научная статья по теме «МИССИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ ЮАР» И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««МИССИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ ЮАР» И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

«МИССИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ ВЕРЫ ЮАР»

И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Н.А. ВОРОНИНА

Аспирантка Институт Африки РАН

Ключевые слова: ЮАР, «Миссия апостольской веры Южной Африки», пятидесятники

Изучение наиболее крупных и влиятельных церквей ЮАР позволяет понять роль церкви в социально-политической жизни этого государства, согласованность её позиции с линией правительства. Рассмотрим основные тенденции развития «Миссии апостольской веры Южной Африки» - старейшей и самой крупной церкви пятидесятников в ЮАР. Проследим, как изменялась позиция церкви в зависимости от внутриполитической ситуации, а также -как руководство Миссии отвечает на вызовы современности.

Изменения, произошедшие на религиозной карте мира в XX в., свидетельствуют, что христианство удерживает лидирующие позиции, а центр христианства смещается в Латинскую Америку, Африку и Азию1. Новая география распространения религии определяет и новые её формы, среди которых такие направления, как неопротестантизм, харизматическое движение*, а также движение пятидесятников - протестантское течение христианства, зародившееся в начале XX в.

По разным подсчетам, христианство в ЮАР при населении в 49,9 млн исповедуют от 73% до 82% жителей страны. Протестанты составляют около 85% всех христиан. 10% протестантов представлены пя-тидесятниками2. На Африканском континенте наибольшее число протестантов, в процентном соотношении к населению, проживает в ЮАР (36,6 млн в 2010 г.). По численности протестантов ЮАР уступает лишь Нигерии (59,7 млн, или 37,7% населения)3.

«Миссия апостольской веры Южной Африки» (МАВ) - старейшая и крупнейшая пятидесятничес-кая церковь в ЮАР. История её развития тесно переплетается с трансформацией исторического и социально-экономического странового контекста.

На последних парламентских выборах ЮАР в мае 2014 г. Африканский национальный конгресс (АНК) потерял 15 мест (с 264 до 249 из 400 мест в Национальной ассамблее).

Какие факторы способствовали падению популярности партии, положившей конец режиму апартеида? Среди прочего, внимание привлекает тот факт, что в преддверии выборов некоторые церкви призывали своих прихожан голосовать против АНК. Свою позицию церкви обосновывали высоким уровнем коррупции в руководстве партии. Епископ Десмонд Туту официально заявил, что хотя раньше всегда голосовал за «партию Манделы», нынешний АНК утратил его доверие и не получит его голос4.

Таким образом, церкви в ЮАР, отошедшие ког-

* Харизматическое движение (от греч. 4айёо1а - дар благодати) -протестантское движение, приверженцы которого верят в дары святого духа (чудотворение, пророчества) (прим. авт.).

да-то от политической жизни и сконцентрированные на социальных вопросах, вновь возвращаются на политическую арену.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКВИ

«Миссию апостольской веры Южной Африки» основали в 1908 г. Д.Лейк и Т.Хезмалчач, пятидесятники из Лос-Анджелеса. Хотя изначально церковь носила межрасовый характер, уже через год были сделаны шаги по закреплению в ней расового раскола, существовавшего в то время в южноафриканском обществе. В 1909 г. Д.Лейк решил, что надо крестить раздельно представителей белого, цветного, черного и индийского населения5. В 1919 г. принимается решение о формировании «родительской» белой церкви (parent church) и трех «дочерних» церквей (daughter churches) - для цветного, черного и индийского населения, причем члены «дочерних» церквей не являлись полноценными членами МАВ.

В 1948 г. к власти приходит Национальная партия и провозглашает политику апартеида - раздельного развития. Поддержка Миссией правительственного курса была обусловлена, в т.ч. и контактами с руководством страны. Так, в 1955 г. вице-президент МАВ Г.Весселс стал сенатором от Национальной партии. Именно тогда о Миссии начинают говорить как о «четвертой африка-нерской церкви». Во время режима апартеида церковь окрепла, развила бюрократический аппарат, значительно увеличила число своих приверженцев6.

Политический курс Г.Весселса встретил поддержку не у всех членов МАВ. Если в «родительской» белой церкви идеи апартеида не подвергались сомнению, то в «дочерних» церквях нарастало недовольство. Ориентация МАВ на правительство апартеида спровоцировала радикализацию черных пасторов, а также раскол среди африканеров - белого населения, потомков колонистов с голландскими, немецкими и французскими корнями. В 1958 г. группа африканеров вышла из МАВ и образовала «Пятидесятническую протестантскую церковь»7.

Изменения во внутренней политике государства повлекли за собой реформы внутри церкви, которые положили начало современному этапу в истории МАВ. Так, в 1991 г. были ликвидированы просуществовавшие более 80 лет расистские «дочерние» церкви. В 1996 г. происходит объединение всех прихожан в единую межрасовую церковь8. С началом новой эпохи в истории южноафриканского государства возникает необходимость пересмотреть церковную парадигму и выработать новый подход для укрепления позиций МАВ в изменившихся условиях.

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Руководство церкви искало ответы на следующие основные вопросы.

Утрата веры. Одна из основных задач церквей пятидесятников и МАВ, в частности, - распространение влияния церкви и привлечение к ней как можно большего числа новых приверженцев. Пастор прихода МАВ в Йоханнесбурге, который участвовал в исследовании Х.Дикоу* в 2013 г., отмечал: «...мы хотим разработать хорошую теологическую базу. Это наша мечта. Вы осведомлены, что христианство движется на юг, в Латинскую Америку, а затем и в Африку, особенно в регион юга Африки. Африканское население отличается высокой духовностью. Мы обладаем стратегическими преимуществами в этом отношении. Мы понимаем мировоззрение африканцев.»9.

Одна из потенциальных проблем, стоящих сегодня перед многими церквами, - утрата людьми интереса к религии. С ноября 2011 по январь 2012 гг. организация Win-Gallup International Religiosity and Atheism Index провела международное исследование уровня религиозности в разных странах. Обнаружилось, что число людей в Южной Африке, которые считают себя верующими, сократилось на 19% - с 83% в 2005 г. до 64% в 2012 г. Это обеспечило ЮАР 5-е место в рейтинге. Для сравнения, на 4-м месте по падению уровня религиозности находился Вьетнам, где уровень религиозности снизился на 23%; в Швейцарии и Франции этот показатель составил 21%. По результатам опроса, 28% южноафриканцев не считают себя верующими, а 4% - убежденные атеисты. И хотя эти результаты не в полной мере согласуются с итогами переписи населения, приведенными ниже (табл.), к руководству церкви приходит понимание необходимости выстраивать новую стратегию распространения веры.

Исламизация. Несмотря на то, что христианство остается доминирующей религией в ЮАР, число христиан, по результатам переписи населения в 2001 г. и исследования 2007 г., сократилось как в абсолютных цифрах, так и в процентном отношении, в то время как число мусульман за данный период выросло более чем на четверть. Примечательно, что при переписи 2011 г. (а переписи в стране проводятся раз в 10 лет) вопрос о религиозной принадлежности отсутствовал.

Согласно недавним исследованиям, проведенным Pew Research Centre, в 2010 г. в ЮАР проживало 40,7 млн христиан (81,2% населения), мусульман - 860 тыс. (1,7%)10. Цифры - несопоставимые. Тем не менее, президент МАВ И.Бюргер в своем докладе «Ответ пятидесятников на ислами-зацию» (Pentecostal response to islamization), опубликованном в 2013 г. на официальном сайте организации, признает, что исламские ценности представляют собой угрозу для распространения христианских идей. В докладе отмечается, что популярность ислама в западных христианских странах нарастает, при том что в традиционно мусульманских странах приверженцы других религий сталкиваются с целым рядом проблем. В таких условиях, отмечает И.Бюргер, необходимо выработать новый подход, активно привлекая к этому церкви на местах, а также используя современные технические средства11.

* В полевом исследовании голландского исследователя Х.Дикоу были опрошены пасторы различных церквей пятидесятников в Йоханнесбурге и Претории. В его монографии не уточняются имена пасторов, которые согласились дать интервью (прим. авт.).

Таблица

Религиозный состав населения ЮАР, 2001 и 2007 гг.

Религия Приверженцы

2001 г. 2007 г.

тыс. чел. % тыс. чел. %

Христианство 35,751 79,77 29,684 73,52

Атеизм и гностицизм 6,767 15,10 3,262 8,08

Прочее 283 0,63 - -

Буддизм - - 12 0,03

Ислам 654 1,46 985 1,45

Индуизм 552 1,23 505 1,25

Иудаизм 76 0,17 69 0,17

Не определились 611 1,36 - -

Источник: Census results // National statistics. 2001 -http://www.statssa.gov.za/timeseriesdata/pxweb2006/...; http://www.answers.com/topic/religion-in-south-africa#ixzz379dVqpONReligious Intelligence. #8, 2007

Успех харизматических церквей и роль сильных лидеров. Помимо ислама, угрозу влиянию пятидесятников представляют и новые харизматические мегацеркви**, во главе которых стоят сильные личности, способные ^привлечь к себе паству. Пастор прихода МАВ в Йоханнесбурге, касаясь различий между церквями пятидесятников и харизматов, отмечает следующее: «Основное отличие церквей пятидесятников и харизматических церквей сводится к отсутствию у харизматов организационной структуры. Харизматические церкви выстраиваются вокруг одного человека и имеют горизонтальную структуру, а церкви пятидесятников имеют сложную иерархию». Вместе с тем, отмечает пастор, мировоззрение и правила совершения молитвы у пятидесятников и харизматов не различаются. Пастор МАВ в Претории утверждает, что в Южной Африке разница между пятидесятниками, харизматами и евангелистами не столь очевидна, как в других странах.

Он подчеркивает, что церкви заимствуют друг у друга некоторые элементы, а в СМИ, в частности, на телевидении, наиболее заметно присутствие организаций, совмещающих харизматические и пятидесят-нические элементы12.

Пастор также признает, что в связи с новыми реалиями, закрепившимися с учреждением межрасовой церкви в 1996 г., изменилась основная целевая аудитория церкви: «После объединения «отеческой» и «дочерней» церквей возник

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком