научная статья по теме МНОГОЛИКАЯ ХИНДУТВА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МНОГОЛИКАЯ ХИНДУТВА»

ВОСТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО

МНОГОЛИКАЯ ХИНДУТВА*

© 2010 А. А. КУЦЕНКОВ

После получения Индией независимости хиндутва активно включилась в политическую жизнь. Ее политическое "крыло " Бхаратия джаната парти неоднократно возглавляла правительства во многих штатах и трижды формировала правительство в центре. Но на 14-х и 15-х парламентских выборах БДП потерпела поражение. Некоторые авторы расценили нынешнее состояние хиндутвы как "начало ее конца". Однако состояние общественного сознания населения Индии на сегодняшний день не позволяют признать мобилизационные возможности и другие ресурсы Сангх паривар исчерпанными.

Ключевые слова: хиндутва, Семья Сангха, Бхаратия Джаната партии, конституция Индии.

ДОРОГА К ВЛАСТИ

После 1947 г. политика стала важнейшим направлением деятельности Раштрии сваяксевак сангх (РСС), а создание массовой политической партии - одной из его главнейших задач. Сначала РСС сделал ставку на Бхаратию джан сангх (БДС), организованный в октябре 1951 г. На первых всеобщих выборах 1951 г. БДС получил 3.1% голосов и 3 места в Лок сабхе. Самых больших успехов БДС добился на выборах 1967 г. (получил 9.3% голосов и провел в Лок сабху 35 депутатов). Затем его влияние стало падать. В период чрезвычайного положения, введенного Индирой Ганди в 1975 г., политическая деятельность БДС замерла.

В 1977 г. чрезвычайное положение было отменено и были назначены выборы в парламент. Накануне выборов Бхаратия джан сангх, Бхаратия лок дал, Конгресс (О) и Социалистическая партия образовали Джанату парти. Она удачно выступила на выборах и в 1977 г. даже сформировала первое неконгрессистское правительство во главе с Морарджи Десаи (1896-1995). Лидеры бывшего БДС получили в нем посты министров: Атал Бехари Ваджпаи - министра иностранных дел, а Лал Кришна Адвани - информации и радиовещания. Но отношения внутри правящей партии складывались не лучшим образом. Руководство Джанаты парти, возглавляемое гандистом М. Десаи, не разделяло коммуналистские взгляды хиндутвы.

На выборах 1980 г. Джаната парти потерпела неудачу. Члены бывшего БДС под водительством Ваджпаи и Адвани в том же году вышли из Джанаты и сформировали Бхаратию джанату парти (Индийскую народную партию) - БДП. Ее руководство составили проверенные кадры РСС - Атал Бехари Ваджпаи, Лал Кришна Адвани, На-рендра Моди, Шиврадж Сингх Чаухан и др. Для респектабельности в партию пригласили членов громких фамилий, звезд кино и телевидения, спортсменов и т.д. Под руководство БДП перешли массовые общественные организации Семьи Сангха - Бха-ратия маздур сангх, Бхаратия кисан сангх, Акхил бхаратия видъарти паришад (Всеин-

* Окончание. Начало см.: Восток (Oriens). 2010. № 2. С. 79-94.

дийский студенческий совет), а также вновь созданные Бхаратия джаната юва морча (Индийский народный молодежный фронт), БДП махила морча (Женский фронт БДП) и другие.

БДП формально не вошла в состав Сангх паривар. Она старалась не афишировать и свою идеологическую близость к Семье Сангха. В первых статьях Программы БДП говорится, что партия стремится к "созданию демократического государства, гарантирующего всем жителям независимо от касты, веры или пола политическую, социальную и экономическую справедливость; свободу веры и выражения". Партия обязуется соблюдать Конституцию и ее принципы социализма, секуляризма и демократии [Constitution..., pt. II]. Однако последующие статьи этого документа не оставляют сомнения в том, что БДП является политическим "крылом" РСС, или, по выражению А.Д. Нурани, его "дрессированной обезьянкой" [Noorani, 2005].

Со своей "философией" БДП определилась не сразу. Сначала она заявила, что в основе ее мировоззрения лежит "социализм Ганди". Но с 1985 г. "основой философии партии" стал "интегральный гуманизм" [Constitution..., pt. III]. Этот термин появился на свет в конце 1950-х - начале 1960-х гг. как "философия" Джан сангха. Его смысл в апреле 1965 г. раскрыл пандит Диндайал Упадхъяйа (1916-1968), генеральный секретарь, а затем и президент Джан сангха. "Интегральный гуманизм" это та же хиндутва, но приспособленная к новым социально-политическим реалиям, антитеза популярным направлениям общественной мысли Индии того времени - буржуазно-демократическому реформизму и марксизму.

Д. Упадхъяйа, как и его предшественники, отвергает за "бездуховность" западную цивилизацию в любой форме, будь то капитализм или "советский коммунизм". Развитие Индии, заявил Д. Упадхъяйа, должно основываться на дхарме и гуманизме. Дхарма в его интерпретации выступает как божественная предопределенность, как целеуказание, идущее свыше. Она задает направление развитию общества и государства. Гуманизм же трактуется как благо для всех, как содержание дхармического миропорядка. Но гуманизм не в западном смысле, поскольку он имеет "материалистический и индивидуалистический уклон". Такой гуманизм порождает жадность, классовые антагонизмы, эксплуатацию, социальную анархию и не может объединить нацию. Гуманизм должен гармонично соединять индивидуум и общество, удовлетворять потребности "тела, ума и души". Одним словом, гуманизм должен быть "интегральным".

Объектом своей критики Д. Упадхъяйа избрал светские, демократические и федеративные принципы устройства государства. «Сейчас, - сказал он, - термин "светское государство" употребляется как антипод государству теократическому. Это западный образ мысли, он неприемлем для Индии». Ибо "государство без религии - это государство без дхармы", т.е. без правды, без морали и нравственности. "Государство может быть только дхармараджъя и ничем другим". Дхарма Индии заключается прежде всего в сохранении единства страны. Федеративное устройство Индии не соответствует ее дхарме. Оно таит в себе опасность дезинтеграции. Не отвечают дхарме Индии и принципы западной демократии. Истину нельзя выявить путем голосования. Если завтра население Кашмира проголосует за отделение от Индии, это решение не будет дхармой. Индия должна стать теократическим унитарным государством, а Конституцию следует изменить. Пандит Д. Упадхъяйа не обошел и мусульманский вопрос. Он, как и отцы-основатели хиндутвы, видит принципиальное различие между индусами и мусульманами. Но не связывает это различие с отношением тех и других к "святыням" Индии, а рассматривает его с позиций человеческой природы: у индусов она позитивна, чего нельзя сказать о мусульманах [Integral Humanism].

Чтобы скрыть антиконституционный смысл "интегрального гуманизма", БДП использует хорошо отработанный прием - нарочитое нагромождение терминов и понятий. Ст. IV Программы гласит, что члены партии, принимая "интегральный гуманизм", одновременно "остаются верными" национализму и национальной интеграции, демо-

кратии, "гандистскому подходу к социально-экономическим вопросам, ведущему к установлению эгалитарного общества, свободного от эксплуатации"; а также "позитивному секуляризму" и политике, "основанной на моральных ценностях" [Constitution..., pt. IV]. Одновременно ст. XXXIII Программы наделяет членов Национального исполнительного комитета БДП правом толковать программные положения этого документа. Именно эти разъяснения являются единственно правильными и обязательными для всех членов партии и партийных организаций [Constitution..., pt. XXXIII]. Статья имеет как бы два адреса. Рядовым членам партии она внушает: не ломайте голову над всякими там "социализмами", "секуляризмами", "эгалитаризмами" и т.д.; слушайте членов Нацисполкома - что они скажут, то и есть истина на данный момент. Лидерам БДП она говорит: не цепляйтесь за формулы, импровизируйте, действуйте по обстоятельствам. Поэтому часто в освещение одного и того же вопроса авторы вкладывают разный смысл.

Возьмем, к примеру, все тот же вопрос о религиозных меньшинствах. Один теоретик партии, М.М. Джоши, заявляет: "Все индийские мусульмане являются индусами-магометанами (мохаммадия хиндус), а все индийские христиане - индусами-христианами (кристи хиндус). Они являются индусами, которые приняли ислам и христианство в качестве своей религии" [Thapar, 1987, p. 14-22]. Казалось бы, что эту идею поддерживает и другой крупный теоретик БДП - Л.К. Адвани, когда призывает мусульман «выбросить из головы малейшие намеки на "теорию двух наций"». Нация в Индии одна. Но чтобы полностью стать частью этой нации, мусульмане должны "понять культурный национализм", принять "символы и вдохновляющие источники нашей национальной культуры". Они должны "похоронить" общинный принцип голосования на выборах и тем "внести свой вклад в оздоровление демократии" [Noorani, 2004]. Иными словами, чтобы стать полноценной частью этой нации, мусульманам рекомендуется отказаться от своей идентичности и уйти с арены общественно-политической жизни.

Если не считать беглого упоминания о том, что БДП выступает за "децентрализацию экономической и политической власти", социально-экономической программы у партии нет. Отдельные элементы этой программы содержатся в документах других организаций Сангх паривар. Пожалуй, в наиболее полном виде она представлена в уставе Бхаратия маздур сангха. Взамен западного капитализма и "советского коммунизма" устав предлагает "бхаратийный общественный порядок" (bharatiya social order), который включает в себя: отказ от собственности (и частной, и государственной), от классовой борьбы; "служение обществу" как побудительный мотив производства (а не прибыль); "лейборизацию" промышленности - передачу предприятий рабочим в собственность и управление; ограничение прибылей и введение "равного распределения"; ликвидацию безработицы и нищеты путем развития "неорганизованного" сектора; преимущественное использование местных товаров и технологий; ограничение импорта, "войну за экономическую независимость" против "империализма" Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации и т.д. Аналогичные пассажи можно найти в уставах и других организаций Сангх паривар. Но в зависимости от адресата их акценты и даже содержание могут сильно различаться. Например, в документах, ориентированных на крестьян, ремесленников, средние слои, нет ни слова об отказе от собственности и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком