научная статья по теме «МУАРОВЫЕ» КЛИНКИ ГЕНЕРАЛА ОТ МЕТАЛЛУРГИИ Металлургия

Текст научной статьи на тему ««МУАРОВЫЕ» КЛИНКИ ГЕНЕРАЛА ОТ МЕТАЛЛУРГИИ»

К 215-летию со дня рождения Павла Петровича Аносова «МУАРОВЫЕ» КЛИНКИ ГЕНЕРАЛА ОТ МЕТАЛЛУРГИИ

© Куликовских Светлана Николаевна, канд. ист. наук, e-mail: snk.zlat@yandex.ru; Чуманов Илья Валерьевич, д-р техн. наук, проф., e-mail: chiv71@susu.ac.ru ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)». Россия, г. Златоуст Челябинской обл. Статья поступила 22.04.2014 г.

Выдающийся русский металлург П.П.Аносов (1799-1851), совершив переворот в металловедении, вошел в историю отечественной и мировой науки открытием в области литой стали. Проведенные им на Златоустовской оружейной фабрике опыты и опубликованные труды составляют основу науки о металлах. Однако существует еще одна сфера деятельности горного инженера, металлурга, ученого-металловеда и управленца П.П.Аносова, в которой, хотя и опосредованно, также проявился его талант - златоустовское украшенное оружие.

Создав на оружейной фабрике Златоустовского завода творческий коллектив в составе художников-граверов, литейщиков, кузнецов, мастеров «дела калки», полировки, вытравки и позолоты клинков, камнерезов и огранщиков, он обеспечил получение великолепных образцов украшенного оружия, заложив основу будущего Златоустовской авторской школы холодного украшенного оружия.

Ключевые слова: булат; литая сталь; металлург; клинковое оружие; искусство.

Уже в начале XIX в. перед металлургами встал вопрос об изучении явлений, происходящих в металлах и сплавах во время тепловой и механической обработки. Без этого был невозможен прогресс в науке о металлах, призванной обеспечить высокое качество изделий из чугуна, стали и цветных металлов. А развивающееся машиностроение как раз и выдвигало всё более высокие требования. Нужно было серьезно заняться изучением структуры металлов и зависимости их свойств от теплового воздействия. И в этом важном вопросе российской металлургической школе принадлежало решающее слово. Настоящую революцию в области получения самого важного металла современности - качественной стали -произвел великий русский металлург Павел Петрович Аносов.

Более трех десятилетий Аносов работал на металлургических заводах Урала. Своими трудами он существенно развил теорию и практику металлургического производства. Разведывая новые месторождения полезных ископаемых, разрабатывая и внедряя новые процессы и механизмы в золотодобывающую промышленность и производство стали, Аносов явился подлинным новатором горнозаводского дела. Все его работы строились на строго научных принципах того времени. В то же время он не шёл проторенными путями. Всесторонние знания, тщательно продуманные и блестяще проведенные эксперименты позволили ему делать глубокие обобщения, кото-

рые освещались им в научно-технических изданиях и быстро становились достоянием широкого круга инженеров. Более 170 лет назад талантливый металлург впервые применил микроскоп для исследования внутреннего строения стали [1]. Таким образом было положено начало микроскопическому анализу металлов, повсеместно применяемому сейчас в науке и промышленности.

Следует отметить, что Павел Петрович Аносов, был специалистом с разносторонними интересами, обладал прекрасным художественным вкусом, что позволило открыться ещё одному его таланту, способствовавшему развитию на многие годы, хотя и опосредованно, целого художественного направления - изготовления златоустов-

Павел Петрович Аносов.

Е.С. Абабков. Акварель. 1843 (ГРМ. Фонд дореволюционного рисунка, Р8530)

ского художественного оружия. На этой сфере деятельности нашего земляка остановимся подробней.

Конец 20-х - 30-х годов XIX столетия в истории златоустовского оружейного искусства с полным основанием можно назвать «золотым» периодом. В эти годы директором Оружейной фабрики, а затем и начальником заводов Златоустовского горного округа становится выдающийся металлург, ученый, инженер Павел Петрович Аносов.

С 1828 г. П.П.Аносов приступает к проведению опытов получения булата, раскрытию искусства его изготовления восточными мастерами. Уже из первых образцов полученной им литой стали оружейники Златоуста изготовили саблю, которую администрация Златоустовского завода приподнесла в дар немецкому естествоиспытателю Александру фон Гумбольдту, посетившему известное уральское предприятие. В одном из своих писем путешественник благодарил Главного начальника горных заводов Уральского хребта за «чудесную саблю с дамасским клинком» [2].

Талант и упорство русского металлурга воскресили древнейшую технологию [3]. Прежде, как известно, булат ввозили из стран Востока в готовых клинках или слитках. Западная Европа до XV-XVII вв. не знала о существовании литого булата. Поэтому возникающие здесь центры по изготовлению холодного оружия использовали секреты получения сварочного булата [4]. Сталь эта имела сложную структуру, отличалась высокой упругостью и, кроме того, допускала предельную остроту лезвия клинка. Для производства использовалось полосовое железо, которое разрубалось на равные части. Затем его сваривали с полосовой сталью по принципу «пирога»: железо - сталь - железо, и проковывали. И так несколько раз. Откованный и заточенный клинок закаливали. Производство литого булата было менее трудоемким, требовалось только проведение отжига особым способом. Не уступая сварочному в твердости и гибкости, литой булат имел гладкую блестящую поверхность, в то время как сварочный булат отличался особым волнообразным рисунком [4].

Выплавку стали по способу металлурга Аносова Златоустовский завод начал в 1830 г., уже в 1833 г. было изготовлено 1660 пудов литой стали, к 1836 г. эта цифра выросла до 4600 пудов. Стоимость ее составляла 12 рублей 60 и 5/8 коп. за пуд [5].

Инициатива и увлеченность П.П.Аносова пробудили творческую активность сталеваров. Златоустовские мастера под руководством ме-

таллурга не только научились производить булатную сталь обоих видов, но и значительно улучшили технологию ее получения. Под руководством П.П.Аносова на Оружейной фабрике Златоустовского завода сложился творческий коллектив художников-граверов, которые в содружестве с литейщиками, кузнецами, мастерами «дела калки», полировки, вытравки и позолоты клинков, камнерезами, огранщиками создавали великолепные образцы украшенного оружия с клинками из булата. В этот период И.Н.Бушуев и И.П.Бояршинов заложили основу будущего Зла-тоустовской школы авторского холодного украшенного оружия. Сабли с клинками уникальных плавок с добавлением платины и клинки из сварочного булата, украшенные «возвышенною позолотою» Иваном Бушуевым и Иваном Бояр-шиновым составляют сокровищницу коллекций многих центральных музеев России и зарубежья: Государственного Эрмитажа, музея Горного института, Царскосельского Арсенала; Военно-морской музей России также располагает изделиями Златоустовской оружейной фабрики того периода.

Все вновь создаваемые на Оружейной фабрике образцы клинкового оружия отправлялись в Горный департамент, откуда затем лучшие в техническом и художественном отношении вещи передавались для «сохранения в Музеуме» Горного корпуса [5]. Так, в июле 1829 г. в Горный департамент из Златоуста поступили три предмета: две сабли и один клинок, выполненные из платини-стой стали, приготовленной Аносовым, «коей свойства не только приближаются к ост-индийскому вуцу и вообще азиатским дамаскам, но и превосходят их по упругости» [5]. На всех трех клинках методом травления нанесена монограмма П.А. (Павел Аносов) и надписи, увековечившие историческое событие: Златоуст, 1829 г. апреля 14 дня. Примечательно, что на обухе одной из двух сабель азиатского типа, которая позднее, в 1870 г., из Горного кадетского корпуса поступила в Морской музей, художник-гравёр оставил свое имя - И.Бояршинов.

Сабля восточная. 1829 г. ^

Фрагмент украшения голомени клинка. Монограмма |

"П.А."(Павел Аносов) н

(Собрание ЦВММ, инв. № 10148) 2

И.Н.Бушуев, Д.Вольферц. Сабля произвольного образца. 1829.

Фрагмент художественного убранства голоменей клинка (Собрание ЦВММ, инв. № 10153)

Другая сабля 1829 г., изготовленная Иваном Бушуевым и Данилой Вольферцем, — образец оригинального способа художественного воплощения авторского замысла, основанного на блестящем владении мастером разнообразными техническими приёмами и технологическими процессами. На узком изогнутом клинке из дамасской стали златоустовские мастера изобразили сцену единоборства вооруженного пикой античного воина с огромным змием. Исключительность этого сюжета состоит в том, что изображение змия выполнено из металла светлого тона, близкого по текстуре к турецкому типу дамасской стали, и вварено горновой сваркой в сабельный клинок из дамаска более темного тона. На левой голомени, в аналогичной технике исполнения, изображен кентавр с выпущенной из лука стрелой, направленной в пасть змея. Композиция завершается скрещенными мечами и лавровым венком. Гарда украшена розетками, пальметтами и растительным орнаментом. Накладные пластины на рукояти выполнены из дорогостоящей слоновой кости. По замечанию исследователя, историка-оружиеведа, заведующего оружейным фондом Военно-морского музея И.П.Суханова, до настоящего времени ни один мастер не дерзнул повторить это рукотворное чудо [6].

С мая 1829 по май 1830 гг. в отделении украшенного оружия на Златоустовской фабрике было изготовлено в общей сложности до 250 украшенных клинков. С весенним караваном в течение марта — апреля 1829 г. в Горный департамент отправлено 58 предметов, где среди прочего, значились одна сабля «турецкая дамасцовая, травленая»; одна сабля «сребровидно травленная из платинистой стали»; одна сабля «дамасцовая с двойным клинком с возвышенною позолотою на 30 дюйм с фигурами»; двадцать два сабельных клинка «турецких дамасцовых, травленых с надписями на обухе Златоустъ, год и месяц» [7].

Златоустовский завод и Оружейная фабрика исправно отчитывались перед Горным департаментом о достижениях металлурга, представляя партии клинкового оружия. Так, в мае 1834 г. для

музея Горного института отправлено 40 клинков офицерского оружия из литой стали; кроме того (по документам 1833— 1834 гг.) в Северную столицу — свыше 300 рапирных, 20 са

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком