научная статья по теме МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ВЕРХНЕМ ПОНЕМАНЬЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ВЕРХНЕМ ПОНЕМАНЬЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 2, с. 137-141

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В ВЕРХНЕМ ПОНЕМАНЬЕ

© 2014 г. С.П. Витязь

Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАНБеларуси, Минск (vit@history.by)

Ключевые слова: балты, славяне, дреговичи, кривичи, ятвяги, этнические контакты, Верхнее Понеманье.

The article discusses Balto-Slavic contacts in Upper Neman, based on the generalized results of archaeological studies. The statement, that the forming of a wide contact line but not a sharp border region has become the result of the mentioned contacts suggested by researches, is pointed out. The ethnic context of the contact line is mostly Eastern Slavic and Western Baltic (the Dregoviches and Yatvingians) but not Eastern Slavic and Eastern Baltic as it has been assumed before.

Тематика формирования ранней государственности на территории Беларуси включает этап перехода от моноэтничных социальных образований к полиэтничным. В частности, вызывают интерес обстоятельства перехода от княжеств Туровского (дреговичи) и Полоцкого (кривичи) к Великому княжеству Литовскому. Дреговичи достоверно оцениваются как восточные славяне. Положение кривичей сложнее, традиционный взгляд на их восточнославянскую принадлежность получил существенные уточнения в работах Е.А. Шмидта, который выделил этап их этнической модификации от балтской принадлежности к славянской в Х в. (2012. С. 112122). Это соответствует времени, когда славянские поселенцы из бассейна Припяти достигли бассейна Западной Двины (Вщязь, 2011). Особое внимание при обсуждении балто-славянских контактов традиционно уделяется региону Верхнего Понеманья. Отмечается несколько этапов этих отношений и соответственно возможных влияний балтов на местные этнические и социальные процессы: накануне сложения белорусского этноса (до XIII в.), во время его формирования (ХШ-ХУП вв.) и в поздний период (образование белорусской нации). В целом балтское влияние на становление этноса белорусов оценивается как малозначительное, вторичное относительно доминирующего восточнославянского компонента. С точки зрения этнологии считается, что ранние славяно-балтские контакты имели результатом определенное влияние на формирование "этнической специфики западных групп восточнославянского населения 1Х-ХШ вв., из которых сложилась белорусский народность" (Чаквш, 1989. С. 48). Формы славяно-балтских контактов могли быть разные, однако предполагается, что реальный

результат принесла субстратная форма, т.е. контакты относительно малочисленных балтов-авто-хтонов со значительно более массовым и мобильным пришлым славянским населением. При этом выделяется "балто-славянская граница" периода раннего средневековья между ареалами с явным преобладанием балтского и славянского населения соответственно. Существенная часть этой границы располагается в Верхнем Понеманье и соотносится с ареалом сложения начальной территории Великого княжества Литовского. Это в свою очередь вызывает вопрос о содержании балто-славянского взаимодействия в социальном плане, его вероятной роли в процессах образования Великого княжества Литовского (Краyцэвiч, 1998. С. 81-103). Отсутствие письменных источников раннего средневековья придает особую источниковедческую значимость результатам археологических исследований.

Присутствие балтов в Верхнем Понеманье в начальной фазе средневековья соотносится с рядом культур: штрихованной керамики, банцеровской и восточнолитовских курганов. Культура штрихованной керамики занимала преимущественно регион Северной и Центральной Беларуси и исчезла с этой территории (Егарэйчанка, 1999) в канун появления первых славян далеко на юге, в бассейне Припяти (культура Прага-Корчак, У-У11 вв.) (Вяр-гей, 1999). Контакты между восточными балтами, носителями культуры штрихованной керамики, и славянами маловероятны. Непосредственными потомками первых полагают носителей культуры восточнолитовских курганов (Мядзведзеу, 1999), которые во второй половине I - начале II тыс. занимали (рис. 1, а) бассейн Вилии и ее притока Швян-

тойи, в том числе регион западной части Северной Беларуси (Та^ау1с1ш, 1996. Р. 1; Мядзведзеу, 1999. Рис. 96). Контакты носителей культуры восточно-литовских курганов со славянами широко фиксируются с начала II тыс. Между культурами штрихованной керамики и восточнолитовских курганов хронологически (У1-УШ вв.) и территориально (регион Центральной Беларуси, в частности, восточная часть Верхнего Понеманья) отмечается существование банцеровской культуры. Однако ее представители покинули Понеманье еще до прихода славян (или, по мнению некоторых исследователей, под определенным влиянием раннего славянского расселения); судьба самой культуры и ее этнокультурная принадлежность пока надежно не выяснены (Русанова, 1976. С. 56-63; Шадыра, 1999. С. 373-376). Очевидно контакт между местными носителями банцеровской культуры и поселенцами - восточными славянами (носителями культуры Луки-Райковецкой, УШ-Х вв.), которые двигались на север из бассейна Припяти (Вяргей, 1999. С. 337-348), - теоретически возможный вариант субстратного балто-славянского взаимодействия. Однако сегодня значимость этого контакта оценить сложно - если он имел место, то был непродолжительным. Конец I тыс. отмечен появлением в Верхнем Понеманье единичных памятников восточных славян (преимущественно дреговичей, также волынян) и западных балтов (ятвягов), при отсутствии других обитателей в регионе (Седов, 1970. С. 161, 192; Таутавичюс, 1977; Зверуго, 1989. С. 14, 15; Вщязь, 2009).

Славяно-балтские контакты в Верхнем Поне-манье периода развитого средневековья получили особое внимание исследователей, результатом чего стало оформление ряда вариантов балто-славянской границы в регионе. Первые попытки выделения такой границы (в авторском определении содержания - "славяно-литовской") предпринимали российский археолог Ф.В. Покровский (конец XIX в.), польский археолог В. Голубович (первая половина ХХ в.). Их разработки касались в основном региона Повилья и лишь в пограничье затрагивали Поне-манье. Польский историк Х. Ловмяньский (вторая половина ХХ в.) предложил аргументированное по сведениям письменных источников определение двух "литовско-русских" границ: для Х11-ХШ вв. южной границы (рис. 2, в) с преобладанием "русского" населения (Ьс№ш1ашк1, 1967. S. 81, 82) и для ХШ-Х1У вв. северной границы (рис. 2, г) с преобладанием "литовского" населения (Ьс№ш1ашк1, 1985. S. 96. Мара). Варианты балто-славянской границы, близкие к южной границе Х. Ловмяньского, предлагали также польский историк Я. Тышкевич (ТузгЫешсг, 1973. S. 20. Мара): "граница восточ-

ная и южная смешанного балто-славянского населения" для Х-ХШ вв. (рис. 2, б); белорусский археолог Я.Г. Зверуго (1989. С. 15): "этническая славяно-литовская граница" для Х-Х1 вв. (рис. 2, а), в ХП-ХШ вв., по мнению исследователя, граница сдвигалась к западу и северо-западу.

Наличие не одной, а двух "балто-славянских" границ в Верхнем Понеманье не случайна. Ведущий исследователь региона Я.Г. Зверуго неоднократно подчеркивал этнически смешанный характер местного населения в обширном ареале, что достоверно прослежено по археологическим материалам (Зве-руго, 1989. С. 15; Звяруга, 2005. С. 142). А.К. Крав-цевич предложил определить выделенную территорию как "контактную зону", "пограничную полосу смешанного балто-славянского населения" (Крауцэвiч, 1998. С. 90-92). Видится целесообразным конкретизировать, о каком именно населении идет речь. Так, в начале II тыс., по археологическим данным, Верхнее Понеманье активно заселялась по встречным направлениям преимущественно западными балтами-ятвягами (рис. 1, б) с северо-запада, из бассейна Среднего Немана (Вщязь, 2009; 2011) и восточными славянами-дреговичами (рис. 1, в) с юго-востока, из бассейна Средней Припяти (Лысенко, 1991; Вщязь, 2009), а также, в меньшей степени, рядом других поселенцев: кривичей (рис. 1, г) и локально волынян, древлян, мазовшан (Зверуго, 1989; Штыхау, 1992; Вщязь, 2012). Соответственно эти межплеменные взаимодействия носили контактный характер (т.е. равнозначный в отличие от субстратного, доминантного).

Так, в направлении с северо-востока (с Повилья) на юго-запад (до Среднего Немана) для периода XI-XII вв. выделяются следующие ареалы межэтнических взаимодействий (рис. 2, 1-7) (далее по тексту предлагаются сокращения этнических определений населения: ВС - восточные славяне, ЗС - западные славяне, ВБ - восточные балты, ЗБ - западные балты): 1 - от оз. Дрисвяты до верховьев Березины Неманской - контактная зона кривичей (ВС) и аукштайтов (ВБ); 2 - от верховьев Березины Неманской до устья Мяркиса с Неманом - контактная зона аукштайтов (ВБ) и ятвягов (ЗБ); 3 - от верховьев Березины Неманской до устья Гауи с Неманом - контактная зона кривичей (ВС) и ятвя-гов (ЗБ); 4 - междуречье рек Сервеч и Молчадь, по левобережью Немана - контактная зона дреговичей (ВС), кривичей (ВС), древлян (ВС), волынян (ВС) и ятвягов (ЗБ); 5 - междуречье Молчади и Свислочи, по левобережью Немана - контактная зона дреговичей (ВС) и ятвягов (ЗБ); 6 - бассейн Свислочи -контактная зона дреговичей (ВС), волынян (ВС), мазовшан (ЗС) и ятвягов (ЗБ); 7 - междуречье рек

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ВЕРХНЕМ ПОНЕМАНЬЕ 139

-а .......б ---в ......г

Рм. 1. Ареалы поселенцев Верхнего Понеманья в Х1-Х11 вв. Условные обозначения: а - аукштайты (по: Таутавичюс, 1977; ТаШал^сшБ, 1996); б - ятвяги (по: Вщязь, 2009); в - кривичи (по: Штыхау, 1992); г - дреговичи (по: Лысенко, 1991).

-а .......б ---в ......г

Рис. 2. Этнические границы (М1-М4) и контактные зоны (1-7) в пограничной полосе смешанного балто-славянского населения Верхнего Понеманья в первой половине II тыс. Условные обозначения: а - М1 - граница Х-Х1 вв. (по: Зверуго, 1989); б - М2 - граница Х-ХШ вв. (по: ТуБгЫе-шсЕ, 1973); в - М3 - граница ХП-ХШ вв. (по: Ьо-№ш1ашк1, 1967); г - М4 -граница ХШ-ХГУ вв. (по: Lowmianski, 1985).

Рис. 3. Соотношение эмпирических этнических границ и ареалов погребальных памятников балтов и славян в Верхнем Понеманье в первой половине II тыс. Условные обозначе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком