научная статья по теме “НАЧАЛЬНИК УАБОВ СОХМЕТ” СЕМАТАУИТЕФНАХТ - “КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ” ИЛИ “ЖЕРТВА ДЕПОРТАЦИИ”? Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «“НАЧАЛЬНИК УАБОВ СОХМЕТ” СЕМАТАУИТЕФНАХТ - “КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ” ИЛИ “ЖЕРТВА ДЕПОРТАЦИИ”?»

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

"НАЧАЛЬНИК УАБОВ СОХМЕТ" СЕМАТАУИТЕФНАХТ -"КОЛЛАБОРАЦИОНИСТ" ИЛИ "ЖЕРТВА ДЕПОРТАЦИИ"?

© 2014 И. А. ЛАДЫНИН

Статья посвящена анализу текста т.н. Неаполитанской стелы - автобиографии египетского вельможи, уроженца Гераклеополя Сематауитефнахта, который оказался накануне македонского завоевания на территории Ахеменидской державы. Обосновывается предположение о том, что он был депортирован после второго персидского завоевания Египта в 343 г. до н.э. в составе корпорации жрецов богини Сохмет, бывших также профессиональными врачами.

Ключевые слова: Сематауитефнахт, Неаполитанская стела, автобиография, жрец, врач, Сохмет, депортация, Ахемениды, Александр Великий, Египет, Гераклеополь, Иран.

Источник, которому посвящена настоящая статья, - так называемая Неаполитанская стела, получившая название по месту своего хранения в Национальном археологическом музее в Неаполе (№ 1035), - хорошо известен египтологам, работающим с текстами начала эллинистического времени [Tresson, 1930; Känel, 1984, p. 120-125; Perdu, 1985; Rößler-Köhler, 1991, S. 282-284 (nr. 86a); Burkard, 1994, S. 39-40; Menu, 1995, p. 84-86; Gorre, 2009, p. 210-215]. Однако он несравненно реже привлекается исследователями, изучающими эту эпоху преимущественно по античным свидетельствам: симптоматичным образом, о нем ничего не говорится в наиболее подробном на сегодняшний день очерке истории эллинистического Египта, написанном антиковедом В. Хуссом: [Huß, 2001, S. 52-54].

Данный памятник был обнаружен в храме Исиды в Помпеях во время их классических раскопок в 1765 г.: он представляет собой прямоугольную плиту высотой 105 см и шириной 44 см [La collezione..., 1989, p. 142 ff. (nr. 15); Pirelli, 1998; Verhoeven, 2005]. Возможно, что исходно эта плита представляла собой часть монументальной стело-форной статуи (ее ранние описания указывают на наличие иероглифов и на ее боковых гранях [Tresson, 1930, p. 369-371]). Она увенчана фризом из 14 фигур, который является на самом деле энигматической надписью, "шифрующей" имя и эпитеты бога Херишефа [Sethe, 1904-1916, S. 1 (Z. 13); Perdu, 1985, p. 96-97]. Под этим фризом располагается 20 горизонтальных и ориентированных справа налево строк основного текста надписи (иероглифическая транскрипция: [Sethe, 1904-1916, S. 1-6]; переводы и комментарии: [Tresson, 1930, p. 382-384; Roeder, 1959, S. 214-219; Lichtheim, 1980, p. 41-44; Perdu, 1985; Тураев, 1936, с. 164; Перепелкин, 2000, с. 462-463]). Ее содержание - автобиография вельможи Сематауитефнахта из Гераклеополя - позволяет, как мы увидим дальше, надежно датировать памятник концом IV или, с меньшей вероятностью, началом III вв. до н.э. По-видимому, данный памятник происходит из геракле-опольского храма Херишефа, откуда он мог быть доставлен в Италию уже в римское время; в Помпеях он был использован в оформлении пилястра храма Исиды [Porter, Moss, 1951, p. 418; Tresson, 1930, p. 369; Malaise, 1972, p. 274].

"Герой" автобиографического текста Неаполитанской стелы был представителем местной знати Гераклеопольского нома. Его имя - "Сематауитефнахт" (Zml-ßwy-ßy.f-

nht - «Его сила - "Объединитель Обеих Земель"»; Zmï-tïwy - эпитет ряда древнеегипетских богов, в том числе гераклеопольского бога Херишефа [Leitz, 2002, S. 313 (13)]). Оно в I тыс. до н.э. неоднократно засвидетельствовано именно для выходцев из Гераклеополя [Mokhtar, 1983, p. 209]: так, в середине VII в. до н.э. некий Сематауитеф-нахт, сын Петеисе, был местным правителем Гераклеополя, унаследовавшим от своего отца этот пост и целый ряд административных и жреческих титулов (в том числе характерный титул "начальника кораблей") и поддерживавшим основателя XXVI династии Псамметиха I при его возвышении [Kitchen, 1986, p. 402-404]. П. Каплони допускал, что Сематауитефнахт Неаполитанской стелы мог быть потомком именно этого рода "начальников кораблей" VII в. до н.э. [Kaplony, 1971, S. 258]. Не отрицая такой возможности, замечу, что она недоказуема; во всяком случае, на протяжении правления XXVI династии (656-525 гг. до н.э.) и первого персидского владычества (525-404 гг. до н.э.) этот род должен был постепенно растерять свое влияние и превратиться в обычную знатную семью, сохраняющую определенные наследственные титулы.

Что касается "героя" автобиографии Неаполитанской стелы, его происхождение и статус четко указаны в начале этого текста: «Князь и правитель, казначей царя Нижнего Египта, "единственный друг" (царя), (жрец-)"слуга бога" Хора, владыки Хебену, (жрец-)"слуга бога" богов Антилопьего нома, (жрец-)"слуга бога" Сематауи в (букв. -конструкция косвенного генетива) Иат-Хеху, "уста бога", "стоящий над берегом", начальник (жрецов)-уабов Сохмет в земле до пределов ее, Сематауитефнахт, сын "владыки зерна" (жреца-)"слуги бога" Амона-Ра, владыки Пер-Шат, Джедсематауиефанха, рожденный владычицей дома Анхет...» (сткк. 1-3 = [Sethe, 1904-1916, S. 2 (Z. 3-10)]: r-prt hity-c sdiwty-bity smr-wcty hm-ntr n Hr nb Hbnw hm-ntr n ntrw Mi-hd hm-ntr n Zmi-tiwy n 'Iït-hhw r-ntr hry-idb imy-r wcb(w) Shmt m ti (r) dr.f Zmï-tïwy-tïy.f-nht zA nb npr hm-ntr n 'Imn-Rr nb Pr-sAt Dd-Zml-ßwy-i(w).f-cnh ir.n nb(t)-pr cnht).

Насколько можно судить по данному фрагменту, наиболее важную роль в жизни Сематауитефнахта, как, видимо, и его предков, играли жреческие полномочия, связанные со среднеегипетскими культами (культами Гераклеополя, вблизи которого располагалось место Иат-Хеху [Perdu, 1985, p. 97, comm. 'f']; но также и с культами XVI верхнеегипетского нома - титулы «"слуга бога" Хора, владыки Хебену», "жрец богов Антилопьего нома" [Meulenaere, 1969, p. 21ff.; Perdu, 1985, p. 97, comm. 'd']). Нежреческие титулы в этом фрагменте являются традиционными наследственными ("князь и правитель" [Берлев, Ходжаш, 2004, с. 193]) или связаны с положением их обладателя при царском дворе ("единственный друг"; ср. с указаниями текста о близости Сематауитефнахта к царскому двору - см. ниже) и вряд ли отражают его реальные властные полномочия. Иными словами, вряд ли есть основания считать Сематауитеф-нахта сколько-нибудь самостоятельным местным правителем, подобным "начальникам кораблей" VII в. до н.э.

Религиозный момент, а именно связь с гераклеопольским божеством Херишефом и непрестанное ощущение ответного покровительства с его стороны, оказывается определяющим не только для служебной деятельности Сематауитефнахта, но и для его личной судьбы в гораздо более широком смысле. Текст стелы открывается молитвой Херишефу [Sethe, 1904-1916, S. 2 (Z. 15) - 3 (Z. 9)], имя которого, как и в энигматической надписи на верху памятника, сопровождается царскими эпитетами (nsw tiwy hqi idbw "царь Обеих Земель, владыка берегов" [Sethe, 1904-1916, S. 2 (Z. 15)]) и выписано знаком, предполагающим солярный аспект этого божества (фигурка сидящего бараноголового божества с солнечным диском на голове; возможно, имеется в виду его отождествление с Ра [Perdu, 1985, p. 99-100, comm. 'b']). Согласно тексту стелы, помошь Херишефа обеспечила его жрецу близость к кому-то из представителей XXX династии, вероятнее всего к ее последнему царю Нектанебу II (сткк. 7-8 = [Sethe, 1904-1916, S. 3 (Z. 12-13)]: wsh.n.k nmt n pr-nsw ib n ntr-nfr hr hr dd.i «Ты (т.е. Хе-

ришеф) открыл (букв. "расширил") (мне) частый доступ в царский дворец, (причем) сердце благого бога (было) довольно (тем, что) я говорил»).

Однако событие, которым, по единодушному мнению исследователей, могло быть только установление в Египте второго персидского владычества в 343 г. до н.э., привело не только к концу карьеры Cематауитефнахта при египетском дворе, но и к тому, что сам он оказался за пределами Египта; при этом попечение Херишефа о своем слуге не прекратилось и позволило ему как снискать расположение персидского царя, так и уцелеть при разгроме персов македонянами [Sethe, 1904-1916, S. 3 (Z. 14) - 4 (Z. 7)] (см. подробнее ниже). После этого Херишеф являлся Cематауитефнахту во сне, чтобы предложить вернуться под его защитой в Гераклеополь, и жрец действительно преодолел долгий путь на родину, не претерпев никаких бедствий [Sethe, 1904-1916, S. 4 (Z. 11-16)]. Любопытная и, кажется, до сих пор не комментировавшаяся специально особенность Неаполитанской стелы состоит в том, что, согласно ей, "власть" местного бога Гераклеополя выходит далеко за пределы его нома и он оказывается в состоянии опекать своего почитателя даже на чужбине; это хорошо согласуется и с наделением его такой характерной в египетской религии чертой универсального божества, как солярный аспект (см. выше).

Я сосредоточусь как раз на той части жизненного пути Cематауитефнахта, которая пришлась на второе персидское владычество в Египте (343-332 гг. до н.э.). ^ответ-ствующий фрагмент текста стелы гласит:

«Tbi отличил меня среди множества, когда обратил (букв. "сделал") ты спину свою к Египту. Tbl вложил (букв. "дал") любовь ко мне (букв. "любовь меня") в сердце властителя Азии, (причем) семеры его молили за меня бога. ^елал он (т.е. "властитель Азии") для меня должность начальника (жрецов-)уабов ^хмет на место брата матери моей, начальника (жрецов-)уабов ^хмет Юга и Cевеpа Нахтхенеба. защитил меня в битве хау-небу, после того как отразил ты Азию; убивали они (т.е. хау-небу) множество возле меня, (но) не поднялась ничья рука (букв. "рука его") против меня» (сткк. 8-11 = [Sethe, 1904-1916, S. 3 (Z. 11) - 4 (Z. 6)]: tn.n.k wi hnt hh m ir.n.k sA.k r BAqt di.k mrt.i m ib n hqA n Stt smrw.f dwï n.i ntr ir.n.f n.i Ht imy-r wrb Shmt m st sn n mwt.i imy-r wrb Shmt Rs Mhw Nht-hnb mk.n.k wi m chï n hAw-nbw(t) dr hsf.n.k Stt smï.zn hh m-gswy.i n f a.f ri).

Как можно видеть, приведенный фрагмент, строго говоря, не содержит прямых указаний на то, что описанные в нем события происходили за пределами Египта, в Азии; вместе с тем это очевидно по тому, что далее текст описывает возвращение Cема-тауитефнахта в Египет через ряд чужеземных стран ("нагорий"; см. о данном термине в контексте традиционной древнеегипетской идеологии [Демидчик, 2005, с. 132-178]) и "Великую Зелень" (см. о данном термине как об обозначении Мирового океана и его составляющих [H

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком