научная статья по теме МУЗЫКАЛЬНОЕ БОГАТСТВО СТОЛЕТИЕ ОТДЕЛА МУЗЫКАЛЬНО-НОТНЫХ ИЗДАНИЙ ПЕРМСКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ БОГАТСТВО СТОЛЕТИЕ ОТДЕЛА МУЗЫКАЛЬНО-НОТНЫХ ИЗДАНИЙ ПЕРМСКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»

ТАТЬЯНА НЕУПОКОЕВА

Музыкальное богатство

Столетие отдела музыкально-нотных изданий Пермской универсальной библиотеки

РЕШЕНИЕ об открытии нотного отдела было принято комитетом Пермской губернской библиотеки 6 мая 1908 года. Острую необходимость в создании городской музыкальной библиотеки ощущали Оперный театр, Пермское отделение Русского музыкального общества, музыкальные школы, кружки, оркестры, которых в городе было немало.

На приобретение нот было ассигновано 175 рублей. Были налажены связи со всеми отечественными издательствами и многими зарубежными фирмами. Приобретались подписные периодические издания: «Русская музыкальная газета», «Музыкальный современник», «Музыка». Пополнение фонда также происходило за счёт купленных и пожертвованных изданий. В 1913 году типографским способом был выпущен первый каталог, который отражал 500 наименований нот и книг по музыке.

Корреспондент «Русской музыкальной газеты» Б. М. Попов писал: «Как ни незначительно пока это нарождающееся богатство Пермской библиотеки, но оно важно как инициатива, как один из первых камней будущего здания. Может ли где-нибудь русский музыкант свободно ознакомиться хотя бы с партитурою "Руслана", или даже с клавираусцугами "Млады" "Ночи перед Рождеством" или "Орестеи" если у него нет возможности купить их? Пермская библиотека уже даёт эту и подобные возможности. Говорить о роли библиотеки в музыкальном развитии страны, конечно, излишне. Достаточно вспомнить, что Берлиоз едва ли сделался Берлиозом, если бы для него не была открыта библиотека Парижской

консерватории» (Русская музыкальная газета. - 1913. - №15-16).

После 1917 года в фонд библиотеки были переданы ноты из частного музыкального магазина «Лира», филармонического общества, городской театральной дирекции, Пермского отделения общества попечительства о народной трезвости, музыкального кружка и многих частных библиотек. В 1921 году библиотека получила всю литературу губернского музыкального склада. В результате составился солидный фонд, в котором были представлены ноты для всех средств исполнения и книги по теории и истории музыки. В этот период музыкальный отдел получил особое помещение с большим хранилищем, рояль и соответствующее оборудование. Его фонды, возросшие до 40 тыс. экземпляров, постепенно приводились в порядок, систематизировались. Музыкальный отдел начал функционировать как массовая музыкальная библиотека, обслуживать филармонию, оперный театр, музыкальный техникум, клубы, детские сады и отдельных читателей. С 1920-х годов музыкальный отдел начинает практиковать проведение популярных концертов-лекций с привлечением лучших музыкальных сил города.

К 1935 г. нотный фонд стал настолько солидным, что наиболее ценную его часть решили передать в только что открывшуюся в Свердловске Уральскую консерваторию. Дирекция библиотеки, заведующая музыкальным отделом Мария Петровна Воробьева стали на его защиту. В этом их поддержали читатели, среди которых было много преданных друзей. Отстоять музыкальный фонд помогла Н. К. Крупская, к помощи кото-

Предоставить доступ к музыкальной сокровищнице, помочь становлению будущих музыкантов и композиторов, ознакомить широкую публику с выдающимися музыкальными произведениями прошлого и с последними музыкальными событиями настоящего, — на протяжении ста лет эти задачи выполняет нотный отдел Пермской библиотеки.

Татьяна Александровна Неупокоева, заведующая отделом музыкально-нотных изданий и звукозаписей Пермской универсальной краевой библиотеки им. А. М. Горького

-127/

#19 [85] *2008

рой обратилась библиотека. По её просьбе в 1937 году в Пермь приехал музыковед Андрей Николаевич Римский-Корсаков. Результатом его работы по обследованию фонда явилось следующее заключение:

«Книжный и нотный состав музыкального отдела Пермской публичной библиотеки представляет собою картину русского книжного наследия весьма хорошей полноты. Его назначение и способность служить художественному воспитанию и просвещению массового советского читателя не подлежит сомнению. Что касается проектов уничтожения самостоятельного музыкального отдела Пермской публичной библиотеки, то в какой бы форме оно не мыслилось, его результатом не может не быть решительное снижение общественной роли Пермской публичной библиотеки в целом». (Библиотекарь. -1948. - №9. - С. 38-41). В Свердловск увезли 3 000 экз. изданий, но в эту партию литературы не попали те издания, которые были в фонде в единственном экземпляре.

Авторитет музыкального отдела с каждым годом возрастал. А в годы Великой Отечественной войны музыкальная библиотека оказалась настоящим кладом для артистов и музыкантов Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, эвакуированных в Пермь. В то время её посещали Арам Хачатурян, Арий Пазовский, Мариан Коваль, Эмиль Гилельс, Галина Уланова, Константин Сергеев, Иван Козловский. Некоторые из этих известных музыкантов были не только читателями библиотеки, но и активными участниками организуемых в ней вечеров, лекций. Заведующая музыкальным отделом Милица Александровна Булынко получила от госпиталя благодарность за организацию музыкальных вечеров и концертов художественной самодеятельности для раненых: в период войны в госпиталях было проведено 44 вечера.

В 1951 году сотрудниками отдела М. А. Бу-лынко и З. И. Бусниной был составлен и издан библиографический указатель «История музыкальной культуры на Урале», который отразил музыкально-этнографические материалы, материалы о музыкальной жизни дореволюционного и советского Урала. В указателе отражены газетные и журнальные

статьи (всего 1 250) за период с 1897 по 1950 гг.

1960-е гг. Сотрудники отдела (слева направо) Э. Н. Селютина, Н. У. Брызгалова, М. А. Булынко и Т. Н. Юшкова

В 1960-е годы услугами музыкального отдела пользовались более 2,5 тыс. пермяков. Ежегодно поступало около трёх тысяч экземпляров новых изданий. Сотрудники отдела активно занимались массовой работой. Так, в апреле 1962 г. была проведена читательская конференция по обсуждению музыковедческой литературы и вечер, посвящённый музыкальному прошлому Перми, а в мае 1968 г. цикл радио и телепередач, посвя-щённых 60-летию музыкального отдела Горьковской библиотеки. В популяризации музыки первое слово - за исполнителем и музыковедом, поэтому помощь библиотекаря людям искусства заключается, прежде всего, в библиографической работе. С этой целью выполняются письменные и устные справки, составляются рекомендательные списки, организуются просмотры, пополняются и создаются вновь каталоги и картотеки, отражающие богатейший фонд отдела.

В 1970-е годы сотрудниками отдела велась активная пропаганда музыки, при этом использовалось всё многообразие форм и методов её популяризации. Для любителей искусства организовывались вечера, посвящённые творчеству М. Чюрлёниса, С. Рахманинова, А. Пахмутовой, лекции-концерты «Русская народная песня», «Природа в музыке», «Гитара на все времена». Совместно с курсами повышения квалификации работников культуры проводились Дни специалиста, на которых руководители художественной самодеятельности из сельских регионов области знакомились с новой литературой и слушали грамзаписи, поступившие в библиотеку. В отделе ежемесячно проходили занятия секции пермских композиторов, которую возглавлял Генрих Романович Тер-

пиловский, известный джазовый музыкант. К 100-летию Пермской оперы библиографами отдела был составлен список литературы «К истории театра оперы и балета им. П. И. Чайковского». Сотрудниками библиотеки на телевидении была подготовлена передача «Александр Дмитриевич Городцов - руководитель народных хоров Пермской губернии».

В 1980-е годы для педагогов ДМШ области, учителей музыки средних школ, педагогов Пермского музыкального училища, самодеятельных композиторов и руководителей самодеятельных духовых оркестров регулярно проводились Дни информации и Дни специалиста. Большим успехом пользовались лекции, которые проводила в стенах библиотеки музыковед Александра Сергеевна Лаврова («Творческий портрет В. С. Высоцкого», «Новая программа Аллы Пугачевой», «Рок-музыка на советской эстраде»). Совместно с филармонией проводились му-

Концерт «Невский проспект» в Дни культуры Ленинграда 12.02.1985. Скрипач Александр Ямпольский

зыкальные вечера: «Дмитрий Бортнян-ский и его современники», «Русские народные песни из коллекции А. Д. Городцова», «Итальянская музыка ХУ1-ХУП вв.», «Литературно-музыкальная композиция по повести А. С. Пушкина "Метель"». В стенах библиотеки выступали Квартет им. Д. Д. Шостаковича, Пермский камерный хор, мужской вокальный квартет под руководством Игоря Воронова. С 1981 г. сектор начал делать записи музыкальных произведений на магнитную ленту для проведения массовых мероприятий по заявкам организаций и читателей библиотеки.

В начале 1990-х годов в библиотеке проходили лекции-концерты, посвящён-ные творчеству С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского, их успешно проводил музыковед Валерий Александрович Альбинский. К 135-летию со дня рождения А. Д. Городцова, организатора хоро-

Библиотечное ДТзЛО

#19 [85] *

вого дела в Пермской губернии, отдел подготовил просмотр и выставку литературы, а интереснейшую лекцию для читателей библиотеки прочитал заведующий кафедрой музыки Пермского государственного педагогического института Владимир Ильич Адищев.

Сотрудники отдела принимали участие в проведении абонемента «Ровесники» совместно с Пермской филармонией и в работе Клуба современной музыки Пермского педагогического института, который вёл композитор Игорь Евгеньевич Машуков. Для студентов и любителей музыки был подготовлен обзор «Духовная музыка: мир красоты и гармонии», с которым сотрудники отдела выступили на Пермском телевидении. Издавались рекомендательные пособия для библиотек области к юбилеям Г. Свиридова, М. Равеля, С. А. Есенина.

С 1993 г. объём новых поступлений в отдел резко сократился. Это объяснялось недостаточным финансированием и отсутствием необходимых нот и книг в продаже. Заказанные же по тематическим планам издания библиотека не имела возможности выкупить. В 1995 г. отдел был вынужден закрыть абонемент, так как ср

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком