научная статья по теме МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩИХ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩИХ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2015, № 6, с. 59-70

МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩИХ ИММИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

© 2015 г. К. Зайка

В статье характеризуются иммиграционные модели Германии, Франции, Великобритании, США и Канады в условиях постоянно растущих притоков нового населения из-за рубежа. В отличие от "классических национальных"западноевропейских стран, государства Северной Америки, возникшие в результате переселения колонистов из различных частей света, изначально сделали ставку на иммиграцию как на фактор собственного развития. Разница в политической культуре иммиграционных североамериканских и "национальных"западноевропейских государств обусловливает различный уровень институционализации культурных прав приезжих, их потомков и, соответственно, специфику интеграционных проблем.

Ключевые слова: национальная интеграция, иммиграционный режим, культурный плюрализм, "классический национализм", мультикультурализм.

Статья поступила в редакцию 27.06.2014.

Традиционная модель национальной интеграции, предполагающая единство культурных и политических границ, всегда была сложно реализуемой. Тем более проблематичным ее воплощение стало после середины 60-х годов ХХ в., когда в большинстве западных стран произошла либерализация иммиграционной политики. В результате общества стали заметно многообразнее в этнокультурном плане. В следствие этого ряд стран частично отказался от ассимиляционист-ской модели национальной интеграции и начал переход к "политикам признания", а именно - к обеспечению возможности выражения культурных различий в публичном пространстве.

В отличие от "классических национальных" западноевропейских государств, политическая культура Северной Америки (США и Канады), возникших в результате заселения колонистами из различных европейских стран, никогда не предполагала популяризации представлений об этнокультурном ядре нации. Соответственно, постклассическое видение национальной интеграции органично вплетается в современную

ЗАЙКА Ксения Валерьевна, кандидат политических наук, научный сотрудник Института философии РАН, РФ, 199991 Москва, ул. Волхонка, 14, стр. 5; преподаватель кафедры политологии Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, 220050 Минск, ул. Ленинградская, 8, к. 211 (kseniya1976@gmail.com).

североамериканскую политическую культуру. При анализе моделей национальной интеграции послевоенного времени в упомянутых западных странах в условиях возрастающих притоков населения и увеличивающегося этнокультурного многообразия в качестве основного объяснительного фактора автором принимается специфика политической культуры и истории соответствующих государств.

Рассмотрим общие положения, характерные для послевоенной политической истории стран либеральной демократии и трансформации моделей национальной интеграции.

Условно можно выделить два типа интеграции [1, Р. 49]:

- ассимиляцию ("плавильный котел" как ее разновидность);

- культурный плюрализм.

Среди западноевропейских стран ассимиляция характерна для Франции. В британском обществе господствует принцип "сегрегированного культурного плюрализма": этнокультурные меньшинства участвуют в политической жизни в качестве групп. В США до 60-х годов ассимиляционист-ская концепция национальной интеграции расходилась с политической практикой по ряду причин. Во-первых, афро-американцы были исключены из национальной политии. Во-вторых, на уровне практики культурное многообразие американского

населения проявлялось и в публичном поле в рамках конфессиональных организаций. В Канаде в силу особенностей политической истории сформировалась установка на "инклюзивный культурный плюрализм " как на механизм сохранения целостности сообщества.

В европейской исторической перспективе политическое единство социума связано с представлениями об (этно)культурной гомогенности. Принадлежность к нации предполагала определенную культурную лояльность. Этнические меньшинства считались препятствием для поддержания целостности обществ. Представления об обязательности совпадения политических и культурных границ обусловили отношение властей европейских государств к интеграции меньшинств посредством политики ассимиляции. Такая установка характерна для ряда западных стран, в частности для Франции, с ее гражданской моделью нации и традициями республиканизма.

В отличие от Западной Европы, США и Канада изначально делали ставку на иммиграцию как фактор собственного развития. Хотя публичная культура в этих государствах формировалась по определенным традиционным образцам, представления об "этнокультурном ядре" нации для них не характерны. Иммиграционные государства можно назвать особым "режимом толерантности": «иммиграционные общества не имеют явного культурно-этнического "ядра": здесь нет "национального большинства", в культуру которого вливались бы национальные меньшинства. Здесь все в известном смысле - меньшинства, так что сформировавшаяся в рамках государственных границ общая культура представляет собой продукт взаимных уступок и взаимного приспособления многих групп» [2]. В иммигрантских обществах не работает основной принцип национализма, являющийся базой внутриполитических и международных отношений, где определяющим фактором остается совпадение культурных и политических границ сообщества, выражаемого прежде всего в этнических категориях.

Послевоенный период для всех западных стран характеризовался следующими процессами:

- массовая иммиграция из стран Третьего мира;

- либерализация иммиграционной политики (радикальная или относительная);

- смещение фокуса интеграционной политики на включение прав меньшинств в публичное пространство.

До окончания Второй мировой войны внутреннее этнокультурное многообразие государств Западной Европы складывалось в основном из представителей исторических меньшинств и беженцев из соседних стран, покинувших родину в результате конфликтов. Массовую иммиграцию из Третьего мира западноевропейские общества испытали только после войны. Причинами наплыва выходцев из этих частей света в западные страны послужили следующие факторы:

- признание права на свободный въезд в бывшие метрополии для "постколониальных субъектов";

- послевоенный экономический бум и привлечение трудовых мигрантов.

Этнический состав иммигрантских потоков обусловливался колониальным прошлым западноевропейских стран: выходцы из Пенджаба и Пакистана сконцентрировались в Великобритании; выходцы из стран Магриба и государств, расположенных к югу от Сахары, - во Франции; политика привлечения трудовых мигрантов в Германии привела к тому, что в этой стране обосновались турки и курды. Процессы пересмотра государственных границ в Восточной и Центральной Европе после окончания Второй мировой войны также породили массовые миграционные потоки. Возникли новые категории граждан:

- "этнические немцы" и "перемещенные лица" из Восточной Европы в Германии;

- колонисты из Алжира во Франции;

- иммигранты из стран Содружества в Великобритании после распада Британской империи

[3].

В результате столь массового перемещения людских потоков этнокультурный состав многих государств частично изменился. Сформировались иммигрантские меньшинства. В настоящее время большинство обществ Западной Европы фактически являются иммиграционными. То обстоятельство, что в самоописаниях западноевропейских стран до сих пор господствуют идеи о культурном ядре, обусловило идеологическую неподготовленность многих из них к последующим политическим и культурным требованиям со стороны приезжих.

На западе повсеместно с 1945 г. до начала экономической рецессии первой половины 70-х годов прошлого века наблюдались процессы либерализации иммиграционной политики. В Германии осуществлялось массовое привлечение трудовых мигрантов. Во Франции и Великобритании

иммиграционный либерализм стал следствием формирования новых политических отношений с бывшими колониями. В государствах Северной Америки радикальная либерализация иммиграционной политики 60-х годов была призвана не только удовлетворить потребности экономического развития, но и способствовать демократизации политической культуры. В США устранение расистских барьеров в иммиграционной сфере стало одним из результатов Движения за гражданские права. В Канаде этот процесс совпал с формированием политики мультикультурализма.

ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ФРГ

Высокие темпы экономического развития в 60-е годы ХХ в. привели к утверждению в ФРГ политики трудовой миграции. Результатом стали этнодемографические изменения. Поскольку в Германии не работал принцип гражданской нации, население иммигрантского происхождения считалось "иностранным" до принятия нового Закона о гражданстве в 1999 г. До 2000 г. сохранялись установки немецкого правительства на этнокультурную модель нации. Бюрократические практики расходились с действительностью, характеризовавшейся ширившимся многообразием общества. В Германии до сих пор идут общественно-политические дебаты по поводу признания иммиграционного характера немецкого социума.

Трудовые мигранты, значительная часть которых являлась выходцами из Турции, изначально определялись как рабочие с временным статусом, не предполагавшим их культурной и политической интеграции в принимающее общество. Программы по их привлечению, ограничивавшиеся предоставлением прибывшим работникам только социальных прав по условиям трудового договора, создали иллюзию временной миграции. Иностранным кадрам, имеющим лишь статус временных резидентов, предоставлялись социальные, а с 90-х годов и некоторые политические права. Они могли участвовать в выборах местных органов власти с 1996 г.

Временные работники в Германии не были иммигрантами в юридическом смысле. Их статус обусловливался потребностями рыночной экономики. Фактически эта категория стала частью немецкого общества, интернировавшись во все сферы принимающей стороны, кроме политической. Иностранные рабочие занимали определенную позицию на рынке труда, участвовали в профсоюзных организациях, их дети ходили в немецкие

школы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком