научная статья по теме НАРЕНДРА МОДИ ВОСХОДЯЩАЯ «ЗВЕЗДА» ИНДИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАРЕНДРА МОДИ ВОСХОДЯЩАЯ «ЗВЕЗДА» ИНДИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

!&•< *

Нарендра Моди - главный министр и архитектор «экономического чуда» штата Гуджарат.

НАРЕНДРА МОДИ -

ВОСХОДЯЩАЯ «ЗВЕЗДА» ИНДИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

В.П. КАШИН

Кандидат исторических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Индия, Нарендра Моди, Бхаратия джаната парти, Вишва хинду паришад, Гуджарат, Раштрия сваямсевак сангх

На въезде в Гандинагар - административный центр штата Гуджарат - гостей приветствует портрет Нарендра Моди, чья крепкая хозяйская рука и железная воля в короткий срок превратили этот западный приграничный регион в лидера экономического развития Индии. В отличие от Дели и Мумбая в крупнейшем мегаполисе штата - пятимиллионном Ахмедабаде с широкими проспектами, многочисленными конструкциями из стекла и бетона и торгово-развлекательными комплексами миллиардера Таты - на каждом шагу кипит деловая жизнь и не заметно трущоб. Все жители кажутся представителями среднего класса. Даже в общественном транспорте они поспешно раскрывают ноутбуки и живо обсуждают биржевые котировки. Яркая харизматичная личность и лучший главный министр штата в Индии в 2006 и 2011 гг. (по версии популярного журнала India Today) Нарендра Моди считается главным претендентом на пост премьер-министра страны от оппозиционного Национального демократического альянса, возглавляемого Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия), или БДП.

Однако политические оппоненты утверждают, что возглавляемый им штат переживает немало серьезных проблем, а сам Моди должен нести ответственность за индус-ско-мусульманские погромы десятилетней давности и уйти в отставку.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

Сын постколониальной Индии, Нарендра Дамодардас Моди родился 17 сентября 1950 г. в Ваднагаре, небольшом городе на севере Гуджарата. Традиционным занятием касты гханчи, к которой принадлежат Моди, являются производство и продажа растительного масла и других продуктов питания. Долгое время семья нашего героя ютилась на окраине города в глиняной мазанке без окон. Единственным источником света в ней была керосиновая лампа.

Как и старшие братья, Нарендра учился в школе Бхагаватача-рия. По отзывам педагогов, он был старательным учеником и принимал участие в деятельности школьного театра и дискуссионного клуба. После уроков юноша обычно занимался в библиотеке или спешил на железнодорожную станцию, где помогал отцу продавать вегетарианские пирожки и горячий чай. Когда мать болела, Нарендра готовил для всей семьи.

Главной чертой характера будущего лидера было чувство ответственности. Он охотно занимался с отстающими одноклассниками, кормил странствующих аскетов, а однажды отважился переплыть озеро, кишащее крокодилами, и заменил выцветший флаг на новый на башне индусского храма. Когда в 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнула очередная война, он записался в батальон охраны станции, подвергавшейся налетам пакистанской авиации.

Своим духовным учителем Нарендра считал видного мыслителя и общественного деятеля Индии Свами Вивекананду (1863-1902). Служение человеку

возводил в ранг религиозного долга. Свами Вивекананда проявлял интерес к нуждам обездоленного населения, ратовал за его освобождение, экономическое процветание, образование и активное участие в жизни страны. Он оказал большое влияние на общественно-политическую мысль Индии ХХ в. и таких ее представителей, как Б.Г.Тилак, М.К.Ганди, Дж.Неру и др.

В 17 лет Нарендра оставил дом и учебу и отправился пешком на поиски истины. Два года о нем ничего не было слышно. В пути он учился преодолевать трудности и лишения и встретил немало интересных людей. Он жил бок о бок с аскетами и подолгу беседовал с ними. Путешествие расширило его кругозор, закалило характер.

В Ваднагар юноша вернулся без предупреждения. Удивленные родственники спросили его, где он был столько времени? Нарендра ответил: «В Гималаях». Из вещей при нем оказалась только сумка со сменной одежды и фотография матери1.

На следующий день Нарендра уехал в Ахмедабад. Там он работал в транспортной компании, пока не вступил в Раштрия сваям-севак сангх (Союз добровольных служителей нации), или РСС, старейшую и наиболее влиятельную организацию индусского национализма. Ее цель - защита общины, дхармы (мораль, религиозный долг в индуизме) и культуры индусов, а сила - в дисциплине2. В 1972 г. он стал прачараком РСС. Прачараки составляют костяк организации. Их жизнь всецело посвящена служению обществу, они не имеют семьи. Тогда же он экстерном окончил Делийский университет, где изучал историю и санскрит - язык религиозных и философских сочинений Древней Индии.

ПРАЧАРАК РСС

Любое поручение организации, будь то проведение демонстрации против забоя коров, почитаемых индусами священными, сбор средств в фонд помощи «жертвам авторитарного правления Индиры Ганди» или бронирование мест в автобусах и поездах для членов РСС, молодой прачарак старался выполнять

очень тщательно. В 1973 г. Гуджарат охватило Движение за возрождение (Навнирман), и Нарен-дра возглавил студентов, требовавших увольнения коррумпированных чиновников и снижения цен на товары широкого потребления. В ходе столкновений с полицией 42 человека погибли. В январе 1974 г. под давлением манифестантов Дели объявил о роспуске законодательного собрания штата.

Движение Навнирман поддержал видный политический и общественный деятель Индии Джа-япракаш Нараян, объединивший противников монопольного правления партии Индийский национальный конгресс (И) -ИНК (И) - под лозунгами «тотальной революции» и «демократизации политической жизни». Он посетил Ахмедабад, и Нарен-дра встречался с ним. В июне 1975 г. в Гуджарате прошли выборы в законодательное собрание, на которых Конгресс потерпел поражение. К власти пришел блок Джаната фронт (Народный фронт) в составе нескольких оппозиционных партий, включая политическое крыло РСС - Бха-ратия джана сангх (Индийский народный союз).

В ответ 26 июня 1975 г. Инди-ра Ганди ввела в стране чрезвычайное положение. Оно действовало в течение 19 месяцев и сопровождалось репрессиями. За решеткой оказались 160 тыс. участников кампании протеста, в т.ч. 105 тыс. членов РСС. Нарендра избежал ареста благодаря умелой конспирации. Его видели то в шафрановой одежде странника, то в тюрбане сикха. Однажды он посетил соратников в тюрьме, представившись супругом заключен-ной3.

В период чрезвычайного положения он проводил митинги протеста, тиражировал листовки, помогал семьям арестованных товарищей и отвечал за связь между оппозиционными партиями в регионе. Когда Индира Ганди решила провести в Дели международную конференцию парламентариев стран (Британского) Содружества, Моди доставил в столицу и распространил среди ее участников брошюры с критикой внутренней политики премьер-министра. Об этих событиях он рассказал в книге «Гуджарат в годину

испытаний», опубликованной в 1997 г. на языке гуджарати.

В 1978 г. Моди возглавил руководство РСС в Восточном Гуджарате. Он принял участие в ликвидации последствий наводнения, приведшего к затоплению города Морби, и оставался в нем до полного восстановления коммуникаций. Его деятельность получила высокую оценку руководства, и в 1985 г. он был направлен на организационную работу в Бхаратия джаната парти, созданную в 1980 г. на базе Бхара-тия джана сангх.

ПАРТИЙНЫЙ ФУНКЦИОНЕР

Карьера Моди на политическом поприще началась с проведения ятр, многолюдных шествий, имеющих большой пропагандистский эффект. В 1987 и 1989 гг. они проходили по территории Гуджарата и обеспечили БДП широкую поддержку населения. Последующие организованные Моди ятры охватили несколько штатов страны. Первая из них, ведомая председателем БДП Лал Кришной Адвани, прошествовала от храма Шивы в Со-мнатхе до стольного города Рамы Айодхья в 1990-1991 гг., а вторая - под руководством нового председателя партии Мурли Маноха-ра Джоши - от мыса Каньякумари до Кашмира в 1991-1992 гг. Моди сопровождал Адвани до Бомбея (с 1995 г. - Мумбаи), а с Джоши проделал весь маршрут, отказавшись от бронежилета и услуг телохранителей в Кашмире. Ятры живо обсуждались индийскими СМИ. Они стали важным этапом в подготовке общественного мнения к сносу мечети Бабура в Ай-одхье 6 декабря 1992 г. и последовавшему приходу к власти в Дели индусских националистов.

В 1992 г. Моди - один из 17 членов комитета по выборам БДП. При его непосредственном участии партия укрепляла позиции в законодательных собраниях штатов Уттар-Прадеш, Мадхья Прадеш, Раджастхан и Химачал Прадеш. Особенно большого успеха она добилась на его родине, выиграв 122 места из 182, в то время как Конгресс получил всего 45 мест. Главным министром Гуджарата стал Кешуб-хаи Патель.

В ноябре 1995 г. Моди назначили национальным секретарем БДП. Он отвечал за работу партии в Харьяне, Пенджабе, Чандигархе, Химачал Прадеше и Джам-му и Кашмире. Его редко можно было застать в Дели. Он переезжал с места на место, проводил встречи, митинги, конференции. Он демонстрировал личную скромность, считался противником комфорта и довольствовался комнатой в партийном общежитии. Когда в Джамму и Кашмире за ним присылали вертолет, он садился на поезд или рейсовый автобус.

На выборах в 1996 г. БДП получила 23,5% голосов и 161 место в парламенте. По итогам выборов 1998 г. партия и возглавляемый ею Национальный демократический альянс сформировали правительство. Премьер-министром стал ветеран партии Атал Бихари Ваджпаи. В 1998-2001 гг. Наренд-ра Моди занимал пост генерального секретаря БДП. Наряду с разнообразной организационной работой он выполнял обязанности партийного пресс-атташе и пользовался большим доверием премьер-министра. В начале октября 2001 г. Ваджпаи неожиданно предложил ему вернуться в Гуджарат и возглавить правительство штата. Это было связано с обострением конфликта между Кешубхаи Пателем и региональным партийным руководством, а также в связи с приближающимися выборами в законодательное собрание. 7 октября 2001 г. Нарендра Моди вступил в должность главного министра Гуджарата.

ТРУДНОЕ НАЧАЛО

Новое назначение не застало Моди врасплох. Большой опыт работы в центре и на местах и отличное знание Гуджарата позволяли ему вынашивать са

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком