научная статья по теме НА УРОК - С И. С. ШМЕЛЕВЫМ, ИЛИ «РОССИЯ В ЗВУКЕ, РОССИЯ В СЛОВЕ» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «НА УРОК - С И. С. ШМЕЛЕВЫМ, ИЛИ «РОССИЯ В ЗВУКЕ, РОССИЯ В СЛОВЕ»»

Г. П. СОКОЛОВА

Санкт-Петербург

На )рок — с И. С. Шмелевым, или «Россия в звуке, Россия в слове»

Уже второй десяток лет учителя, методисты, ученые-филологи говорят и пишут об «обвальном падении у учащихся интереса к чтению настоящей литературы, о низкой коммуникативной, языковой и филологической компетенции и эстетической глухоте наших выпускников, о появлении у довольно большой части молодежи апат-

риотизма, бездуховности, низкой нравственности и т. д.» (Н. М. Шанский). «К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, как отвыкаем ... от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда ... Мы очень долго разбрасывали родные камни .... приходит время их собирать». (Л. И. Скворцов).

14

Ученики по-прежнему мало читают, нее еще низка их языковая культура, поэтому учитель русского языка и литературы должен еще работать и работать, стараясь внести свою ленту в воспитание богатого духом грамотного человека.

В этой статье я хочу рассказать о своем опыте обращения к творчеству И. С. Шмелева на уроках русского языка. И. С. Шмелев писал только о России, для России, и «среди русских писателей Иван Сергеевич Шмелев — самый русский» (Бальмонт). Свою задачу я и вижу в том, чтобы ученики поняли, как с любовью, подчас с душевным трепетом, трогательно пишет И. Шмелев об обычных, но очень дорогих ему, русскому, предметах, чтобы почувствовали мир добра, любви, радости, «радования», светлый мир, а не страшный мир агрессии, восхитились настоящим русским языком.

И, конечно, из урока в урок, когда ученики работают с отрывками из произведений писателя, говорю о самом И. С. Шмелеве, каждый раз добавляя что-то новое о жизни этого замечательного писателя и человека.

Но главным на уроках будет «любование» его языком, которого, по мнению О. Михайлова — исследователя творчества И. С. Шмелева, «не было ... до Шмелева в русской литературе», в его книгах — «крепчайший настой первородных русских слов», «писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, <...> на каждом слове — как бы позолота, теперь Шмелев не запоминает, а реставрирует слова. Издалека, извне восстанавливает он их в новом, уже волшебном великолепии»1.

Оценки мастерства И. С. Шмелева обширны, ученики записывают мнение двух писателей в «Шмелевскую» тетрадь2, осмысляют высказывания, подчеркивают ключевые слова.

1 Шмелев И. С. В 2-х т. Т. I. Повести и рассказы / Вст\-п. статья, сост., подгот. текста и коммент. О. Михайлова. - М., 1989. С. 26.

2 См.: Соколова Г. П. О тематических тетрадях // РЯШ. - 1993. - М1. - С. 3-9.

1. а) «...Ивану Сергеевичу Шмелеву ведомы. как волшебнику, все разнообразия русского языка: утробного, земного, земельного и надземного. Он — истинно русский человек, и каждый раз, как с ним поговоришь. расстаешься с ним обогащенным

и вновь найдя самого себя, лучшее, что есть в душе». (Бальмонт).

Работаем над значением слов утробный, земной, земельный, надземный.

б) «Шмелев столь Русский — и только Русский, — что, как писатель и как человек, он может в этом быть сближаем разве с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, та же крепость, напевная чара и первородность языка, и та же способность остро видеть и чутко чувствовать лишь Русское, в природе ли, в душе ли человека». (Бальмонт).

Выясняем смысл словосочетаний напевная чара, первородность языка.

2. «Шмелев теперь — последний и единственный из русских писателей, у кого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев изо всех русских самый распрерусский <...>

У Шмелева только один помощник, это — Шмелев. Его узнаешь сразу, по первым строкам, как узнаешь любимого человека издали, по тембру голоса». (Куприн).

Разбираем по составу слова распре русский, единственный.

Какой бы урок по произведениям И. Шмелева я ни проводила, лейтмотивом становятся слова самого писателя. Их ученики тоже записывают в «Шмелевскую» тетрадь:

1. Морозная Россия, а ... тепло!

2. Россия .. она тягу свою имеет, вроде как пламя! Воздуху-у у нас много...!

3. До тоски тянула душа на родину.

4. Вся-то тут Россия наша!

Так бы и смотрел, смотрел ..., не нагляделся бы!

5. Все премудро сотворено — только разумей и радуйся!

6. Сердце свое слушай!

7. На ранней моей поре, — впервые, быть может, — почувствовал я силу и красот}' народного слова русского, мягкость его, и ласку. и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом — я познал его: крепость его и сладость. И все узнаю его...

8. Трепетно, сладко слушал давно не слыханную речь, родную, крепко и кругло бьющую, сыплющую зубоскальством, смехом, по которому тосковал он, не чуя!

9. Ничто не выплеснет из меня этот весенний блеск, светлую весну жизни... Вошло и вместе со мной уйдет.

Слова писателя, проникновенно прочитанные, производят на ребят какое-то особенное, я бы сказала, трепетно-удивленное впечатление.

Для уроков русского языка, на которых я показываю своеобразие стиля писателя, выбираю страницы из произведений писателя, ярко, точно иллюстрирующие «авторский почерк», который нельзя спутать ни с чьим другим. Понятно, что каждый учитель найдет «свои» страницы в произведениях И. С. Шмелева. Хочу сказать также, что основные положения (план) лингвистического анализа я беру в учебнике для IX класса под ред. М. М. Разумовской и П. А. Лсканта.

V класс

Именно в пятом классе происходит первое знакомство с творчеством И. С. Шмелева, поэтому тексты для анализа я тщательно отбираю, чтобы заронить интерес к произведениям писателя. Провожу урок в марте, когда еще живы зимние впечатления и уже весенние дают о себе знать. Это «календарные» тексты и вместе с тем тексты, которые, во-первых, передают настроение, светлое мироощущение, которым проникнуты произведения И. С. Шмелева; во-вторых, дают возможность, пусть не очень глубоко, показать особенности стиля: повторение слов, смысловое сцепление глаголов (смотрю-любуюсь), частое употребление слов с уменьшительно-ласка-тельными суффиксами, сравнения, эпитеты и т. д.

Урок содержит тексты для повторения изученного на этот момент материала, а называется «Все премудро сотворено - только разумей и радуйся!». Слова И. С. Шмелева запишем в самом начале урока, затем и «мудрую мысль» писателя: «...почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье». После записи этих двух предложений размышляем сначала о смысле первого, выясняем по словарю значения слов премудро. сотворено (сотворить), разуметь.

1. Разуметь — а) понимать, постигать умом (устар.). Разуметь дело; 6) подразумевать.

Выясним, какой корень в этом слове. Создадим «цепочку»: ум — разум — разуметь.

2. Творить (сотворить) — а) создавать; б) делать, совершать.

Почему в толковом словаре слово творить напечатано два раза так: творить', творить-?

— Как образовано слово премудро, от какого слова? Какое здесь значение приставки пре-7

3. Мудрый — обладающий большим умом, основанным на знании, опыте.

Назовите однокоренные слова. (Мудрец, мудро, мудрость.)

Затем размышляем над вторым записанным в начале урока предложением. Далее проводим лингвистический анализ текста.

Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихи-ным двором в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы п зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится. и лошадь, вся седая. Вот мо-роз!..

Начинаем со смысла этой зарисовки зимнего, очень холодного дня, и работаем над средствами художественного изображения.

Как вы понимаете слова дым, ды мится в их прямом значении? Когда и что может быть дымным, дымиться? А что такое «дымка»? «Зеленый дым»? Читаю строки А. С. Пушкина, А. К. Толстого и др. о весне, например:

а) Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

(А. К. Толстой).

б) Все в тающей дымке: холмы,

перелески. (Ры лен ков).

Вспоминаем строчки А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока и т. д.

В прямом или переносном смысле употребляет слова дым, дымится И. Шмелев?

Сколько раз в девяти предложениях Шмелева встречаются слова с корнем дым ? (Четыре раза.)

Как вы думаете — почему? Есть ли еще в тексте повторы? (Словом мо-

роз отрывок начинается, им же и заканчивается.)

Попробуйте сделать вывод об особенности художественного «почерка» И. С. Шмелева. (Это использование оправданного, нужного повтора для создания картинки холодного зимнего дня.)

Чтобы доказать это, вспомним все приметы, связанные с дымом: Дым стол бом, прямо вверх — холодно на дворе; ... трубный дым Столбом восходит голубым.

Есть ли в тексте метафоры, сравнения? (Работаем над смыслом словосочетаний на стеклах наросло, висит шаром. бочка в хрустале.)

Какое слово устарело? (Водовоз.) Разберите его по составу и определите способ образования. Приведите примеры слов, которые образованы таким же способом.

— Подчеркните орфограммы во всех словах, объедините их в группы.

Второй текст дает нам возможность, во-первых, увидеть характерный для стиля И. С. Шмелева повтор, во-вто-рых, поговорить о прилагательных-определениях и о сравнении, в-третьих, и это, пожалуй, главное, передать мироощущение писателя, его способность видеть красоту в общем-то в обычном.

Верба теперь высокая, пушистая над всем двором, вишневым блеском светится. И кажется мне, что вся она в серых пчелках с золотистыми крылышками пушистыми. Это вот красота-а-а!

- Сравните эти строки с другим описанием вербы: С появлением первой теплоты желтыми мохнатыми шмелями вылупились вербные цветы. (Федоров).

Какое из них вам понравилось больше? Почему?

И, наконец, последний текст. Я работаю с ним, чтобы дети почувствовали «ласку» и «мягкость» русского языка.

Стоят рядами лошадки, мотают торбами [мешками. — Г.С.]. Пахнет сенцом на солнышке. <...> От голубков вся улица живая, голубая. <...> Под санками в канавке плывут овсинки [овес. — Г.С.), наерзывают льдышки. (У В. Даля: льдышка идет - шуга, сало, значит, много-много льдинок, поэтому «наерзывают».)

— Заметили ли вы что-то особенное в этих предложениях? (В каждом предложении ласково названы лошади, сено, солнце, голуби, канава, ове

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком