научная статья по теме “НАШ ПОДАРОК ЭТОМУ МИРУ”: АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ НАСИЛИЯ В ПРАКТИКАХ БОЙЦОВСКОГО КЛУБА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «“НАШ ПОДАРОК ЭТОМУ МИРУ”: АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ НАСИЛИЯ В ПРАКТИКАХ БОЙЦОВСКОГО КЛУБА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ЭО, 2014 г., № 1 © А.А. Зиновьев

"НАШ ПОДАРОК ЭТОМУ МИРУ":

АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ НАСИЛИЯ В ПРАКТИКАХ

БОЙЦОВСКОГО КЛУБА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА*

Ключевые слова: бойцовский клуб, насилие, маскулинность, кулачный бой, мужское сообщество, включенное наблюдение

В статье анализируется специфика применения насилия в коммуникации кулачного боя участниками одного из бойцовских клубов Санкт-Петербурга. Эмпирический материал был собран с использованием метода включенного наблюдения и интервью. В работе раскрываются принципы организации кулачных боев в клубе, а также формальные и неформальные нормы, контролирующие уровень допустимого насилия в практиках. Основным фокусом данной статьи является анализ значения физического насилия для конструирования маскулинности участниками бойцовского клуба.

Акты насилия - естественная часть моего развития...

Чак Паланик. Бойцовский клуб

Понятие "бойцовский клуб" ассоциируется с неформальной организацией (группой, сообществом), представленной в книге Чака Паланика "Бойцовский клуб" (1996) и одноименном художественном фильме Дэвида Финчера (1999). Можно привести следующее определение бойцовского клуба: это неформальное мужское сообщество, организованное вокруг практик боев без правил1, где участники разделяют ценности традиционной маскулинности и идею протеста против потребительской культуры. Его локальная реализация может отличаться от художественного прототипа. Исследование показало, что в Санкт-Петербурге существует несколько клубов, обладающих уникальными характеристиками. Исследуемый бойцовский клуб "Питер"2 также имеет свои особенности: различные практики кулачных боев, организация тренировок и наличие спортивного зала.

Целью данной статьи является раскрытие специфики применения насилия в коммуникации кулачного боя участниками бойцовского клуба "Питер". В задачи входит: описать сообщество и его основные практики; проанализировать применение насилия в коммуникации кулачного боя; выявить значение этого насилия для участников клуба.

Необходимо уточнить категорию насилия, используемую в исследовании. Эта необходимость обоснована, с одной стороны, множественностью властных отношений, маркируемых как проявление насилия, а с другой - негативной коннотацией категории в рамках морального дискурса. Формат данной статьи не предполагает рассмотрение всех форм насилия (например, "треугольника насилия", состоящего из субъективного, символического и системного насилия - Жижек 2010: 5). В ее фокусе - физическое насилие, синонимичное использованию физической силы.

Основной акцент будет сделан на особой роли насилия в конструировании маскулинности, что неоднократно подчеркивалось социальными исследователями. Наи-

Алексей Александрович Зиновьев - младший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург; e-mail: alekszinoviev@mail.ru

* В статье использованы материалы проекта Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург "Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность". Сроки выполнения проекта 2012 г. Проект организован при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

2 Этнографическое обозрение, № 1

большее внимание будет уделено не тому, что маскулинность конструируется, в частности, посредством насилия, а самому процессу. Другими словами, анализу того, как насилие, являющееся частью коммуникации, используется участниками клуба для конструирования своей маскулинности.

Эмпирический материал собран в рамках проекта Центра молодежных исследований "Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность". В исследовании применялся метод включенного наблюдения и интервью.

В первой части статьи представлена рамка исследования, сформированная на основе научных разработок в области социологии спорта. Методология и особенности полевой работы рассмотрены во второй части. Третья часть посвящена краткой истории клуба. Анализ основных практик и специфики применения насилия представлен в четвертой части статьи. Заключительная часть посвящена анализу значения физического насилия для участников клуба.

Спорт как "производство себя": к пониманию спортсмена. Для выбранного фокуса наибольшую важность представляют исследования спорта, выполненные в рамках подхода П. Бурдье. Он отмечал, что одна из задач исследователя в поле спорта заключается в выявлении связи между отдельными видами спорта и "вкусом" определенной социальной группы (Бурдье 1994: 259). В работе "Спорт и социальный класс" он продемонстрировал наличие дифференциации в спортивных предпочтениях, основанной на классовых различиях. Эта дифференциация фиксировалась позже во многих социологических исследованиях (см., напр.: Kahma 2010; Stempel 2005).

Возможность выбора обеспечивается спецификой различных видов спорта, актуализирующих определенные ценности (например, "командный дух", принципы fair play, индивидуальность) и нормативные представления о телесности, мужественности и женственности. В результате "в многообразии спортивной жизни проявляются социально различные вкусы, ценности, образы мышления и представления о самих себе мужчин и женщин из разных социальных слоев" (Алкемайер 2006: 142). Анализ особенностей спортивных практик позволяет делать выводы о нормах и ценностях, разделяемых определенной социальной группой, среди которой эти практики получили распространение.

Спорт не только является отражением представлений различных социальных групп, но выступает в качестве примера "социокультурных форм формирования личности" (Там же: 146). Спорт - это специфическая практика "производства себя", где основной акцент делается на физическом теле, но не ограничивается им. Для понимания субъекта становится недостаточным установление связи между социальной группой и определенным видом спорта. Необходимо анализировать сам процесс "производства себя" (практики и их значения, социальное и физическое пространство), преодолевая этим проблему "номинальной единицы" (Бурдье 1994: 260), скрывающей за общим названием спорта различные способы занятия им.

Для данной статьи важно отметить специфику спорта как одного из институтов для выражения маскулинности (Cornell 1987: 85). И. Гоффман отмечал, что организованный спорт создает условия для проявления мужчинами "предписанных" им качеств: силы, стойкости, выносливости (Goffman 1977: 322). Анализируя значение профессионального спорта в конструировании маскулинности, М. Месснер подчеркивал, что "молодые люди приходят в спорт с уже сформировавшейся гендерной идентичностью, которая укрепляется в процессе развития личности" (Месснер 2000: 222). Он рассматривал спорт как процесс коллективного создания гендера: "...хотя основная задача маскулинности - в развитии интерактивной личности и окончательном разграничении себя и другого, она может быть осуществлена только через взаимодействие с другими людьми" (Там же: 223). Создание гендера "ситуативно обусловлено, оно происходит в контексте реального или виртуального присутствия других, которые, как предполагается, ориентированы на его производство" (Уэст, Зиммерман 2000: 194).

Физическое и социальное пространство спортивного зала и практики, актуализирующие "мужские качества", создают уникальную коммуникационную среду для взаимодействия, формирующего гендер.

Исследование бокса в черном гетто Чикаго, которое провел Л. Вакан, является примером комплексного анализа отдельной спортивной практики. Отталкиваясь от подхода Бурдье, он указал на наличие связи между мужской культурой гетто и боксом. Бокс привлекателен для молодых афроамериканцев, так как "опирается на культуру мужской крутизны, физической удали и владения телом" (Вакан 2006: 122). Выбор бокса обусловлен артикуляцией в нем "мужских ценностей".

Использование включенного наблюдения позволило Вакану собрать материал, необходимый для подробного анализа спортивной практики, понимания внутренней логики бокса. Наибольший интерес представляет анализ физического насилия - его социальное регулирование и значение для идентичности боксера. Социальное пространство боксерского зала имеет двойственное отношение с пространством гетто: с одной стороны, оно опирается на его культуру, а с другой - противопоставляется ему. Это выражается в специфике восприятия насилия: "конструктивное, с точки зрения социальной жизни и идентичности бойца, и контролируемое насилие" спортивного зала противопоставляется неконтролируемому насилию улицы (Там же). Важная роль в социальном регулировании насилия отводится тренеру. Боксеры также участвуют в этом процессе - Вакан сравнивает спарринг3 с разговором, где ритм и темп зависят от участников4.

Посредством коллективной работы и коммуникации между спортсменами в квазитотальном пространстве боксерского зала формируется габитус боксера. В его формировании важную роль играет конструктивное насилие. Специфика спорта позволяет нам также говорить о коллективной работе по созданию гендера. В мужском пространстве зала5 происходит формирование "боксера-мужчины" (или "мужчины-боксера"). Это пространство идеально: легитимный способ демонстрации "мужских качеств" и публика, способная оценить/подтвердить мужественность участника.

"Это доступно всем, но достойны этого немногие"6: методология исследования и специфика поля. Для сбора эмпирического материала была реализована исследовательская стратегия, использованная Ваканом. Эта стратегия является "радикальным" (и в определенной степени "очевидным") способом решения проблемы "номинальной единицы", описанной Бурдье. "Для понимания мира бокса необходимо погружение в него, изучение его и переживание его изнутри, intus et in cute. Самостоятельное понимание объекта служит здесь необходимым условием адекватного познания объекта" (Вакан 2006: 122). Наибольшее значение в спорте отводится специфическим телесным практикам, отличным в зависимости от его вида, способа занятия и пространства (социального и физического). Несмотря на их значимость, эти практики, "техники тела" (Мосс 1996), трудны для рефлексии и практически не могут быть вербализованы в и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком