УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ
м. р. шумарина I «Наш дар бессмертный-речь»: Балашов русские поэты о языке и речи
В Государственном образовательном стандарте «воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального свое образия русского языка» определяются как задачи современной школы1. Решение этих задач осуществляется в процессе формирования культуроведческой компетенции, важнейшей составляющей которой является «осознание языка как формы выражения национальной культуры»2.
Ключевая идея культуроведческого подхода к языку — это тезис о роли языка в жизни "человеческого сообщества. Отношение к языку как к безусловной ценности — своего рода культурная универсалия, в то же время существует и национально-культурная специфика восприятия родного языка, свойственная конкретным этносам.
Учитель-словесник, воспитывая у школьников ценностное отношение к русскому языку, знакомит их с художественными произведениями и с отдельными высказываниями о языке, которые принадлежат видным русским писателям, поэтам, мыслителям. Анализируя тексты, учащиеся обращают внимание на то, что язык и речь осмысливаются здесь в разных аспектах. Это наблюдение позволяет задуматься
1 См.: Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М., 2004. - С. 41.
2 Там же. - С. 27.
Шумарина Марина Робертовна, кандидат фило.ч. наук, щуеподаватель вуза.
э многообразных функциях, которые выполняют язык и речь в человеческой культуре.
Приведем пример урока, основной развивающей целью которого является побудить старшеклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества. Тема урока, записанная на доске, — «Наш дар бессмертный — речь». Основной метод обучения — эвристический: побуждаемые вопросами учителя, школьники делают выводы из наблюдений над художественными текстами; жанр такого урока можно определить как урок-исследование. Обучающие цели: сформировать первоначальное представление о многообразии функций языка и речи; повторить материал о средствах речевой экспрессии. Материалом анализа являются тексты, отражающие мета-языковую рефлексию3 поэта, писателя.
Ход урока.
I. Вступительная беседа является средством актуализации знаний, необходимых для усвоения материала уро ка. Учитель предлагает ответить на ряд вопросов: Что такое язык? Что гакое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как си-
Исследователями отмечается, что предметом метаязыковой рефлексии в художественных текстах часто являются особенности употребления тех или иных слов, фразеологизмов. См., например: Н и к о л и н а Н. А. Языковая и речевая рефлексия в пьесах А.Н. Островского // РЯШ - 2006. - № 3. - С.62-68. Наблюдения показывают, что объектом осмысления и комментирования в поэтических произведениях являются также социальные функции языка и речи.
HOHiiMbi? Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?
Выяснив, что язык выполняет ком м у н и к а т и в н у ю функцию, учитель обращает внимание школьников на этимологию слова коммуникация — оно произошло от франц. communication (< лат. communicàtio «сообщение, передача»). Таким образом, язык является средством связи между людьми, средством сообщения информации. Поэтому говорят еще, что язык выполняет информативную функцию. Это важнейшая роль, однако «работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.
Известно большое количество сти хотворений, прозаических произведе ннй, различных высказываний, посвященных русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека п общества.
II. Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова? Почему И. Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости. — Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте. Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
1915
Учитель предлагает сформулировать оппозицию, которая выражена в первой строфе стихотворения («смерть — жизнь»), и определить, какие образы ассоциируются с понятием смерти, а какие — с понятием жизни. И. Бунин говорит о том, что все, составлявшее материальный мир, умерло. Издавна человечество стремилось сохранить намять о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, най денные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем
информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для Й. Бунина сохранить историческую память народа.
Учащиеся делают вывод о том, что язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества.
III. Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит и в стихотворении
A.A. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 г., когда стра на вела тяжелую войну с фашистски ми захватчиками:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно иод пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
Интонация стихотворения торжественная, автор использует различные средства речевой выразительности (лексические повторы: час муже ства — мужество, русская речь — русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мертвыми лечь,/ Не горько остаться без крова...; полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасем... и др.). При помощи этих средств экспрессии передается оценка.
Родной язык будет сохранен защит инками Отечества и передан внукам. Почему A.A. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, — разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасен от плена?
Школьники отвечают, что спасти от пленения можно человека, но не слово. В стихотворении возникает необычный образ: с одной стороны, слово — это именно русский язык, а с другой — слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа. Сохранить великое русское слово означает для А. А. Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку
язык выступает здесь как символ парода.
Учитель сообщает, что ученые-языковеды говорят о так называемой этнической функции языка: язык для этноса (народа) является объедини ющнм фактором, знаком национально-культурной идентичности.
IV. Мы узнали, что для народа язык является не только средством непосредственного общения, по и средством хранения и передачи культур но исторической информации, факто ром, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.
В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом...» лирический герой Л. Фс та обращается к возлюбленной:
Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова. Что душа все так же счастью И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет. Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.
Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)? Ученики понимают, что говорящий повествует не о внешнем мире, а о своем внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях. В этом тексте реализована экспрессивная функция речи — функция передачи чувств и эмоций пишущего.
В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Старшеклассники определяют, что в данном тексте передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга помогают лекси-
ческие повторы (лес проснулся — весь проснулся, веткой каждой каждой птицей)', параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Расска зать, что...); использование лекси ки, обозначающей эмоциональное со стояние (страсть, счастье, веселье, песня).
V. В стихотворении М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» передается но сопесм обычная беседа:
— На дне она, где ил
И водоросли... Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я ее любил.
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах...
— Но я ее любил.
Как сорок тысяч...
— Меньше
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я ее —
(недоуменно) — любил??
Необычность разговора заключается з том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть — это одно из проявлений внутреннего мира человека.
Форма диалога передает внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии — обвиняет в том, что недостаточно любил. Реплики «самого» Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя -гем, что все-таки любил. Напряженность спора акцентируется союзами противопоставления (но, все ж), ио-зторов (повторяется начало реплик). О смятении чувств Гамлета говорят эеплики, которые настойчиво повторяются, но становятся все короче, а гакже двойной вопросительный знак з конце.
Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей (рефлексия) есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности.
Таким образом, речь для человека — это и средство разг
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.