научная статья по теме МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕРЕПОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕВАНТА В ПЕРИОД ДОКЕРАМИЧЕСКОГО НЕОЛИТА Б История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕРЕПОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕВАНТА В ПЕРИОД ДОКЕРАМИЧЕСКОГО НЕОЛИТА Б»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 4, с. 80-89

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕРЕПОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕВАНТА В ПЕРИОД ДОКЕРАМИЧЕСКОГО НЕОЛИТА Б

© 2012 г. Т.В. Корниенко

Воронежский государственный педагогический университет (zigzina@rambler.ru)

Ключевые слова: Левант, докерамический неолит, моделированные черепа, культ предков, жертвоприношения, продуцирующие обряды.

The so-called modeled skulls that have been found at several sites in the Levantine region (in Jericho, Bay-samun, Tell Ramad, Ayn Ghasal, Yiftahel, Tell Aswad, Nahal Hemar and Kfar Hahoresh) continue to be a much-discussed topic among researchers. At present we know of about 100 such objects, which date mainly to Middle Pre-Pottery Neolithic B (MPPNB). The discussions have been focusing on two main questions, namely, who was it that the skulls belonged to, and what was the meaning of the rites they were used for. The author uses archaeological, anthropological and ethnographic data to give an interpretation of the skull-modeling tradition as part of the fertility rites that were practiced in the Pre-Pottery Neolithic.

Свидетельства зарождения культа черепов - животных и человека - известны с эпох раннего и среднего палеолита. В период верхнего палеолита широкое распространение получает культ человеческих черепов. В ранненеолитических поселениях он приобретает новую значимость и новые черты выражения, зафиксированные, в частности, на территории Ближнего Востока традицией выставления и/или помещения моделированных (с глиняной обмазкой) человеческих черепов в специальные хранилища. Для данного периода и региона также характерны скопления отделенных от тела черепов без обмазки и их изолированное или совместное с другими человеческими останками хранение в границах помещений. В редких случаях фиксируются находки одиночных черепов. Среди немоделиро-ванных объектов встречаются покрытые красной охрой экземпляры. Погребения обезглавленных тел обычно устраивали под полами строений.

Уже материалы раскопок Айн Маллахи, Хайони-ма и Нахал Орена, натуфийских поселений эпохи эпипалеолита представили специально оформленные - раскрашенные и/или украшенные раковинами моллюсков - отдельно хранимые черепа людей (Саиут, 1994; Мерперт, 2000. С. 55, 58. Рис. 3, 4). Наибольший же интерес и неутихающие споры исследователей вызвали встреченные на ряде памятников левантийского региона моделированные черепа, которым после удаления мягких тканей и высушивания, с помощью глиняной и гипсовой обмазки, иногда битума и натуральной краски, инкрустации глаз морскими раковинами придавалось подобие головы с восстановленными чертами лица.

Впервые такие черепа с "восстановленными" лицами (10, по другим данным - 12 объектов) были открыты в 50-е годы ХХ в. в Иерихоне раскопками К. Кеньон (Кепуоп, 1956; 1957). За последующие десятилетия подобные свидетельства обнаружены в особых местах расположения на поселениях Бей-самун, Телль Рамад, Айн Гхасаль, Ифтахель, Телль Асвад, а также в пещере Нахал Хемар и в Кфар Хахореше1 (рис. 1). В двух последних памятниках сопутствующие материалы показывают, что эти комплексы были полностью посвящены культово-ритуальной сфере (АгешЬи^, НегеЪкоуйг, 1988; воп^-Мотэ, 2000).

Всего известно более 100 моделированных черепов, относящихся преимущественно к периоду МРРКБ (для Телль Рамада и Телль Асвада возможна датировка поздним периодом ЬРРКБ)2. Все они географически соответствуют сравнительно

1 Обзор моделированных черепов из Иерихона, Айн Гхасаля, Телль Рамада, Нахал Хемара и Бейсамуна с описанием их мест обнаружения и результатами антропологических исследований на русском языке дан в работах В.А. Алекшина (1994) и М.Б. Мдниковой (2001. С. 230-232; 2004. С. 164167). Отчеты недавнего времени о подобных находках в Телль Асваде, Ифтахеле и Кфар Хахореше см. 8гогёеиг, 2003; Бгогёеиг, КИа-ат, 2007; КЪаЫ1у ег а1., 2008.

2 Обнаружен также целиком покрытый гипсом и поверхностным слоем охры череп женщины 21-24 лет в ходе раскопок поздненеолитических слоев Кейс Гуюка в Центральной Анатолии (Медникова, 2001. С. 232). Эта уникальная для позднего неолита находка соответствует другим свидетельствам отзвуков символических традиций Северной Месопотамии и Леванта времени РРЫБ в поздненеолитических памятниках, Центральной Анатолии, фиксирующихся, например, на таких поселениях, как Чатал Гуюк и Хаджилар.

Рис. 1. Карта Леванта с памятниками натуфийского периода и эпохи докерамического неолита, упоминаемыми в статье.

небольшому региону, включающему район Иорданской низменности и прилегающие к Дамаску территории. Отмечаются различия в контексте и оформлении находок (рис. 2, 1-3; 3). Однако в любом случае материалы свидетельствуют о производимых с ними сложных манипуляциях и их отдельной локализации. На поверхности черепов фиксируются следы от орудий, которыми удалялись мягкие ткани. Нижняя челюсть у некоторых черепов отсутствует, она восстанавливалась искусственным путем при помощи обмазки. Обнаружены специальные, в том числе антропоморфного вида подставки для выставления черепов (Rollef-son, Simmons, 1984. P. 25; Алекшин, 1994. С. 60, 61, 65. Рис. 1, 5). Исследователи сходятся в оценке того, что моделированные черепа не только являются свидетельствами особого вида погребальных практик, но в свое время, несомненно, служили важными предметами культа. Судя по незначительному количеству обнаруженных моделированных черепов, даже если сравнивать его с находками погребений обезглавленных тел и групп черепов без следов моделирования, понятно, что такое оформление осуществлялось только по отношению к избранным (по тем или иным критериям) останкам. Основная дискуссия развернулась вокруг двух во-

просов: кому принадлежали эти черепа и значение осуществлявшихся с ними обрядов.

Со времен К. Кёньон и до сих пор наиболее распространенной остается точка зрения о принадлежности моделированных черепов выдающимся предкам. Соответственно поклонение этим предкам, способствовавшее интеграции коллектива родственников, - главный смысл осуществлявшихся с моделированными черепами обрядов.

Тщательно проработанные индивидуальные черты восстановленных лиц отмечались некоторыми исследователями в качестве важного аргумента для определения моделированных черепов как своеобразных портретов или даже погребальных масок конкретных людей, почитаемых после смерти родственниками (Кепуоп, 1956. Р. 186; Казанский, 1985; Антонова, Литвинский, 1998. С. 44). С другой стороны, замечено, что многие восстановленные головы сделаны схематично, с искаженными пропорциями и не могут изображать реальных покойников ф^оиЬа!, 1973. Р. 243; Алекшин, 1994. С. 62).

По отношению к теории отражения культа предков в традиции моделирования черепов высказывались разные мнения. Например, авторитетный исследователь доистории и ранней истории Ближнего Востока Д. Шмандт-Бессерат резко заявила, что на древнем Ближнем Востоке никогда не выражали почтение к предкам путем отрезания у них голов. В соответствии с ближневосточными верованиями, замечает она, человеческие черепа содержат исцеляющую и предсказательную силу, следовательно, моделированные черепа весьма вероятно имели лечебное и гадательное предназначение, при этом вряд ли принадлежали предкам (ЗсИтапЛ-Беззега!;, 2003). С выводом исследовательницы о том, что люди, поклоняясь черепам, стремились во благо себе использовать сакральную силу, заключенную в голове как вместилище важных жизненных потенций, на наш взгляд, нельзя не согласиться. Эта мысль обосновывалась и ранее (см., например: Авдеев, 1959. С. 9 4). Однако тезис Д. Ш мандт-Бессерат о сомнительной принадлежности моделированных черепов предкам вызывает закономерный вопрос. Кому же тогда принадлежат погребенные в жилых частях поселения в массовом количестве, главным образом под полами домов, обезглавленные тела, как не жившим там прежде людям? Судя по всему, именно из их могил, по крайней мере в большинстве случаев, извлекались черепа для последующей обработки и применения в обрядовой деятельности (как и другие черепа, немоделированные, которые погребались по отдельности или группами, иногда вместе с восстановленными черепами тоже под полами домов). По справедливому замечанию

В.А. Алекшина, враждебных общине людей не стали бы хоронить на территории поселения, особенно в таком количестве (1994. С. 62). Проведенные антропологические исследования человеческих останков нескольких сот индивидов и сопутствующих им материалов из Телль эс-Султана (Иерихона) позволили в общих чертах реконструировать проводимые здесь с умершими действия. Черепа изымались по прошествии определенного времени после погребения либо из первичных захоронений, либо в процессе перезахоронения. К моменту вскрытия могилы связки уже успевали истлеть и голову легко можно было отделить от туловища. Очевидно, после похорон участок могилы, где размещалась голова покойного, отмечался на поверхности надмогильным знаком (Kurth, Röhrer-Ertl, 1981. Р. 433, 435). Следует заметить, что фиксируемые для эпохи докерамического неолита традиции обращения с телами умерших родственников действительно сильно отличаются от тех, которые появились в более поздние периоды на территории Ближнего Востока. Однако и в эпоху раннего неолита почтение к умершим членам коллектива соблюдалось, только иным образом - путем проведения похорон и последующих сложных постпогребальных процедур с останками тела: вскрытия и перезахоронения основной части скелета; отделения и перезахоронения или же выставления черепов, в особых случаях после их восстановления. Моделированные черепа располагались в специально оборудованных хранилищах (часто совместно с немоделированными). Время от времени их извлекали оттуда для участия в событиях обрядовой жизни коллектива, интегрируя в мир живых (о свидетельствах "сработанности" таких культовых объектов см., например: Stordeur, 2003. P. 114; этнографические данные о подобных действиях с черепами: Авдеев, 1959. С. 94, 95). В дальнейшем, после периода активного использования, их либо изолировали как вышедшие из употребления культовые объекты, либо помещали в семантически значимые конструкц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком