизационной идентичности для России как цивилизации не может не рассматриваться иначе как проблема её цивилизационной безопасности, под которой мы предлагаем понимать способ функционирования цивилизации, обеспечивающий сохранение её целостности, устойчивости и жизнеспособности в полицивилизационном мире, а также способности противостоять внешним и внутренним угрозам. Данное определение базируется на интерпретации социальной безопасности как способа функционирования социальной системы, обеспечивающего сохранение её целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия её структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества1. Приведённое в качестве формирующего определение цивилизационной безопасности понятие социальной безопасности основывается на понимании опасности как способа существования социальной системы.

Да, конечно, с учетом того, что, как пишет В.Б. Дердюк, в российском цивилизационном дискурсе представлены различные точки зрения, в том числе и такие, согласно которым на современном этапе Россия утратила свою цивилизационную субъектность или российская цивилизация только находится на стадии цивилизационной идентификации2, может возникнуть вопрос о том, стоит ли говорить о цивилизационной безопасности? В данном контексте необходимо сказать, что даже на стадии цивилизационного оформления необходимо учитывать риски и угрозы, которые могут прервать этот процесс. Мы же придерживаемся той точки зрения, что

* Верещагина Анна Владимировна, e-mail: anrietta25@mail.ru

1 Самыгин С.И., Верещагина А.В. Семья и социальная безопасность России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 116.

2 Дердюк В.Б. Цивилизационная безопасность России в современных условиях // Власть. 2010. № 9. С. 44.

российская цивилизация, безусловно, состоялась как таковая, но в очередной раз испытывает симптомы социокультурного раскола и кризиса идентичности, угрожающие в перспективе цивилизационным коллапсом, после которого все сомнения относительно цивилизационной субъектности России отпадут сами собой.

Если мы не хотим превратиться из великой цивилизации в территорию, как отмечает А.И. Пальцев в рамках актуализации проблемы ментального терроризма, в результате которого российское общество стремительно теряет свою цивилизационную самобытность

о

и духовный стержень3, нам необходима устойчивая цивилизационная идентичность, которая в формате «мы-идентичность» или коллективной идентичности может формироваться на различных основаниях, но не без конструктивистских усилий4.

Исходя из современных реалий развития российского общества, в котором именно формат этнической идентичности определяет идентификационные схемы различных народов России, можно предположить, что данный процесс нуждается в корректировке, поскольку у этнической стратегии цивилизационной идентичности в таком полиэтничном обществе, как российское, будущего нет.

В советский период российской истории одним из механизмов формирования цивилизационной (советской) идентичности выступали межэтнические браки, идеологическая поддержка которых со стороны советского правительства обеспечила их поступательный рост и позитивное восприятие даже в тех регионах страны, где традиционно нормой семейно-брачных отношений выступала эндогамия. Речь, прежде всего, идет о республиках Северного Кавказа, которые и по сей день устойчиво сохраняют культурную замкнутость и ориентированность на брачную эндогамию. Вместе с тем даже в этом этнокультурном регионе в советское время удалось сформировать если не традицию межэтнической брачности, то тенденцию к позитивному восприятию таковой, на фоне которой наблюдался хоть и невысокий, но заметный для данного региона рост межэтнической брачности.

В целом, конечно же, процент межэтнических браков во всех республиках Северного Кавказа, даже в советский период, оставался очень низким, и характерны они были в основном для верхних слоев общества. За годы советской власти произошли большие изменения в социальной, культурной и других областях жизни народов Северного Кавказа. Произошло существенное раскрепощение женщин по сравнению с их прежним, почти бесправным положением; увеличилось взаимодействие народов на культурном и

3 Пальцев А.И. Постмодернистский либерализм как средство изменения цивилизационного кода ментальной сферы России // Власть. 2012. № 11. С. 81.

4 Лубский А.В., Лубский Р.А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры цивилизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 92-93.

профессиональном уровнях. Всё это, прежде всего, характерно было для жителей городов, поскольку в селе процесс модернизации проходил долго и ещё далеко не завершен.

Тем не менее в относительно короткие сроки в республиках Северного Кавказа были созданы индустриальный сектор и система национального образования, интегрированная в общесоюзное образовательное пространство, прежде всего на базе русского языка, широкое распространение которого среди населения Северного Кавказа повлияло на межэтническую брачность, так как среди этнических факторов, влияющих на межэтническую брачность, язык играет далеко не последнюю роль. В связи с этими в советский период численность межэтнических семей в процессе урбанизации, интернационализации общественной жизни и целенаправленной политики советского правительства стала заметно расти, и в итоге межэтническая семья провозглашается нормой советского образа жизни и соответствующей ССС идеологии дружбы народов.

Тем не менее, как и в дореволюционное время, неодобрительное отношение к вступлению в брак с представителем другой, особенно немусульманской, национальности сохранялось в некоторых традиционных кругах коренных этносов Северного Кавказа. Такое неприятие межэтнического брака особенно характерно было для представителей старшего поколения и в сельской местности, которая является хранительницей традиций и обычаев этноса. Несмотря на то что население Северного Кавказа довольно пестрое в национальном отношении, межэтнические браки в автономиях Северного Кавказа всегда составляли меньшую долю среди автономных республик СССР. Даже тот факт, что в республиках Северного Кавказа очень высокая концентрация коренных народов, которые отличаются этнокультурной близостью, существенно не повлиял на рост межэтнических браков, который с 80-х годов прошлого века и вовсе прекращается. Начавшийся процесс снижения численности межэтнических браков в республиках Северного Кавказа продолжается по сей день, что соответствует исторически сформировавшимся представлениям о семье у народов Северного Кавказа, идеалом которой выступает моноэтническая и моноконфессиональная семья5.

Плохо это или хорошо? Как относиться к пониженной динамике межэтнической брачности на Северном Кавказе с учетом того, что именно здесь концентрируются народы восточной цивилизационной ветви и именно этот регион стал источником дестабилизации межэтнических отношений в большей степени, нежели другие регионы страны. Получается, что именно в данном регионе фиксируется

5

Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 85.

цивилизационный конфликт по линии Запад - Восток, не изживший себя за многие века совместного проживания народов Северного Кавказа в составе России. Если отталкиваться от идей И.Г. Яковенко, то именно евразийскость российской цивилизации всегда выступала и выступает фактором ее неустойчивости и низкой эффективности модернизационного процесса, с различной скоростью протекающего в европейских и азиатских регионах, христианских и исламских обществах страны6.

С этим мнением сложно не согласиться, но, исходя из исторической данности, определяющей цивилизационную структуру России и её полиэтничный состав, необходимо искать пути и методы повышения интегрированности российского общества, его консолидации и потенциала межэтнической солидарности.

С этой точки зрения при оценке снижения численности межэтнических браков в Северо-Кавказском регионе российской цивилизации мы не можем согласиться с теми, кто положительно относится к данному явлению, хотя стоит признать, что выбор в пользу эндогамии жителями данного региона вполне закономерен в условиях этнизации всех социальных процессов и дестабилизации общественных отношений.

Опыт социологических опросов, в том числе авторских7, показывает, что отношение к межэтническим семьям в республиках Северного Кавказа в целом довольно спокойное, где-то даже толерантное, но только до того момента, пока речь не идет о личных семейно-брачных стратегиях или семейных стратегиях близких родственников, которые связаны с сугубо моноэтнической семьей.

Другими словами, для северокавказского общества моделью семейно-брачного поведения является моноэтническая семья, а межэтническая семья расценивается как отклонение от нормы, хотя, подчеркнем это еще раз, негативного, агрессивного или неуважительного отношения к семьям смешанного по этническому признаку типа жители данного региона не проявляют.

Следует учитывать, что традиция заключать браки в пределах своей этнической общности была всегда характерна для народов Северного Кавказа, так как через семейные каналы происходит трансляция этнических ценностей, их закрепление и воспроизводство, с чем и связано неприятие экзогамных семейных стратегий у коренных народов данного региона. Известно, что сохранение этнических

6 Яковенко И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологическ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком