научная статья по теме Мотив молчания в русской поэзии: на примере стихотворений В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама, И.А. Файнфельда The Motive for the Silence in Russian Poetry (based on the poems of V.A. Zhukovsky, F.I. Tyutchev, A.A. Fet, A.A. Block, O.E. Mandelshtam, I.A. Finefeld) Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «Мотив молчания в русской поэзии: на примере стихотворений В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама, И.А. Файнфельда The Motive for the Silence in Russian Poetry (based on the poems of V.A. Zhukovsky, F.I. Tyutchev, A.A. Fet, A.A. Block, O.E. Mandelshtam, I.A. Finefeld)»

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Дмитриева Е.В., соискатель Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

МОТИВ МОЛЧАНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ: НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В.А. ЖУКОВСКОГО, Ф.И. ТЮТЧЕВА, А.А. ФЕТА, А.А. БЛОКА, О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА, И.А. ФАЙНФЕЛЬДА

THE MOTIVE FOR THE SILENCE IN RUSSIAN POETRY (BASED ON THE POEMS OF V.A. ZHUKOVSKY, F.I. TYUTCHEV, A.A. FET, A.A. BLOCK,

O.E. MANDELSHTAM, I.A. FINEFELD)

Статья посвящена мотиву молчания в русской поэзии. На примере программных стихотворений В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама и современного поэта И.А. Файнфельда прослежена трансформация этого мотива. Сделан вывод о том, что мотив молчания выполняет функции как характеристики лирической ситуации, так и образа, ключевой темы стихотворениия. Диапазон поэтического осмысления мотива молчания и его художественного выражения достаточно широк и разнообразен.

Ключевые слова: мотив, молчание, русская поэзия.

This article is devoted to the motive for the silence in Russian poetry. The examples of curriculum poems of V.A. Zhukovsky, F.I. Tyutchev, A.A. Fet, A.A. Block, O.E. Mandelshtam, I.A. Finefeld demonstrate the transformation of the motive. As the result of the analysis, it has been concluded that the motive for the silence performs the various functions such as the characteristic of the lyrical situation, the image and key themes of a poem and others. The range of comprehension and artistic expression of the motive for the silence is great and varied.

Key words: motive, silence, russian poetry.

В русских пословицах, как выражении народной мудрости, обычно утверждается ценность молчания: «Молчание - тоже ответ», «Слово - серебро, а молчание - золото», «Молчи - за умного сойдешь». Молчание можно рассматривать как антипод слову, тогда оно воплощает в себе философскую проблему неадекватности речи мыслям и чувствам. Молчание также может означать осознание молчащим абсурдности обыденной жизни. Когда же молчание становится поэтической темой или мотивом, оно обретает еще более многогранное и многообразное выражение.

Термин «мотив» ввел в литературоведение А.Н. Веселовский, понимая под ним «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения»1. Признаком мотива, считает ученый, является «его образный одночленный схематизм»2.

Современное литературоведение предлагает несколько определений понятия «мотив». Так, Л.М. Щемелева объясняет его как устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. В произведениях фольклора мотив означает минимальную единицу сюжетосложения. По мнению исследовательницы, «мотив» утрачивает прежнее содержание и из области поэтики переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя. Мотив помогает «реконст-

1 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: «Высшая школа», 1989. - С. 305.

2 Там же. С. 301.

руировать» художественное мышление поэта - ту сферу, «которая не раскрывается или далеко не исчерпывается при изучении жанрового своеобразия его лирики, специфики образных форм воплощения образной индивидуальности или выяснении общей позиции лирического героя»1.

В литературном энциклопедическом словаре Л.К. Незванкина и Л.М. Щемелева трактуют мотив как «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста», однако границы этого понятия четко не определены, что ведет к расширительному употреблению термина. Так, «обозначение социальных, политических, философских мотивов, по существу, сливается с обозначением определенной проблематики творчества писателя и поэтому не заключает четкого терминологического смысла»2.

Определяя мотив как компонент произведений, обладающий повышенной значимостью или семантической насыщенностью, активно причастный теме и концепции произведения, но не тождественный им, В.Е. Хализев несколько смещает акцент в его понимании. Он утверждает, что «исходное, главное, ведущее значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом»3.

Ю.Б. Борев характеризует мотив как «главную внутреннюю мыслительно-эмоциональную линию развития произведения; его повторяющиеся элементы; элемент сю-

4

жетно-тематического единства» .

Таким образом, к толкованию мотива исследователи подходят с разных позиций, чем и объясняется многоаспектность толкования термина.

Говоря о мотиве в поэзии, Л.К. Незванкина и Л.М. Щемелева отмечают, что в ней критерием мотива, как правило, является «наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку»5.

Для лирической поэзии характерны словесные мотивы, то есть ключевые (опорные) слова - подтверждает В.Е. Хализев, ссылаясь на высказывание А. А. Блока: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-

6

за них существует стихотворение» .

Л.М. Щемелева указывает, что в лирике мотив воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах. Мотивами называют «характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также константные свойства его лирического образа, независимо от того, находят ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой словесной формуле»7. Словом, в лирике с ее образными и философско-психологическими константами круг мотивов наиболее отчетливо выражен и определен.

Возвращаясь к мотиву молчания, отметим, что это один из важнейших, по нашему мнению, мотивов в русской поэзии. Он получил выражение в творчестве В. А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, О.Э. Мандельштама, а также нашего современника И.А. Файнфельда. Попытаемся проследить на примере их репрезентативных, программных стихотворений трансформацию мотива молчания, определив, каким образом реализуется этот мотив в лирических произведениях и какова его сущность и значение для каждого автора.

1 Щемелева Л.М. Мотив / Лермонтовская энциклопедия. - М.: «Советская Энциклопедия», 1981. - С. 290-291.

2 Незванкина Л.К., Щемелева Л.М. Мотив / Литературный энциклопедический словарь. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1987. - С. 230.

3 Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2000. - С. 266-269.

4 Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С. 256.

5 Незванкина Л.К., Щемелева Л.М. Указ. соч. - С. 230.

6 Хализев В.Е. Указ. соч. - С. 268.

7 Щемелева Л.М. Указ. соч. - С. 290.

Думается, говоря о теме молчания в русской поэзии, следует обратиться к романтизму начала XIX века, сделавшему главным сюжетом произведения внутреннюю, преимущественно духовную жизнь человека. Романтизм стал заниматься молчанием как темой экзистенциальной. «Романтики ориентировались на наследие искусства Средневековья и на христианские идеи, сосредоточивавшие внимание на внутреннем мире человека. Центральным объектом искусства становится духовная жизнь личности <... > Мир романтизма - это преимущественно духовный мир героя» - отмечает Ю.Б. Борев1.

Известно, что стихотворение «Невыразимое» В.А. Жуковского, основателя романтического направления в русской поэзии, стало программным для этой художественной системы.

Для романтического искусства в целом характерно противопоставление окружающей действительности и духовной сферы личности. В стихотворении «Невыразимое» В.А. Жуковского противопоставление внутренней и внешней природы, а также молчания и слова занимает центральное место. Композиционно оно достаточно четко делится на три части, первая из которых содержит принципиальные для поэта-романтика философские проблемы: невыразимое и выраженье, создание и его пересоздание в слове, живое и мертвое. В остальных же частях стихотворения развертывается и конкретизируется оппозиция внутренней и внешней природы. Для выражения «блестящей красоты» последней нетрудно найти слова. Но поэт видит скрытую и в то же время слитую с ней природу внутреннюю, невидимую очам, но внемлемую «одной душою», пробуждающую в человеке воспоминание о прошлом («О милом радостном и скорбном старины.»). Она тождественна двум аспектам человечности - памяти и метафизическому («присутствие создателя в созданье»).

В.А. Жуковский первый из русских поэтов-романтиков обозначает серьезные философские проблемы соотношения внешней и внутренней (метафизической) природы и адекватности словесного выражения последней. Размышляя над ними, поэт приходит к мысли о том, что иррациональная основа человеческой сущности - «святые таинства», «сходящая святыня с вышины», «все необъятное», «смутное, волнующее нас» - подвластна лишь языку молчания. Искусство же (язык, слово), как ни парадоксально, утрачивает могущество, «обессилен-но безмолвствует» перед «невыразимым».

В.А Жуковский тем самым отвергает принцип, сформулированный Симонидом, а затем Горациеми и состоящий в том, что поэзия - это говорящая живопись, а живопись - это поэзия. При этом поэт утверждает новый - романтический - эстетический принцип.

Ультимативное выражение получает мотив молчания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Silentium!»3. Прежде нужно заметить, что оно представляет собой парадоксальный текст - риторический по форме и антириторический по выражаемой идее. Поэт зовет к молчанию, к жизни во внутреннем мире, полном «таинственно-волшебных дум». При этом активно используются риторические приемы, аргументирующие призыв и побуждающие человека следовать ему:

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои -Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, -Любуйся ими - и молчи.

1 Борев Ю.Б. Указ. соч. - С. 377.

2 Жуковский В.А. «Все необъятное в единый вздох теснится...»: Избранная лирика. - М.: Моск. рабочий, 1986.- С. 92.

3 Тютчев Ф.И. Стихотворения. - Хабаровск, Кн. изд., 1982. - С. 139-140.

Интересно, что для художников-романтиков сердце - олицетворение самого сокровенного: «Святые таинства, лишь сердце знает вас...» (В. А. Жуковский) и «Как сердцу высказать себя? (Ф.И. Тют

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком