научная статья по теме Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе Философия

Текст научной статьи на тему «Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе»

А.Ю. ШАДЖЕ доктор философских наук, профессор

А.А. ХАЦАЦ аспирантка Адыгейского государственного университета*

Межэтническое согласие и укрепление российской идентичности на Северном Кавказе1

В современном мире проблема национально-гражданской идентичности приобретает теоретический и практический интерес. Ее актуализация связана с активизирующейся глобализацией и внутренними процессами, происходящими в той или иной стране, т.е. с факторами, определяющими интеграцию/дезинтеграцию граждан страны и сохранение ее целостности.

В связи с этим теоретический и практический интерес представляет рассмотрение развития полиэтничного социума. Существенным представляется то, что характеристика северокавказского общества в рамках классического мировоззрения была сведена к его описанию, а позже - к обоснованию тезиса о том, что полиэтничность - причина конфликтов и неустойчивого развития региона.

Между тем мы являемся свидетелями того, что в современных условиях усложняется мир, в частности, и общество. «Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества»2. Зная о высокой чувствительности сложных систем к флуктуациям, есть смысл

* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: shadzhe@maykop.ru Хацац Анжела Аскеровна, e-mail: ahacac@mail.ru

1 Исследовательская работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №11-06-00098.

2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М., 2000, с. 276.

рассмотреть влияние полиэтничности и взаимодействия этносов на развитие общества.

Северный Кавказ полиэтничен, что не исключает существования здесь единой социокультурной целостности, которая является достаточно сложным историко-культурным явлением. Особенность данного культурного феномена проявляется в региональной идентичности, которая обеспечивает единство многообразных этнических культур.

Существенно отметить, что полиэтничность - одна из особенностей не только рассматриваемого региона, но и нашей страны в целом. Именно поэтому целостность и будущность России определяются состоянием и уровнем межэтнических отношений. История показывает, что не следует уповать на этнические победы, это гибель для страны. Стало очевидным также, что попытка подогнать все этнические культуры под одну бесперспективна. Отсюда возникает потребность проведения национальной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности каждого этноса -многочисленного и малочисленного.

Осмысливая современную реальность, отметим, что принципиально важной является необходимость преодоления сложившихся парадигм мышления в сфере межэтнических отношений, поиска нетрадиционных подходов в разработке новой модели будущего России. Особенность этой модели и, пожалуй, главное звено национальной политики российского государства в XXI в. видятся в укреплении его внутреннего единства и неразделенности, формировании и укреплении российской национальной идентичности и единства российской гражданской нации.

Внимание к Кавказу, в частности, к Северному Кавказу - давняя традиция в мировой науке и политике. Нарастающий интерес с конца XX - начала XXI в. вызван осознанием того факта, что российский

Северный Кавказ представляет собой важнейшую мировую ценность,

2

что межэтническое согласие и гражданский мир в регионе оказывают влияние в целом на общественно-политическую ситуацию России и социально-экономическое и политическое развитие самого региона определяются во многом межэтническими отношениями. На языке синергетики можно сказать, что самоорганизация сложных нелинейных систем «Россия» и «российский Северный Кавказ» зависит от сосуществования и взаимодействия этносов, а также интеграции этнокультурной, региональной и национальной идентичностей.

Характеризуя современный российский Северо-Кавказский регион, следует отметить сложность и во многом противоречивость происходящих процессов. Здесь, как и в России, много проблем и трудностей, которые диктуются как внутренними, так и внешними факторами. Обозначим некоторые из них.

- Напряженность в российском обществе связывают с отношением между некоторыми этническими группами с Северного Кавказа и русскими. По публикуемым социологическим опросам, от 50 до 75% граждан России желают отделения Северного Кавказа - целиком или

л

частично - от остальной России'.

- В последнее время внимание приковано к данному региону, поскольку в ряде средств массовой информации периодически обсуждается возможность раскола России, с одной стороны, связывая с созданием объединенного государственно-политического образования -Большой Черкесии, куда предполагают вхождение адыгейцев, кабардинцев и черкесов. С другой стороны, обозначают опасность массового возвращения зарубежных адыгов на историческую родину, что связывают с началом подрыва ими единства российского государства.

1

См.: Рогозин Д. Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости // Аргументы недели, 2011, №36, 15.09.

- Отношение адыгов к Олимпийским Играм 2014 г. в Сочи. В последнее время в научных кругах, общественных организациях и СМИ, руководствуясь заявлениями некоторых черкесских движений за пределами России, обсуждается вопрос о возможности бойкотирования адыгами Олимпиады в Сочи.

Все это свидетельствует не только о наличии проблем, но и о недостаточной изученности межэтнических отношений, об отсутствии национальной политики на Северном Кавказе. Попытка решения сложнейших кавказских проблем силовым методом (при игнорировании диалога) еще туже завязала «кавказский узел», заметно ослабила российскую национальную политику в северокавказском регионе в условиях современности. Эти и другие негативные факторы усиливают социальные риски и соответствующий им уровень социальной напряженности не только на Северном Кавказе, но и в России в целом, а также способствуют активизации ненависти к «кавказцам» и укоренению в сознании многих россиян негативного образа региона. А что касается отдельного этноса - адыгского, то в современных условиях проявляется готовность объявить его «опасным в российском социокультурном пространстве».

Говоря о российских этносах, следует подчеркнуть, что и русский этнос имеет много проблем. Представляется, что трансформация социокультурного статуса русских в России, в частности, на Северном Кавказе, может стать предметом особого научного и практического интереса и исследования. Учитывая русский фактор и наличие проблемы, нам пришлось обратиться к некоторым сюжетам русского вопроса'.

Обратившись еще раз к Адыгее, вспомним, что ее многоэтничный народ пронес через поколения мудрость жить в мире и согласии друг с

1

См.: Шадже А.Ю. Интегрирующая роль русского народа. Русский вопрос // Волков Ю.Г., Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Гуманизм и полиэтническая Россия. Майкоп, 2001, с. 131-143.

другом. А ведь на разных исторических этапах в общественно-политической жизни Адыгеи были и очень напряженные ситуации, но доминировали мудрость и здравый разум над чувствами. И если в современных условиях мы не подчиним свою диалогичность, свою культуру мышления, слово и дело сохранению гражданского мира и нашего взаимопонимания, то вправе ли мы называть себя патриотом (дочерью или сыном) своего этноса, своей земли, своего Отечества, наконец, человеком современной цивилизации?

Действительно, история знает немало таких примеров, что дает повод для осмысления и переосмысления ряда исторических фактов, связанных с судьбой многих этносов, и извлечения уроков из них, в том числе и адыгского этноса. В современных условиях в поисках адекватных ответов на вызовы современности, связанных с будущей судьбой не только адыгского этноса, но и всего российского Северного Кавказа, следует отметить важную роль исторической памяти. Говоря словами крупнейшего социолога Европы З. Баумана, «мы должны помнить - но что?» И для чего помнить? Для созидания! Чтобы понять, какое общество возникло из истории и каковы мы, составляющие это общество? Научили ли нас уроки истории сохранить Человеческое в себе, живя в условиях кардинальной переоценки отношений ко многим вопросам человеческого бытия и к взаимоотношениям друг к другу?

Безусловно, память священна. Памятуя о прошлом, исторических корнях своего народа, проявляя уважение к исторической памяти, важно соотносить с современностью, преодолевая крайности, вызванные либо политической конъюнктурой, либо чрезмерной идеологизацией по отношению к памяти. Время сведения счетов друг с другом и со временем прошло. Необходимо вступить с прошлым в диалог, в новый диалог, подчинив историическую память формированию гражданина-патриота, знающего историю своей страны, своей земли, своего этноса;

понимающего, что каждый человек в ответе за судьбу нашего общего дома, именуемого РОССИЕЙ.

Важно понять, что «не существует опасных народов, существуют лишь опасные ситуации, которые не являются результатом проявления законов природы или истории, или же национального характера, но вытекают из политических условий» (И. Бурума). Добавим от себя, политических условий, создаваемых некоторыми политиками и учеными.

Осмысливая укрепление российской идентичности на региональном уровне на основе гармонизации межэтнических отношений, представляется важным понимание соотношения национального и этнического, национальной и этнокультурной идентичностей в новой парадигме: важно понимание сущности целого - России и ее частей -регионов, понимание взаимосвязи целого и части, а также региональных процессов в условиях модернизации России. Такое понимание позволит определить основополагающие, базовые компоненты - параметры порядка, недостаточная изученность ценностного потенциала и недооценка значимости которых серьезно ослабляют российскую национальную политику, например, в Северо-Кавказском регионе. Существующая на уровне призывов и лозунгов она не приносит эффективных результатов. Силовые методы сохранения территориальной целостности Федера

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком