научная статья по теме “НАРОД ВЫРАЖАЕТ СЕБЯ ВСЕГО ПОЛНЕЕ И ВЕРНЕЕ В ЯЗЫКЕ СВОЁМ”. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «“НАРОД ВЫРАЖАЕТ СЕБЯ ВСЕГО ПОЛНЕЕ И ВЕРНЕЕ В ЯЗЫКЕ СВОЁМ”. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО»

"НАРОД ВЫРАЖАЕТ СЕБЯ ВСЕГО ПОЛНЕЕ И ВЕРНЕЕ В ОЗЫКЕ СВОЁМ" 565

"НАРОД ВЫРАЖАЕТ СЕБЯ ВСЕГО ПОЛНЕЕ И ВЕРНЕЕ В ЯЗЫКЕ СВОЁМ"

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО

Измаила Ивановича Срезневского (1812—1880) можно без преувеличения назвать одним из основоположников не только отечественной, но и международной славистики. Слишком во многих отраслях славяноведения он был первым. Мало того, он стоял у истоков университетского преподавания славистики как отдельного предмета. Изучение славянских народов и разработка методики преподавания славяноведения, то есть привитие молодёжи любви к родному языку и идеи общности славянских народов ив то же время значимости каждой отрасли могучего славянского дерева, — вот основные направления научной и педагогической деятельности Срезневского.

Детство и юность Измаила Ивановича прошли в Харькове, который в то время был центром культурной и общественной жизни Украины. В 14 лет он поступил в Харьковский университет на факультет этико-политических (юридических) наук. Сейчас бы такого мальчика назвали вундеркиндом. Большую роль в развитии его способностей, образовании и последующей научной деятельности сыграла мать, которая занималась его воспитанием и обучением. Благодаря её усилиям и, конечно же, своим неординарным способностям он смог в столь раннем возрасте поступить в университет и через три года закончить обучение, представив диссертацию "Об обиде". В дальнейшем мать была одним из главных ценителей его трудов на поприще славяноведения. Письма учёного к матери во время путешествий и сбора этнографических и этнолингвистических материалов были даже изданы отдельной книгой.

Любовь к словесности и родному языку у Срезневского проявилась очень рано. Уже в 8 лет он начал писать стихи, публиковать их — в 16. Параллельно с обучением в университете он преподавал русский язык и литературу как в богатых семействах, так и в пансионе ди-Роберти, который считался лучшим учебным заведением Харькова. В тот же период начинается его увлечение этнографией — со времени работы домашним учителем в поместье Полонских у днепровских порогов. Измаил Иванович одним из первых стал собирать украинские народные песни и думы, которые затем издал в шести книгах под общим названием "Запорожская старина" (1833—1838).

Тем не менее в тот период словесность и этнография оставались на уровне увлечения, а преподавание — средством заработка, серьёзно же Срезневский изучал политическую экономию и статистику, которые, возможно, помогли ему так профессионально и последовательно систематизировать материалы последующих этнографиче-

Измаил Иванович Срезневский. 1812—1880 гг.

ских и палеографических экспедиций по Восточной Европе. В 1837 г. Измаил Иванович защитил магистерскую диссертацию "Опыт о сущности и содержании теории в науках политических" (1837), после чего стал адьюнкт-профессором в Харьковском университете. Его блестящие лекции пользовались большой популярностью у студентов. С 1835 г. там же он преподавал и словесность и всё серьёзнее начал заниматься славистикой: изучал славянские языки, польские и чешские хроники, знакомился с трудами видных славянских учёных, например В. Мацеёвского и П. Шафарика.

Научные работы Срезневского 1830-х годов созданы под большим влиянием немецких философов-идеалистов — Гердера, Гегеля, Канта, Шеллинга. Молодой исследователь писал свои труды на основе идей о диалектике поступательного развития природы и общества, а просвещение считал основной движущей силой исторического прогресса. В то же время его тексты пронизаны духом романтизма и народности. Его общественно-политические взгляды тех лет были достаточно противоречивы, поскольку объединяли сочувствие к простому народу, о жизни которого он

ш.

Харьковский университет. 1880-е годы

знал не понаслышке, и веру в просвещённого монарха.

Решающим событием в выборе профессиональной деятельности Срезневского стал отказ в присуждении докторской степени: учёный совет Харьковского университета отверг его диссертацию "Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии" (1839), сочтя представленные в ней идеи слишком новаторскими и необычными. Это решило его судьбу. Выбрав славистику, Измаил Иванович от своей кафедры отправился в научную командировку по Восточной Европе для получения славистического образования. Это путешествие стало важной вехой в становлении Срезневского как слависта. Он смог консультироваться у виднейших славянских учёных, изучать основы сравнительно-исторического языкознания, работать в богатейших собраниях библиотек Вены, Праги, Берлина. За три года своих путешествий он побывал практически во всех славянских странах, за исключением Болгарии, Боснии и Герцеговины, собрал материалы по славянскому фольклору, этнографии, диалектологии, лично общаясь с местными жителями. Во многом эта его работа стала последней возможностью сохранить угасающее древнее знание, поскольку многие песни, сказания и обычаи славянских народов были вскоре утрачены. Молодой исследователь участвовал в археологических раскопках, активно изучал восточно-славянскую мифологию, лично знакомился и вёл научную переписку с видными учёными-славистами — П. Шафариком, Я. Колларом, В. Ганкой, который впоследствии стал его другом, В. Караджичем и другими.

После возвращения в Харьков он начал читать курсы славистики с филолого-этнографическим уклоном. Они были пронизаны истинным панславизмом — идеей славянской общности и взаимного влияния. Срезневский внушал своим слу-

шателям мысль о необходимости сотрудничества славянских народов ради собственного блага и прогресса.

1840-е годы стали периодом подведения итогов и написания работ по диалектологии и этнографии славянских народов. В странах Восточной Европы славянская диалектология делала первые шаги, а в России Срезневский стал её зачинателем. Он классифицировал 18 славянских говоров с приблизительным определением территорий их распространения, опубликовал статью "О наречиях славянских" (1841). Это была первая подобная классификация, ставшая основой для всех последующих. В отличие от П. Шафарика, подразделявшего славянские языки "по характеру наречий", русский учёный предложил историко-географический принцип деления славянских языков на три группы: восточные, юго-западные и северо-западные наречия. В статье "Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских" (1845) Срезневский впервые в русской славистике попытался вывести закономерности изменения согласных и гласных звуков в славянских языках.

В путешествиях по славянским землям Срезневский провёл очень большую лексикологическую работу: готовил словари языков верхних лужичан, верхних силезцев, болгар, словенцев и других народов. Фактический материал был настолько обширен, что сам Измаил Иванович смог закончить только словарь "горных словаков", остальные материалы до сих пор ждут своих исследователей.

Личное общение с местными жителями позволило Срезневскому собрать большую информацию и по этнографии — фольклору, национальным обычаям, одежде и т.д., которая остаётся актуальной и сейчас.

Одним из первых в России Срезневский серьёзно занялся славянской мифологией. На эту тему он написал ряд статей и докторскую диссертацию "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям" (1846). После её защиты он опять же одним из первых стал доктором славяно-русской филологии. В диссертации представлен подробный и тщательный анализ почти всех сохранившихся на то время сведений о богослужении древних славян как на основе данных древнегреческих и древнеримских хронистов, так и собранного им самим этнографического материала — народных песен, преданий, обычаев. Исследователь постарался представить единый пантеон славянских богов, тем самым выбил почву из под ног сторонников так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства, которые считали, что, помимо своих "местных" божеств, славянские племена Древней

"НАРОС ВЫРАЖОЛЕТ СЕБЯ ВСЕГО ПОЛНЕЕ И ВЕРНЕЕ В ОЗЫКЕ СВОЁМ"

567

Петербургский университет. 1890-е годы

Руси поклонялись и германским богам. Большое значение имеет высказанное им в диссертации, а также в лекционных курсах положение об общности многих догматов христианства и славянского язычества, переносе функций славянских богов на христианских святых, что в корне противоречило бытовавшей в XIX в. клерикальной доктрине о диаметральной противоположности христианской и языческой религии.

В 1840-е годы Срезневский много работал над характеристикой и классификацией славянских литератур — чехов, южных славян, серболужичан, болгар и др. Он стремился возбудить интерес и сочувствие своих соотечественников к жизни соплеменников из других стран. По своему характеру его статьи и исследования не имеют литературоведческой направленности, они посвящены общественной значимости литературы в славянских странах, её тесной связи с национальным движением, что придавало им прогрессивный и новаторский характер.

В 1847 г. Срезневский переехал в Петербург, где прошла вторая половина его жизни, и занял должность заведующего кафедрой славистики в Петербургском университете. Он сделал очень успешную научную карьеру: в 1849 г. стал членом Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук (далее ОРЯС) и адъюнктом II отделения Академии наук, в 1851 г. — экстраординарным академиком, а в 1854 г. — ординарным. Одновременно учёный активно участвовал в работе Русского географического, Русского археологического обществ и других научных объединений, избирался почётным членом иностранных академий, университетов, научных обществ. С 1858 г. Измаил Иванович стал бессменным деканом историко-филологического факультета Петербургского университета, в 1861 г.

замещал ректора. В 1847—1850 гг. работал цензором Петербургского цензурного комитета.

Петербургский период жизни Срезневского стал новым этапом его научной деятельности. Внутренняя эволюция научных и общественно-политических взглядов учёного была обусловлена революционной ситуацией в Европе и охранительными мерами царской власти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком