научная статья по теме МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ ПРИУРАЛЬЯ И ПОВОЛЖЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2006, 2007 И 2008 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ ПРИУРАЛЬЯ И ПОВОЛЖЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2006, 2007 И 2008 ГГ.)»

Ягафова 2008 - Ягафова Е.А. Этноконфессиональные меньшинства чувашей // Этнограф. обозрение. 2008, № 4. С. 114-127. Гэрэбаш авылы - Гэрэбаш авылы тарихы турында материалдар (Материалы по истории д. Га-рибашево - на татар. яз.) Рукопись (хранится у автора-составителя Н.С. Фаткыевой, в прошлом учительницы татарского языка, в с. Гарибашево Татышлинского р-на Республики Башкортостан).

Valiaho 2004 - Valiaho J. Volgan ja Uralin valilla. Lahetystyota suomalais-ugrilaisten kansojen keskuudessa. Helsinki, 2004.

R.R. S a d i k o v. Processes of Religious Interaction in Ethnically Mixed Settlements of Ural-Povolzhie: History and Contemporary Trends

Keywords: religious interaction, ethnically mixed settlements, religious and ethnic groups, Ural-Povolzhie region

The article discusses the religious factor as the one having priority in various types of interaction among ethnic-religious groups: the Udmurt (Orthodox, "pagan", Baptists), Mari ("pagan"), Mordva (Orthodox), Tatar and Bashkir (Muslim), Chuvash (Orthodox, "pagan", Baptists), and Russian (Orthodox). The study demonstrates that the determining part in those was played either by the maintenance of traditional beliefs ("paganism") or by the spreading of world religions (Islam and Christianity).

ЭО, 2010 г., № 6

© А.Д. Коростелев

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ ПРИУРАЛЬЯ И ПОВОЛЖЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 2006, 2007 и 2008 гг.)

Ключевые слова: межэтнические браки, межэтническое взаимодействие, этническое расселение, этнически смешанные селения, похозяйственные книги, Урало-Поволжье

Статья, посвященная процессам распространения межэтнических браков в 39 селениях исследуемого региона, написана на основании анализа материалов текущего учета, ведущегося в сельских администрациях. Дана группировка селений в соответствии со степенью и характером распространения этнически смешанных браков. Выявлены особенности динамики процесса в каждом селении, позволяющие спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Особое внимание уделяется этнической идентификации детей от смешанных браков и ее зависимости от того, представители каких этнических групп вступают в смешанные браки.

Состояние межэтнических отношений, характер и степень сближения или обособленности этнических групп, которые проживают в каждом из селений, обследованных в рамках данного проекта, - сложные и многомерные явления, которые невозможно оценивать только с помощью какого-то одного показателя. Для полноты нашего представления необходимо комплексное использование различных характеристик, каждая из которых описывает определенную сторону сложившейся ситуации. Среди этих ха-

Александр Дмитриевич Коростелев - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; е-та11:аёкого8@уаМех.га

рактеристик, наряду с такими индикаторами как особенности расселения в пределах данной деревни, конфессиональная принадлежность населения, этноязыковая ситуация, организация местных кладбищ и др., одно из основных мест занимают показатели состояния межэтнической брачности.

Данная статья посвящена теме распространения межэтнических и межконфессиональных браков на материале 39 этнически смешанных селений, обследованных в ходе работы экспедиций 2006, 2007 и 2008 гг., где в разных сочетаниях взаимодействуют между собой чуваши, удмурты, марийцы, татары, башкиры, мордва и русские. Статья основана на данных текущего учета личных хозяйств, ведущегося местными сельскими администрациями в похозяйственных книгах, в которых наряду с другими сведениями фиксируется либо до недавнего времени фиксировалась национальность жителей. Анализ собранных и обработанных данных позволяет сделать ряд выводов о степени распространенности и характере межэтнических браков.

Вопросам методики анализа данных по этнически смешанным бракам посвящен ряд работ отечественных демографов, этнологов и этносоциологов (Пту-ха 1971; Першиц 1967; Козенко 1978; Этносоциология 1984: 174-183; Сусоколов 1990: 78-93). Целью анализа, осуществляемого с помощью таких методик, как правило, является выяснение степени отклонения существующей структуры брач-ности (а фактически процентного распределения брачных пар в соответствии с этнической принадлежностью мужей и жен) от такой теоретически возможной структуры, которая возникла бы, если бы этническая принадлежность не оказывала никакого влияния на выбор брачного партнера. При этом предполагается, что чем меньше такое отклонение, тем большее распространение получили этнически смешанные браки.

С формальной точки зрения такое предположение справедливо, а соответствующие методики детально разработаны. Тем не менее, в данном исследовании применение данного подхода представляется нецелесообразным. Во-первых, население каждой конкретной деревни не является замкнутой группой: совокупность возможных брачных партнеров гораздо шире; люди очень часто вступают в брак с жителями других населенных пунктов; значит, и теоретическая вероятность заключения браков между представителями каких-либо этнических групп не может рассчитываться только исходя из состава местных жителей. Во-вторых, жители каждой конкретной деревни -нестабильная категория, имеет место как естественное, так и механическое движение населения. Поэтому и половозрастная структура, и численное соотношение мужчин и женщин в деревне все время изменяются. Зафиксированные на момент исследования, они, естественно, отличаются от тех, которые имели место в момент заключения каждого брака, а значит, не могут являться основанием для реконструкции теоретической вероятности заключения такого брака, зарегистрированного много лет тому назад в совершенно иной этнодемографической ситуации.

По этой причине в данной работе не ставится задача исследования отклонения фактической структуры брачности от теоретически вероятной. Основной показатель, на котором основан наш анализ, - процент лиц той или иной национальности, состоящих в межэтнических браках, от общего числа женатых и замужних представителей этой национальности, проживающих в данном селении. Гражданские браки учитывались наравне с официально зарегистрированными.

При описании и анализе этих данных следует принять во внимание два обстоятельства. Первое состоит в том, что выбранный нами показатель не только отражает состояние межэтнической брачности, но зависит от трех переменных. Одна из них -доля данной национальности в составе населения. Если одна из представленных в селении этнических групп значительно превышает по численности другую группу, то даже если все женатые и замужние представители меньшинства состоят только в этнически смешанных браках, доля смешанных браков для численно преобладающей этнической группы может оказаться не очень высокой.

Вторая переменная - численное соотношение состоящих в браках мужчин и женщин среди представителей данной национальности. В некоторых случаях имеет место заметная гендерная диспропорция, которая может быть связана с различными причинами:

а) случающимся иногда изначальным превышением лиц того или иного пола в какой-либо возрастной группе;

б) преимущественным распространением среди лиц определенного пола (чаще девушек, чем юношей) миграционной тенденции, связанной с поиском лучших условий жизни и работы;

в) возможным установлением (по разным причинам) практики, когда местные юноши женятся на девушках иной этнической принадлежности из другой деревни;

г) другими причинами.

В некоторых случаях распространение этнически смешанных браков может быть связано не столько с уровнем сближения этнических групп, сколько именно с ген-дерной диспропорцией в составе будущих брачных партнеров среди представителей каждой этнической группы (подробнее см.: Этносоциология 1984: 179). В тех случаях, когда доля состоящих в смешанных браках среди женатых мужчин и замужних женщин ввиду гендерной диспропорции существенно различаются, нами использовались отдельные показатели для мужчин и для женщин.

Наконец, третья переменная отражает состояние взаимоотношений между этническими группами (положение на континууме отчуждение - сближение), проявляющееся в том числе и в степени распространенности практики заключения этнически смешанных браков.

Другое обстоятельство, которое следует принимать во внимание при описании и анализе данных, связано с тем, что собранные в поле материалы требуют достаточно большого времени для их обработки и осмысления. Поэтому некоторые особенности распространения моноэтнических и этнически смешанных браков (например, упомянутая выше гендерная диспропорция и др.) выявляются спустя несколько недель или месяцев после собственно полевой работы, когда выяснить обстоятельства, при которых сложились данные особенности структуры брачности уже не представляется возможным, и остается ограничиваться лишь предположениями.

При обработке материалов похозяйственных книг были обнаружены различия по степени распространенности межэтнических браков в зависимости от возраста супругов. В связи с этим был проведен сравнительный анализ брачных пар, относящихся к различным возрастным категориям. Так как в похозяйственных книгах не содержится информация о времени заключения браков, группировка брачных пар была проведена в соответствии с годами рождения мужей по десятилетним интервалам.

Так как возрастные категории жен в подавляющем большинстве случаев совпадали с возрастными категориями мужей, то, по нашему мнению, выбор группировки брачных пар в соответствии с возрастом именно мужей, а не жен, не должен существенно повлиять на полученный результат.

Обработка материалов и проведенный анализ показали, что возможно выделить четыре группы селений, существенно различающихся между собой по той роли, которую в этих селениях играют смешанные браки между наиболее многочисленными для каждого селения этническими группами.

Эти группы первоначально были выделены в соответствии с общими значениями показателей межэтнической брачности по селениям без учета различий между поколениями. Дальнейший анализ таких различий позволил представить сложившуюся картину в ее динамике. При

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком