научная статья по теме Н.Я. МЕРПЕРТ О В.А. ГОРОДЦОВЕ (ИНТЕРВЬЮ 9.04.2010 Г.) // ОПИ ГИМ. Ф. 431 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Н.Я. МЕРПЕРТ О В.А. ГОРОДЦОВЕ (ИНТЕРВЬЮ 9.04.2010 Г.) // ОПИ ГИМ. Ф. 431»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 4, с. 169-173

Н.Я. МЕРПЕРТ О В.А. ГОРОДЦОВЕ (интервью 9.04.2010 г.) // ОПИ ГИМ. Ф. 431

© 2012 г. И.В. Белозерова*, С.В. Кузьминых**

*Государственный Исторический музей, Москва **Институт археологии РАН, Москва

Николаю Яковлевичу Мерперту в трудные военные годы посчастливилось не только прослушать лекционные курсы патриарха русской археологии В.А. Городцова, но и стать для него палочкой-выручалочкой в тяжелейшую зиму 1942-1943 гг., когда Василий Алексеевич, сломав правую руку, нуждался в постоянной помощи и поддержке. Общение с Василием Алексеевичем оставило неизгладимый след в научной судьбе молодого ученого. Своими учителями в науке Н.Я. Мерперт называл А.В. Арциховского и С.В. Киселева, но первым Учителем (именно с большой буквы) для него оставался В.А. Городцов. Наверное, есть великая справедливость в том, что пройдя через увлечение античностью и защитив под руководством А.В. Ар-циховского кандидатскую диссертацию, посвященную Верхнему Салтову, Н.Я. Мерперт вышел на магистральный путь своих научных исследований, обратившись к изучению сложнейших проблем археологии, истории и культуры древнейших обществ и цивилизаций Старого Света. У истоков этого исследовательского направления в русской археологической науке стоял как раз В.А. Городцов, впервые в своем лекционном курсе "Бытовая археология" (1910) наметивший базовые проблемы археологии эпохи раннего металла степей и лесостепей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока.

Более 60 лет Н.Я. Мерперт был погружен в эту проблематику, сделав для ее разработки неимоверно много. При этом в устных выступлениях и в печати Николай Яковлевич всегда с благодарностью вспоминал о Василии Алексеевиче Городцове, об общении с ним и о том импульсе, который он, еще студентом, получил от своего первого учителя (Мерперт, 1991. С. 80-94; 1994. C. 207-215; Мерперт, 2001. С. 7, 8; 2011. С. 66-71).

Идея взять интервью у Н.Я. Мерперта о В.А. Го-родцове, конечно, была неслучайной. В 20082010 гг. мы вместе с И.Е Сафоновым при подготовке к печати личных дневников В.А. Городцова с опорой на архивные материалы опубликовали ряд статей о жизни и научной деятельности Василия Алексеевича. Как бы не были информативны дневники ученого, на ряд вопросов в них не на-

шлось ответа. Кроме того, мы сознавали, что интервью с Н.Я. Мерпертом, в дополнение к тому, что уже было опубликовано им раньше, отложившись в фонде В.А. Городцова, станет важным информативным источником для исследователей научного наследия одного из основоположников отечественной археологии. Изначально у нас не было плана опубликовать это интервью, поскольку мы знали о подготовке Николаем Яковлевичем Мерпертом мемуаров (2011). Но при ознакомлении с ними выяснилось, что многое, о чем он рассказал нам при встрече в пансионате "Узкое", не нашло в них отражения. В итоге по совету Р.М. Мунчаева мы подготовили интервью к печати, сопроводили его самыми необходимыми комментариями и прибегли к сокращениям: В.А. - В.А. Городцов, Н.М. - Н.Я. Мерперт, И.Б. - И.В. Белозерова, С.К. - С.В. Кузьминых.

С.К.: Как Вы познакомились с В.А. Городцо-вым?

Н.М.: Василия Алексеевича я знал с 1937 г., когда занимался в археологическом кружке Дома пионеров и был еще очень юным. Я должен был его посетить, он жил около метро "Кропоткинская" в Полуэктовом переулке в затрапезном среднекупе-ческом трехэтажном доме без центрального отоп-ления1.

В 1941 г. я пошел на фронт, был танкистом, был ранен, стал инвалидом.

Вернувшись с фронта и поступив в МГУ, стал бывать у В.А. почти ежедневно. Он много спрашивал меня о фронте, о войне2. Я каждое утро шел к В.А. из своего дома в Староконюшенном переулке (Арбат, его левая сторона). От меня до В.А. было 12 минут хода. По дороге из дома я заходил в Дом ученых, где в столовой брал специальные судки с

1 В.А. Городцов в 1914-1945 гг. жил в доходном четырехэтажном доме (1889 г., архитектор - М.Г. Пиотрович) по адресу Полуэктов пер., д. 5, кв. 4. Изначально, в XVIII в., это Затрапезный переулок, с 1922 г. - Полуэктов, с 1955 - Сеченовский. Расположен между Остоженкой и Пречистенкой.

2 В.А. Городцов как бывший военный с особым вниманием

следил за вестями с фронтов и обстановкой в Москве в годы войны (Белозерова, 2010. С. 690-702).

едой (В.А. полагалось дневное питание), и шел к В.А. в Полуэктов переулок, приносил ему эти пайки. Ходил я тогда в военной казачьей форме (хотя был танкистом), и меня иногда останавливали военные патрули. Студенты дежурили у В.А. по очереди.

И.Б.: А какая квартира была у В.А. Городцова?

Н.М.: В квартире по узкому коридору с правой стороны была большая квадратная комната, где В.А. читал лекции студентам; она была уставлена книжными полками со всех сторон, из-за чего по ней было трудно передвигаться. Еще была комната с большой голландской печью, где занимался и я -делал рисунки ко второму тому "Археологии"3.

Когда я приходил к В.А., то сразу шел не к нему в квартиру, а в сарай с дровами, находившийся во дворе, чтобы напилить дров для печи. Но чтобы их напилить, нужна была пила, причем одноручная, а во всей Москве мой отец не мог ее найти. Потом он все же нашел пилу с ручками с двух сторон. Плохо было то, что я был ранен в руку, и мне неудобно было пилить, но все же я приноровился.

Дом В.А. Городцова был без центрального отопления, и в комнатах постоянно было холодно. В.А. ходил в демисезонном пальто, стеганном ватой. На голове у него была академическая шапочка. В.А. сидел обыкновенно за письменным столом, на котором лежали книги Г. Обермайера "Доисторический человек", его собственные "Бытовая археология", "Археология. Т. 1. Каменный период" и др.

И.Б. : У Городцова была сломана правая рука, которую он повредил в ноябре 1942 г.?

Н.М.: Правая рука у него была сломана во время гололеда 1942 г. Он поскользнулся на автобусной остановке на Остоженке. Я помню, там еще было сложено много железа, приготовленного для строящегося Дворца Советов.

До сих пор не знаю, как В.А. писал сломанной рукой текст своей рукописи - второй том "Археологии" (затем пропавший). Он выучился писать левой рукой. Писать он мог, а рисовать - нет. Рисунки для этой работы делали В.И. Зубков (студент ИФЛИ) и я. Зубков рисовал лучше, а я хуже.

И.Б. : Текст этого второго тома "Археологии" пропал. Где он, Вы знаете?

Н.М.: Неизвестно. Я когда узнал о пропаже, чуть с ума не сошел. Говорили, что он так же таинственно появился, как и исчез. Вроде бы он нашелся в Историческом музее. У меня же в свое время не хватило сил подготовить к изданию текст, причем уже отредактированный. Боялся посрамить память гения.

3 См. об истории создания этого тома: Сафонов, 2002. С. 62-72; Кузьминых, Белозерова, 2011. С. 333, 334.

С.К.: В ОПИ ГИМ нет завершенного текста этого труда, сохранились только черновые варианты.

И.Б.: Не помните ли, где находился текст этой монографии: у сына, Мстислава Васильевича, или в издательстве?

Н.М.: Ни в каком издательстве текст не был, он находился дома в Полуэктовом переулке.

И.Б.: Скажите, Н.Я., а с чего Вы копировали рисунки для этого труда?

Н.М.: Я помню, что сидел у В.А. зачастую до 12 часов ночи и позже и копировал иллюстрации. Копии были как с рисунков самого В.А., так и с печатных изданий. Из-за того, что допоздна задерживался за работой, ключи от квартиры Городцова уносил с собой, чтобы утром открыть дверь.

И.Б.: Известно, что Городцов и сам был великолепным рисовальщиком?

Н.М. : Да, это так - он очень хорошо рисовал, но в тот период со сломанной рукой не мог этого делать. Вспоминается мне портрет его жены Елизаветы Евгеньевны. Недавно он был выставлен на какой-то выставке в ГИМ4. Кроме того, в экспозиции зала № 3 Исторического музея был вывешен портрет очень красивой женщины с височными кольцами (реконструкция головного убора выполнена В.А. Городцовым)5. Мы, его ученики, все были в нее влюблены. Мой соученик Владислав Кропоткин помнил имя женщины, ставшей прототипом этого портрета, и все обещал найти его в своих записях, но так и не успел мне сказать. Владислав Всеволодович умер в 1993 г.

Мне вспоминается, что В.А. был очень красив, даже в старости. Он был очень похож на артиста Вахтанговского театра Дмитрия Львовича Дорлиа-ка (его сестра, Нина Львовна Дорлиак, была женой всемирно известного пианиста Святослава Теофи-ловича Рихтера). Городцов очень ответственно подходил к своим занятиям, даже если студентов было совсем мало. Для двух человек он читал лекции как для целой группы.

С В.А. Городцовым я познакомился в 1937 г., когда стал ходить в археологический кружок только что открывшегося тогда Дома пионеров. Нас повезли на археологические раскопки под Подольск. Руководил нами ученик В.А., Борис Александрович Рыбаков. Он объявил, что мы будем копать по

4 Вероятнее всего, речь идет о выставке "Василий Алексеевич Городцов и Государственный Исторический музей", состоявшейся в ГИМ 21.03.2003-29.09.2003.

5 По воспоминаниям Л.В. Греховой, в зале № 4 музея (но не

№ 3) была вывешена написанная маслом картина из жизни людей трипольской культуры. Предполагается, что для фигуры пастушки на этой картине позировала О.А. Кривцова-Гракова.

Н.Я. МЕРПЕРТ О В.А. ГОРОДЦОВЕ

171

новой методике - послойно, а не колодцем. С нами была руководитель нашего кружка, любимая ученица В.А., Нина Иосифовна Рунина (умерла в 1984 г.). Мне очень хотелось узнать о судьбе памятников, найденных на тех раскопках 1937 г., и я даже обращался за помощью к заместителю директора ГИМ по научной части В.Л. Егорову, но безрезультатно.

Когда В.А. начал со мной заниматься, то сразу стал спрашивать меня о моей родословной, о семье, о родителях. Мои родители принимали участие в Первой мировой войне; они оба были на Южном фронте. Мать была хирургической сестрой милосердия в санитарном поезде (получила награду лично из рук великой княжны Татьяны Романовой и была даже снята с ней на фотографии, но, к сожалению, это фото пропало). Отец был командиром разведывательного конного отряда под личным командованием А.М. Каледина. Войну закончил с четырьмя сабельными ранениями. В живых он остался только потому, что при по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком