научная статья по теме Н.Н. МИШУТУШКИН И ВЫСТАВКА ЭТНОГРАФИЯ И ИСКУССТВО ОКЕАНИИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Н.Н. МИШУТУШКИН И ВЫСТАВКА ЭТНОГРАФИЯ И ИСКУССТВО ОКЕАНИИ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ПОРТРЕТ УЧЕНОГО

ЭО, 2010 г., № 2 © Л.А. Иванова

Н.Н. МИШУТУШКИН И ВЫСТАВКА "ЭТНОГРАФИЯ И ИСКУССТВО ОКЕАНИИ" (к 80-летию со дня рождения)

Ключевые слова: Мишутушкин, Океания, Вануату, художник, коллекционер, общественный деятель

Тридцать лет назад, ранней весной 1979 г., Президиум АН СССР и Оргкомитет XIV Тихоокеанского научного конгресса1, который должен был состояться в августе того же года в Хабаровске, пригласили в нашу страну зарубежную выставку "Этнография и искусство Океании" и ее создателей - Николая Николаевича Мишутушки-на и Алоя Пилиоко2. Она предлагала вниманию зрителей 700 предметов традиционного быта и декоративно-прикладного искусства безымянных мастеров Меланезии и Полинезии, включая 34 работы современных художников, живущих и работающих в Океании.

По решению Оргкомитета конгресса и Президиума АН выставка сначала была развернута в павильоне "Химия" АН СССР на ВДНХ (15 мая - 15 июня 1979 г.), а затем перевезена в Хабаровск, где разместилась в актовом зале Педагогического института (20 августа - 5 сентября того же года). С этого времени началась ее триумфальная демонстрация во многих городах страны. По линии Академии наук СССР выставку показали в Москве, Хабаровске, Новосибирске, Тбилиси, Ереване и снова в Москве. Затем в конце 1980 г. по рекомендации акад. Ю.В. Бромлея она перешла под эгиду Министерства культуры СССР и в течение двух лет экспонировалась последовательно в Ленинграде, Сардарапате (Армения), Москве, Фрунзе, Самарканде и вновь в Москве3.

Многие сотни тысяч граждан нашей страны, а также иностранцев посетили тогда экспозицию (Иванова 1980, 1982). В показе Академией наук (с мая 1979 г. по сентябрь 1980 г.) всегда участвовали собиратели привезенной коллекции - Н. Мишутушкин и А. Пилиоко.

Периодически они приезжали в СССР и по приглашению Министерства культуры. Оба всегда и монтировали выставку, и работали на ней: А. Пилиоко создавал для желающих сувенирные рисунки, и зрители знакомились не только с традиционной культурой народов Океании, но и с живым ее представителем, Алой Пилиоко - полинезийцем с о-ва Увеа (Уоллис). Ничуть не менее важную роль играл на ней и лидер этого многолетнего творческого содружества Н. Мишутушкин - французский художник и путешественник, этнограф-эмпирик и коллекционер, модельер и бизнесмен, постоянно живущий в Республике Вануату (Океания). Владея русским языком, он всегда водил на выставке экскурсии и охотно общался с публикой.

В 30-ю годовщину начала безвозмездного экспонирования в нашей стране выставки "Этнография и искусство Океании", Н. Мишутушкину исполнилось 80 лет. Эти несколько страниц, приуроченные к его юбилею, имеют целью осветить основные вехи нетривиального жизненного пути и некоторые стороны деятельности этого человека4.

Людмила Алексеевна Иванова - кандидат исторических наук, старший научный сотруд-

ник Института этнологии и антропологии РАН.

4 Этнографическое обозрение, № 2

Н.Н. Мишутушкин (справа) и М.В. Пропп на выставке "Этнография и искусство Океании", приуроченной к XIV Тихоокеанскому научному конгрессу. Хабаровск. Август 1979 г.

Если привезенная в СССР выставка являлась местом знакомства самых широких слоев нашего общества с далеким, не знакомым и не доступным для большинства миром Океании, то для Н. Мишутушкина она стала местом встреч и обретений, соприкосновения с родиной его предков и в значительной мере - ее познания.

Николай Мишутушкин родился 5 октября 1929 г. в Бельфоре - небольшом городке на востоке Франции в семье эмигрантов из России. По мужской линии он происходит из терских казаков. Дед художника - Иван Никитич Мишутушкин - георгиевский кавалер, казачий судья на Кавказе, в частности в ст. Червленой, был женат на Матрене Митрофановне Девлишевой. Отец художника, Николай Иванович Мишутушкин (1889-1974), уроженец Тифлиса (совр. Тбилиси), участник Первой мировой и гражданской войн на стороне Белой армии5. С отступавшей из Крыма армией генерала П.Н. Врангеля он навсегда покинул Россию и в 1920 г. оказался в русском военном лагере в Галлиполи (Турция), где встретил свою будущую вторую жену Анну6 Ивановну Иванову (ок. 1900-1981). Она происходила из священнической семьи, жившей в Костромской губ., и в конце Первой мировой войны медсестрой попала на фронт. В ходе гражданской войны оказалась в Крыму, откуда с войсками уехала в Константинополь, а затем в Галлиполи. Эти двое добрались до Франции, осели в Бельфоре и создали семью, в которой 80 лет назад и родился герой этих строк. Мать занималась воспитанием сына, отец работал техническим фотографом на машиностроительном заводе в Бельфоре.

Что касается Мишутушкина-младшего, то он учился в бельфорской гимназии, затем в лицее, который заканчивали многие известные впоследствии потомки русских эмигрантов, например, сестры Поляковы. Одну из них хорошо знают под псевдонимом Марина Влади. Сильным впечатлением детства стало для Николая первое посещение городского музея в Бельфоре, куда привел его отец в середине 1930-х годов. Музей носил, что называется, комплексный характер: в нем были представлены археология,

этнография, европейская живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. Знакомство с этим музеем послужило толчком к развитию многих интересов мальчика, в том числе к изобразительному искусству и этнографии. Так, еще в гимназические годы он начал рисовать под руководством М.А. Бурлана, ученика и друга А. Матисса, и художника Л. Деларбра, хранителя Бельфорского музея, узника Бухенвальда. "Ваши краски обладают буйством молодого коня, скачущего по степи," - говаривал Бурлан, глядя на очередную работу Николая. Но мечтал юный художник о профессии танцора (что, впрочем, не помешало ему перечитать в городской библиотеке массу книг о приключениях, путешествиях, далеких странах и континентах).

Мысль о театральной карьере не могла найти поддержки у родителей-эмигрантов, думавших о "надежной" профессии для сына, об его обеспеченном будущем. Сам Николай по рождению был французским гражданином, не "мыкавший эмигрантское счастье" по дорогам Европы без документов или с нансеновским паспортом, и поэтому не мог разделить точку зрения родителей на собственные будущие занятия. Тем не менее он высоко ценил и ценит Францию не только за то, что это его родина, но еще и потому, что она приютила многие десятки тысяч выходцев из России, предоставив им крышу, работу. И не депортировала ни одного из них в СССР после окончания Второй мировой войны, как это сделали другие союзники, способствовав вывозу сотен тысяч белоэмигрантов и их потомков из стран освобожденной Европы прямо в сибирские лагеря или застенки Лубянки ([Шипулина] 2005). В отличие от родителей Николай продолжал мечтать, твердо веря в свои силы, то о театре, то о дипломатической карьере, то о церкви.

В конце 1940-х годов, после окончания лицея, он уезжает в Париж, где, "перебрав" несколько учебных заведений, остановился на занятиях живописью в студии "Grande Chaumière" ("Большая хижина") на Монпарнасе, одновременно учась, по настоянию родителей, в Высшей экономической школе. Он оканчивает ее в 1953 г. и на несколько дней возвращается в Бельфор, чтобы через неделю покинуть родной город для "небольшого шестимесячного" путешествия на Восток в качестве внештатного корреспондента одной из парижских газет.

Так начинается его путешествие "без денег в кармане и с мешком за плечами", продлившееся с 1953 по 1957 г., а в сущности продолжающееся и по сей день. Оно начинается в Венеции, попасть куда из Франции, не составляло проблемы.

Как вспоминает художник, «дождавшись прихода греческого судна, на котором, как я узнал, находился греческий консул, я пятясь поднялся по трапу, заполненному спускающимися пассажирами, сказал вахтенному, что забыл что-то в каюте, и так добрался до консула. Я рассказал ему о великой познавательной цели своего путешествия и обратился с просьбой о визе и любой, самой черной работе на судне, чтобы оплатить дорогу до Пирея. И консул помог мне со словами: "Кому же и дерзать, как не молодости". Несколько дней я с утра драил палубу парохода, помогал на камбузе, но зато вскоре оказался в Греции, где посетил античные памятники и православные монастыри на Афоне».

Из Греции Н. Мишутушкин перебирается в Турцию, где в качестве рабочего участвует в раскопках археологических памятников. Затем следуют Сирия, Ливан, Израиль, Египет, короткое возвращение в Европу для оформления отсрочки от службы в армии и вновь Ближний, а потом и Средний Восток - Ирак, Иран, Афганистан и, наконец, Южная и Юго-Восточная Азия.

Как выражается сам художник, это было хождение по "великим могилам культуры", на оплату которого он всегда зарабатывал сам, не прибегая к помощи родителей. Он слал в газеты очерки, фотографии и рисунки увиденного, рисовал и продавал на улицах ливанских городов и Иерусалима портреты и пейзажи, не гнушался трудом землекопа, находил на месте спонсоров для оплаты дороги. По его выражению, он прошел весь Ближний Восток "автостопом, пароходостопом, аэростопом". В его аль-

бомах тех лет, хранящихся на Вануату, среди листов с зарисовками вклеены бесплатные билеты ближневосточных авиакомпаний. При этом на протяжении всех этих лет "не было ни недельной бороды, ни грязных рубах, ни стоптанных каблуков", что отражают фотоснимки в газетах стран, которые он посетил.

За время путешествий он добивался приема, брал интервью и автографы у многих выдающихся государственных, ныне принадлежащих истории деятелей. Среди них президент Ливана Камиль Шамун, король Иордании Хусейн I ибн Талал, генерал Гамаль Абдель Насер, с 1956 г. президент Египта, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый с престола в 1979 г., король Ирака Фейсал и король Афганистан Захир шах.

Совершенно особое место в жизни и творчестве художника занимала Индия. Здесь он оставался более двух лет, выезжая из страны, согласно визовому режиму, каждые девять месяцев и возвращаясь вновь. В Индии, исхоженной вдоль и поперек, он "припадает" к истокам буддизма, совершает паломничество к его святыням, включая непальские и бирманские. В эти годы он посетил Амритсар, Нью-Дели, Калькутту,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком