научная статья по теме Мифологические мотивы восточных славян в древности на примере былин и повестей Древней Руси: архетипический анализ Философия

Текст научной статьи на тему «Мифологические мотивы восточных славян в древности на примере былин и повестей Древней Руси: архетипический анализ»

Д.Л. Кулагин

Преподаватель Южно-Российского гуманитарного института*

Мифологические мотивы восточных славян в древности на примере былин и повестей Древней Руси: архетипический анализ

Одной из существенных характеристик современной культуры является наличие в ней мифов. Они заявляют о себе в философии, психологии, литературе, художественном творчестве вопреки распространенному заблуждению, будто потребность в мифотворчестве была только в древнем обществе с его коллективной психологией. Как отмечал К.Г. Юнг, «...мифы - в первую очередь психические явления, выражающие глубинную суть души»1. Как изображение образа бытия в мире, мифотворчество имеет начало в особой потребности в смысле, соединяющем и направляющем эмоционально-чувственный, волевой пласт души в направлении утверждения практической возможности существования2. Эти образы бытия - архетипы, являясь универсальными врожденными элементами коллективного бессознательного, обеспечивают

о

смысловой потенциал культуры вообще и любого эпоса в частности3.

Исследование архетипов, находящихся в основании восточнославянского эпоса, является чрезвычайно актуальным еще и ввиду того, что степень их разработанности в отечественной философии не столь значительна, как того требует тема. Среди разработок последних лет можно указать на осмысление современного неомифологического сознания (Л.А. Мирская)4 и характеристику мифологического хронотопа и поведения orientatio (М.Е. Надирова)5.

Цель данной статьи - показать архетипическую структуру восточнославянского эпоса (на примере былин и повестей Древней Руси) и выявить его основные мифологические мотивы. Архетипический анализ позволяет раскрыть смысл древнеславянского эпоса и те символические формы, которые задает коллективное содержание индивидуальному сознанию не только древних, но и современных народов России: честь, вера, милосердие, любовь, патриотизм. При помощи архетипического образа связываются сфера

Кулагин Дмитрий Леонидович, e-mail: vzerkalah@gmail.com

1 Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. URL: http://jungland.ru/node/1596 (дата обращения: 13.09.2013).

2 Мирская Л.А. Неомифологическое сознание: от романтизма к постмодерну. Ростов н/Д., 2009. С. 5.

3 Мирская Л.А. Мифология и современная культура // Культурология. М., 2002. № 1. С. 36.

4 Мирская Л.А. Современное неомифологическое сознание. Lap Lambert, 2011.

5 Надирова М.Е. Пространство мифа и ориентационное поведение. Ростов н/Д., 2013.

сознания и бессознательного, в человеке реализуется индивидуально-личностное начало - самость, проецируемая на отношения человека с внешним миром.

Древнеславянская литература восточных славян представлена разными жанрами и формами архаического эпоса, начиная с летописей, житий, повестей (в основном датированных периодом XI-XII вв.), заканчивая былинами и сказками. Такие древние произведения, как «Повесть временных лет», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», «Слово о полку Игореве» и др., дают представление о том, как зарождались первые славянские общества и государства, как формировалась культура на огромных территориях Европы и Азии. Летописи также заложили основу для будущего исторической науки. Былины же в свою очередь отражают нравы, духовные и религиозные ценности своего времени, а также мифологическое переложение некоторых реальных исторических событий.

Коллективную природу эпоса на примере произведений Древней Руси подчеркивает Дмитрий Лихачев, филолог и переводчик многих древних текстов: «Когда мы говорим об анонимности большинства древнерусских произведений, мы представляем автора забытым или сознательно скрывшимся от читателя. На самом деле автор ощущал себя выразителем многих людей и продолжателем давних традиций. Они, в сущности, участники хора, имена которых не объявляются слушателям»6.

Мифологические мотивы древних славян являются отражением проживаемого опыта, бессознательного психического содержания. Как замечает Юнг: «Коллективное бессознательное как сохраняемый человеческим опытом репозиторий и в то же время само предварительное условие этого опыта есть образ мира, который сформировался еще в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовались определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты. Это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов, регулярно повторяющихся событий и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой»7.

Специфика мифологической реальности - это существование в едином целом внутреннего и внешнего миров, неотделимость реальности исторической и религиозно-мифологической. Здесь также присутствует представление о неком первовремени, мифологическом прошлом, в древнеславянских текстах, в частности, также встречаются отсылки к событиям Ветхого и Нового Заветов. Таким

6 ЛихачевД.С. Начало русской литературы // Повести Древней Руси. М., 2009. С. 13.

7 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2010. С. 112.

образом, авторы этих текстов воссоздают вневременное пространство, где прошлое не просто то, что было когда-то, а то, что актуально сейчас, что формирует настоящее и будущее. Древнерусские представления о времени исключали самого человека из восприятия времени. Прошлое находится впереди любого причинно-следственного ряда, настоящее и будущее - в конце его, позади. «Передние князья» - это давние, первые князья. «Задние» события - последние, заключающие причинно-следственный ряд, близкие к нам. Поэтому «переднее», т.е. прошлое, было и самым важным, как начало событийного ряда, как его объяснение, причина. Откуда пошла Русская земля - вот что интересует летописца в первую очередь.8

Литература Древней Руси XI-XII вв. проникнута глубоким историзмом, большинство героев произведений - реальные лица -князья, святые, половецкие ханы и пр. Основные темы, которые развиваются в словах, житиях, патерниках, молениях, летописях, - это актуальные проблемы своего времени, такие как набеги половцев, княжеские междоусобицы, морально-этические и религиозные темы и др. Объединяют их переживания за судьбы своего Отечества, патриотические представления о Русской земле, о едином историческом пространстве. На первый план здесь выходит архетипический образ Родины как сакрального пространства, теменос, или то, что в аналитической психологии олицетворяет психически заряженную область, не доступную сознанию и охраняемую эго.

В некоторых произведениях Древней Руси просматривается архетипический образ героя, формирование которого происходит в результате трепетного чувства перед нуминозным пространством Родины и борьбы за целостность теменоса. Борьбы, в результате которой происходит становление и личностный рост участника процесса трансформации. Родная земля в текстах Древней Руси родственна архетипу матери, олицетворяющей жизнь и силы для всего живого.

Родина в произведениях славянской древности также связана с архетипом самости. Таким образом, герой эпоса постигает личностную целостность, теменос, а также становится ближе к «первовремени». Последнее является «действенным», как замечает румынский религиовед Мирча Элиаде, «именно потому, что оно было в какой-то мере "вместилищем" нового творения <...>... "возвращение к истокам", позволяющее возродить время, когда вещи возникли впервые, является чрезвычайно важным для архаических обществ»9.

Пример героя славянского эпоса - князь Игорь из «Слова о полку Игореве», хотя и потерпел поражение в борьбе с половецкими

8 ЛихачевД.С. Начало русской литературы // Повести Древней Руси. М., 2009. С. 15-16.

9 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2010. С. 43-44.

войсками, но проявил храбрость и силу духа, постоял за свою землю, потому в конце произведения есть такие строки: «Тяжко голове без плеч, // беда телу без головы» - // так и Русской земле без Игоря», и далее - «Здравы будьте, князья и дружина, // борясь за христиан //

Л П

против нашествий поганых!»10. В текстах Древней Руси культивируется храбрость, активное начало эго, при помощи которого происходит возрождение героя, по словам Лихачева: «Русские создали даже особое обозначение для особого вида храбрости -храбрости в пространстве, храбрости в лихом движении - "удаль". Удалым нельзя быть в неподвижной обороне - это удел просто храбрых, но не удалых»11. При этом образ героя «Слова» напрямую связан с Русской землей, теменосом.

Еще один мотив литературы Древней Руси - это поучительный тон в таких произведениях, как «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Феодосия Печерского», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского», «Моление Даниила Заточника», «Сказания о Борисе и Глебе» и др. Повествование зачастую ведется от первого лица, автор является учителем морали и справедливости, поборником идеалов, олицетворяя архетип мудрого старца, персонификацию мужского духа (анимус). Как отмечает Юнг, «...старец представляет, с одной стороны, знание, постижение, размышление, мудрость, ум и интуицию, но, с другой стороны, также и моральные качества, каковы благожелательность и готовность помочь, благодаря чему должен

Л О

окончательно проясниться его "духовный»" характер»12. Мудрый старец сочетает в себе роль авторитета, духовного учителя, доктора, святого. К святым в Древней Руси было особое отношение, как отмечает этнолингвист Светлана Толстая, «фигура святого может выступать в заговорах и в роли чудесного помощника из волшебной

■п

сказки и защитника от злых сил»

Тема святых встречается в таких произведениях, как «Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик» и др., где, в частности, рассказывается про земные дела почитаемых святых, как епископ Симон, игумен Феодосий, мученики-страстотерпцы Борис и Глеб и др. В некоторых произведениях идет речь о подражании и следовании пути святых, как, например, в тексте «Слова о князьях»: «Вспоминайте и о том, каких братьев имеете - великих чудотворцев Бориса и Глеба! Им подражайте и следуйте, их примером научитесь! Когда сатана посеет вражду между братьями, помяните этих святых -как предпочли они лучше смерть принять, чем держать вражду против

Л л

брата!»'4

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком