научная статья по теме МУСУЛЬМАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «МУСУЛЬМАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ»

междунарродноешраво.

Нуриев Б. Д.

МУСУЛЬМАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ

в статье рассматривается вопрос об идентификации мусульманского международного права. Автор доказывает, что в силу специфики исламской концепции мироустройства международное право как отрасль мусульманской правовой семьи в период раннего Средневековья еще не оформилось. Автор анализирует особенности положений законодательства арабского халифата, регулировавших отношения с внешним миром, и выделяет межгосударственный и межконфессиональный уровни в рамках действовавшей системы правосудия. в свете происходящих в настоящее время трансформаций на Ближнем востоке автором подчеркивается важность более детального исследования обозначенной проблемы для российской юридической науки.

Ключевые слова: мусульманское международное право, арабский халифат, исламоцентризм, умма, структура права, культовое право, гражданское право, уголовное право, межгосударственные отношения, межконфессиональные отношения.

Nuriev B. D.

MUSLIM INTERNATIONAL LAW: THE PROBLEM OF IDENTIFICATION

The article discusses the matter of the identification of Muslim international law. The author argues that due to the nature of the Islamic concept of the world order the international law as a branch of the Muslim law system in the early Middle Ages have not yet emerged. The author analyses the peculiarities of the legislation of the Arab Caliphate, regulating relations with the outside world, and highlights the inter-state and inter-faith levels within the operating system of justice. In light of the ongoing transformations in the Middle East, the author emphasizes the importance of more detailed study of identified problems in the Russian law science.

Keywords: Muslim international law, the Arab Caliphate, Islamocenterism, Umma, the structure of the law, religious law, civil law, criminal law, international relations, interfaith relations.

Нуриев Б. Д.

Аравийский полуостров, где, как известно, зародилась арабо-мусульманская государственность, в первой половине VII в. представлял собой неоднородный по своему конфессиональному и этническому составу регион. Данное обстоятельство, безусловно, наложило мощный отпечаток на становление мусульманской правовой доктрины. Примечательно, что первый в истории мусульманского права юридически значимый нормативный документ, сыгравший в дальнейшем решающую роль в оформлении общественно-политического ландшафта Ближнего Востока, был договором, регулировавшим межконфессиональные и межэтнические отношения. Данный документ в российском гуманитарном знании принято именовать «Мединским соглашением»1, в то время как в зарубежной литературе его нередко называют «Мединской хартией» или даже первой мусульманской конституцией2. Добавим, что значение «Мединского соглашения», которое, к сожалению, пока еще детально не исследовано отечественными учеными-юристами, настолько велико, что суть его правовой содержательности так или иначе ощущается и в настоящее время. Начиная с первой половины VII в. на протяжении последующих нескольких столетий стремительно расширяющее свои границы арабо-мусульманское государство вступало в контакты как с соседними народами, так и с государствами, не имевшими общих границ с Арабским халифатом. Процесс построения отношений с ними требовал своего осмысления и теоретизации. Зародившиеся на мусульманском Ближнем Востоке суннитские и шиитские правовые школы не обходили своим вниманием данный комплекс вопросов. Постепенно, соблюдая преемственность с достижениями предыдущих

1 Эрдоган О. Формирование культуры межрелигиозного диалога в истории ислама (Мединское соглашение) // Власть. - 2010. - №4.

- С. 154-156.

2 Koyuncu M. Medine §ehir devleti // SAU Fen Edebiyat degisi. - 2009.

- № 3. - С. 87-103.

поколений, к К-Х вв. оформилось та отрасль права, которую, в зарубежной научной литературе именуют мусульманским международным правом. Однако теоретизированное и развитое мыслителями-правоведами Арабского халифата международное право по своей структуре и содержательности разительно отличалось от привычной для нас отрасли права, регулирующей отношения между государствами. Данное обстоятельство подтолкнуло автора к подготовке статьи, которая, возможно, внесет определенную ясность в вопрос о том, что представляло собой мусульманское международное право в раннесредневе-ковый период.

Прежде чем перейти к изложению основного материала, думается, есть необходимость обозначить один немаловажный момент. В данном исследовании речь идет о классическом мусульманском праве. Напомним, что под классическим мусульманским правом принято понимать ту систему правосудия, которая легла в основу государственности арабов УП-ХШ вв. Другими словами, речь идет об Арабском халифате, который пал в 1258 г. под натиском монголов. Классическое мусульманское право в научной литературе нередко именуется также раннесредневековым или халифатским3.

Для достижения обозначенной автором цели, которая, как говорилось выше, заключается в анализе природы мусульманского международного права, думается, необходимо более детально затронуть два чрезвычайно важных аспекта. Во-первых, необходимо выявить то место, которое занимали международные отношения в исламской системе правосудия. Как это будет доказано ниже, структура мусульманского права кардинально отличалась от конструкций других правовых систем рассматриваемого нами отрезка времени и более ранних их форм. Во-вторых, чрезвычайно важно увидеть внутренний

3 Иванова Д. Р., Нуриев Б. Д. Институт брака в исламском праве раннего средневековья. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 14.

Евразийский юридический журнал

№ 7 (86) 2015

срез мусульманского международного права, выявить его основные элементы и взаимозависимость между ними. Таким образом, можно будет рассмотреть структуру данной отрасли права, понять актуальные для мыслителей-правоведов Арабского халифата положения и направления, которые, в итоге, формировали внешнеполитическую доктрину средневекового мусульманского государства.

Основной водораздел, оформивший ключевой принцип деления мусульманского права на две равновесные по своей значимости части, проходил по линии, определяющей объект своего апеллирования. Та часть действующего законодательства, объектом регулирования которой выступали отношения, складывающиеся между человеком, обществом и Всевышним началом, именовалась прикладным правом или собственно правом. Другая часть, определявшая правила выявления и теоре-тизации положений и норм действующего законодательства, их кодификации, взаимосвязи и взаимозависимости, называлась фикхом или методологией права. Заметим, что в рамках фикха регулировались вопросы теоретизации положений законодательства исключительно на базе основных и второстепенных источников права4. Как подчеркивают многие исследователи, деление действующего законодательства на публичное право и частное право, свойственное римской системе правосудия, не было характерно для мусульманского права. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии какой-либо преемственности между двумя правовыми семьями прошлого.

Как известно, одним из ключевых понятий в мусульманской правовой доктрине является фикх. Интерпретация этого термина настолько неоднозначна, что становится причиной разночтения среди ученых, исследующих право Ближнего Востока. В ходе анализа отечественной и зарубежной литературы автором статьи были выявлены два основных взаимоисключающих подхода в вопросе о концептуализации фикха. В России фикх нередко рассматривается как «исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), мусульманское право в широком смысле»5. Примерно в этом же ключе трактуют значение фикха и некоторые зарубежные исследователи: «Фикх - правила поведения членов общины, включающие в себя не только санкционированные государством регуляторы, но и морально-этические нормы»6. Действительно, фикх можно рассматривать как понятие с широким семантическим наполнением, отражающим совокупность всех регуляторов жизни общества, не только юридических, но и выходящих далеко за пределы сферы контроля и регулирования государства, таких как мораль, обычаи, некие профессиональные нормы поведения и т.д. Если исходить из данного принципа, то фикх можно трактовать примерно в том же значении, что и шариат, представляющий собой «комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение»7.

Согласно другому подходу, который выдержан в узко очерченных рамках и встречается чаще в зарубежной научной литературе, фикх - это методология выявления юридиче-

4 Минниахметов Р. А., Нуриев Б. Д. Вспомогательные источники исламского права и их классификация // Евразийский юридический журнал. - 2013. - №5. - С. 124-126.

5 Момотов В. В., Свечникова Л. Г. Основы исламского законодательства: Учеб. пособие. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - С. 126.

6 Yaman A., Qali§ H. islam hukukuna giri§. - istanbul: M.U. ilahiyat fa-kultesi vakfi yayinlari, 2012. - С. 72.

7 Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. - 1991. - С. 292.

ских регуляторов. Объектом апеллирования фикха выступали не законы или иные юридические регуляторы, а источники права. Безусловно, вопросы морально-этического характера в данном случае не играли существенной роли. Подобная точка зрения также имеет своих сторонников, особенно за рубежом. Более того, именно подобная трактовка понятия фикха видится нам более приемлемой и научно обоснованной. Добавим, что члены мусульманской общины, разбиравшиеся в тонкостях мусульманского законодательства и отлично знавшие источники права, в Арабском халифате именовались факихами.

Собственно право, о котором говорилось выше, на первых этапах своего формирования делилось на две составные части. Первую часть составляли те положения и нормы, которые регулировали отношения между членами общины и Всевышним началом. Данный раздел права получил название ибадат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком