научная статья по теме МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОМ КИНО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОМ КИНО»

Культура

В.М. ХАЛИЛОВ, Е.В. ХИЛЬКЕВИЧ*

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В АМЕРИКАНСКОМ КИНО

Концепция мультикультурализма как феномена взаимодействия культур, степени и механизмах их влияния друг на друга стала одной из главенствующих в общественно-политической мысли США за последние десятилетия. Она, по мнению ряда исследователей, наиболее полно раскрывает сущность этнорасовых, культурных, гендерных и других «различий», которые в эпоху глобализации и унификации не только не нивелируются, но становятся всё более очевидными . Неоднородность американской нации в этническом, расовом, культурно-бытовом, религиозном и прочих смыслах вызывает многочисленные попытки осмысления этого явления - как с точки зрения реального положения вещей, так и с точки зрения создания целенаправленной идеологии мультикультурализма в США, которая поможет создать атмосферу большей толерантности среди американцев (наподобие канадской или австралийской модели) .

Расширение прав всех видов меньшинств, культивирование их ценностей как превосходящих ценности единого американского этноса, с одной стороны, создают благоприятную почву для расширения свободы каждого отдельного индивидуума. В современном общественном сознании широко распространена точка зрения об уникальности каждого человека, о его праве на свободу самовыражения и самосознания в любой форме как главное достижение свободы и демократии. В то же время, как справедливо отмечает ряд исследователей (Майкл Линд, Ричард Бернстайн, Артур Шлезингер-мл.), такой подход сводит все аспекты жизни общества к этническому, гендерному или культурному фактору и потому в целом не способствует единению мультиэтничного населения США, а скорее, разобщает многочисленные меньшинства. Главный вызов, который содержит в себе мультикультурализм для современной Америки, состоит в вопросе, не утратит ли она в погоне за толерантностью собственную национально-политическую и культурную идентичность.

* ХАЛИЛОВ Владимир Мадаминович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра социально-политических исследований ИСКРАН; ХИЛЬКЕВИЧ Евгения Владимировна - кандидат политических наук, научный сотрудник сектора теории политики ИМЭМО РАН. Copyright © 2009.

1 The Meaning of Difference: American Constructions of Race, Sex and Gender, Social Class, and Sexual Orientation. Ed. by K.E. Rosenblum, T.-M.C. Travis 2nd ed. Boston, 2000, pp. 1, 2-5; I n g li s C. Multiculturalism: New Policy Responses to Diversity. Paris, UNESCO, 1996, p. 13.

2 Борисов А.А. Американские консерваторы и мультикультурализм. Автореф. дисс. на со-иск. уч. степ. к.и.н. Пермский государственный университет. Пермь, 2000, с. 5.

Среди основных факторов мультикультурализма можно назвать расовую принадлежность, этническое происхождение, вероисповедание, пол и сексуальную ориентацию. Внутри каждой из групп постоянно выделяется ещё несколько субкультур, претендующих на собственное «я», и этот процесс зашёл уже довольно далеко. Все эти виды различий в той или иной степени оказывают влияние на облик современного американского общества, давно утратившего даже внешнюю гомогенность времён господства концепции «плавильного котла».

Данная статья посвящена проблеме кинематографических репрезентаций некоторых основных факторов мультикультурализма, а именно расово-этнической принадлежности и гендерной проблематике, а также и изображению сексуальности на примере детального анализа нескольких относительно недавних американских фильмов.

Современная американская культура и искусство остро и с неослабевающим вниманием следят за проблематикой культурного плюрализма в обществе, постоянно черпая из него идеи и сюжеты. Американский кинематограф, всегда претендовавший на идеологическую и даже политическую роль в жизни граждан, учитывая его массовую доступность и популярность в качестве средства проведения досуга, интересен нам с двух сторон. С одной стороны, он служит зеркалом, в котором отображаются все наиболее значимые с социологической точки зрения тенденции, рождающиеся в обществе, фобии и надежды жителей больших городов и американской глубинки, сталкивающихся с «чужаками» всех мастей и приспосабливающихся к новой плюралистической реальности. С другой стороны, кинематографические образы вносят вклад в наше восприятие и понимание самих себя и окружающих, а соответственно, и в наш жизненный опыт. Стереотипные изображения, «демонизация» отдельных групп, как и представление в качестве ролевых моделей «других», напрямую связано с отношением к ним в реальной жизни. Таким образом, массовый кинематограф через определённые трактовки активно вторгается в процесс построения модели поведения современного американца в условиях мультикультурной реальности.

Связь между кинофильмом и реальной жизнью неоднозначна - помимо вышесказанного, содержание преломляется через личность его создателя и подаётся в тенденциозном виде, что характерно для любого художественного произведения. Современный Голливуд в большинстве своём продолжает оставаться институтом, состоящим преимущественно из представителей белого патриархального гетеронормативного большинства, но даже внутри этой достаточно консервативной системы, выработавшей определённые традиции в изображении расы, гендера и сексуальности, можно заметить определённые внутренние подвижки и противоречия.

Одновременно независимый американский кинематограф стал трибуной выражения интересов для множества меньшинств. Такие феномены, как «аф-роамериканское», «латиноамериканское» или «феминистское» кино, уже не первое десятилетие активно развиваются в США, завоёвывая всё большую аудиторию, что свидетельствует об углублении тенденции обособления определённых этнических, гендерных и прочих групп. Однако в данной статье мы

хотели бы сосредоточиться именно на голливудских картинах, имевших широкий общественный резонанс и породивших ожесточённые дискуссии. Основные дискурсы, которые можно проследить в фильмах, затрагивающих мульти-культурную проблематику, следующие:

• этническая проблематика: афроамериканцы, частично ввиду долгой расовой дискриминации и выработавшейся в связи с этим склонностью к общин-ности, но также из-за желания сохранить традиции и уникальность своей культуры, активно и подчас агрессивно пытаются утвердить собственную идентичность, дистанцироваться с помощью специфической субкультуры от белых. Схожие тенденции - перехода от концепции «плавильного котла» начала XX века, в котором зарождается новая этническая общность, к популярной ныне теории «салатной чаши», т.е. несмешения этносов внутри США -можно проследить в американском кино и на примере представителей латиноамериканских, азиато-американских и прочих этнических меньшинств;

• гендерный аспект: гендерные исследования, посвящённые кинематографу, давно выделились в особую, весьма влиятельную, ветвь киноведения. Многие критики, в частности феминистского толка, обвиняют кинематограф в поддержании стереотипов половых ролей, предполагая, что аудитории попадают под влияние фильмов сексистского содержания, которые способствуют распространению и поддержанию в обществе доминантной идеологии;

• сексуальная идентичность: современная американская культура всё больше примиряется с существованием и акцептацией нетрадиционных форм сексуального поведения. Экранные образы вносят серьёзный вклад в формирование, восприятие, представление и самоидентификацию людей различных ориентаций, а также являются важным элементом в преодолении стереотипного и негативного отношения широких слоёв общества к альтернативным проявлениям сексуальности.

Далее остановимся на ряде знаковых для исследуемой проблематики кинофильмов, в которых расовые, гендерные и сексуальные проблемы современных Соединённых Штатов зачастую переплетены и изображены наиболее рельефно. Отобраны фильмы, действительно имевшие широкий резонанс как у кинокритиков, так и у зрителей, что свидетельствует об их довольно высокой репрезентативности с точки зрения социально-культурного измерения данной кинопродукции.

«Монстр» (Monster, 2003):

портрет женщины как серийного убийцы

В картине показана реальная история печально известной Эйлин Уорнос, убившей семерых мужчин во Флориде за 1989 и 1990 гг. Жизнь Уорнос -классический случай, будто бы специально взятый из учебника по криминальной психиатрии.

Эйлин - дочь психопата и педофила, который провёл большую часть своей жизни в исправительных учреждениях и психиатрических клиниках, пока не повесился (или, возможно, был задушен), отбывая срок за изнасилование малолетнего ребенка, и беспечной несовершеннолетней матери, быстро бросив-

шей своих детей на бабушку (алкоголичку) и дедушку (который, по слухам, растлевал собственную дочь, а затем и Эйлин). Сексуальная жизнь с ранних лет, в том числе с собственным братом, первая беременность в 14 лет после изнасилования и последовавшие роды, далее жизнь на улице, бродяжничество, проституция, многочисленные аресты за разного рода правонарушения -путь, постепенно приведший её к событиям, показанным в фильме.

Шарлиз Терон в роли Эйлин Уорнос

Мы впервые встречаем на экране 30-летнюю Уорнос, изрядно потрёпанную и почти сломленную, уже с оружием в руке, но с намерением отнять только одну жизнь - свою. Прежде чем совершить самоубийство, однако, она решает пропустить стаканчик, и судьба заводит её в ближайший бар, где она встречает Селби Уолл (в реальной жизни - Тайрию Мур) - болезненно застенчивую молодую девушку нетрадиционной сексуальной ориентации - в поисках подруги. Между Эйлин и Селби возникает связь, быстро перерастающая в нечто большее. Для Эйлин, находящейся в отчаянной потребности любого рода привязанности, способной придать смысл её пустой жизни, Селби является спасением. Но, как часто бывает в случаях острой нужды и безумной любви, её короткая вспышка вскоре уступает место болезненной взаимозависимости. В классической ситуации, когда один партнёр чрезмерно любит другого, другой позволяет себя любить, манипулируя (быть может, и неосознанно) его привязанностью, Эйлин становится всё более одержимой тем, чтобы не потерять требующую финансового обеспечения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком